The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Hide details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83 % от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73 % избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».


ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г. Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу» – предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

«Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 891);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9 % по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3 %.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5 % (в 2022 году – 3,6 %) (при целевом ориентире – не более 4,2 % к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8 % (при прогнозе 7–8 %). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7 % (при прогнозе 102,4 %).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1 % (например, динамика в животноводстве – 104,5 %, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9 %, скота и птицы – на 2,7 %).

Темпы в строительстве выросли до 111,1 %. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4 % больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7 % к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.


ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.


ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность – 350 человек) – представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.


ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70 % исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.


****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Show details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Hide details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Беларусь – страна с поистине богатым историко-культурным наследием и замечательным природным достоянием. На нашей земле сохранилось множество архитектурных, исторических и культурных памятников, находится большое количество уникальных природных ресурсов, живописных лесных и водных комплексов.
    Несмотря на многочисленные войны, которые проходили на нашей территории, белорусам удалось сберечь многие культурные артефакты – как материальные, так и нематериальные; некоторые из них – и вовсе воссоздать практически с нуля.
    Историко-культурные ценности, их сохранение и поддержание в надлежащем состоянии находятся на особом контроле государства и Президента. Ведь, как отмечал А.Г.Лукашенко, «в нашей национальной культуре заключены колоссальные духовные богатства. Это наш нравственный стержень. Он помогает сохранить самобытность. Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новые поколения».
    Не меньшую ценность представляет и природное наследие. Наша страна славится своими обширными лесами и множеством голубых озер. Глава государства неоднократно подчеркивал – «природный ландшафт Беларуси – наше богатство и гордость». В республике функционируют национальные парки, заповедники и заказники, которые позволяют всем желающим прикоснуться к практически нетронутой руками человека природе, абстрагироваться от городской суеты и вдохнуть чистый, свежий воздух. И чтобы оставить возможность испытать эти ощущения нашим потомкам, всем следует помнить слова Президента: «Природа – это дар божий, мы его должны сохранить и еще в лучшем состоянии передать своим детям и внукам».

    Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.


    Направления развития туристической отрасли Беларуси

    Туристическая отрасль взята под особую опеку государства и является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.
    Во всем мире туризм приносит значительную прибыль и играет важную роль в экономике, а также дает возможность гражданам лучше познакомиться со своей землей и ее историей. Именно поэтому в нашей стране уделяется столь пристальное внимание развитию туристической отрасли.

    Справочно.
    Если в 2003 г. доля туризма в ВВП Беларуси составляла всего 0,06%, то в доковидном 2019 г. она выросла почти в 37 раз и достигла значения 2,2%.
    В 2021 г. сводный целевой показатель экспорта туристических услуг в Республике Беларусь составил 129,9 млн. долл. США. Стоимость оплаченных туров в 2021 г. составила 918 млн. руб., тогда как в 2020 г. было 375 млн. руб.

    Ключевыми документами, призванными содействовать созданию благоприятных условий для развития туризма в Республике Беларусь и удовлетворению потребностей граждан в отдыхе и оздоровлении, являются подписанные Главой государства 2 июня 2006 г. указы № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма».
    Основные ориентиры и направления деятельности на ближайшую перспективу содержит Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы (далее – Программа). Она призвана продолжить формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечить увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.
    Одной из важных целей, определенных в Программе, является рост потребления туристических услуг путем стимулирования внутреннего спроса и увеличения въездных туристических потоков.
    Важным фактором, способствующим ее достижению, является введенный Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» безвизовый режим. Он позволяет гражданам десятков государств мира, которым для поездки в Беларусь необходимо получать визу, посещать республику в упрощенном порядке.

    Справочно.
    Так, в случае пересечения Государственной границы в пунктах пропуска, находящихся в воздушных гаванях нашей страны (Национальный аэропорт Минск; аэропорт Брест; аэропорт Витебск; аэропорт Гомель; аэропорт Гродно; аэропорт Могилев), безвизовый порядок въезда и выезда устанавливается для граждан 76 государств на срок, не превышающий 30 дней.
    Кроме того, существует безвизовая территория «Брест–Гродно», посещать которую имеют право граждане 73 государств на срок до 15 дней. Безвизовую территорию составляют территории г. Бреста, Брестского, Жабинковского, Каменецкого, Пружанского районов Брестской области, г. Гродно, Берестовицкого, Волковысского, Вороновского, Гродненского, Лидского, Свислочского, Щучинского районов Гродненской области.

    В то же время, эпидемиологическая ситуация и санкционные ограничения стали своего рода проверкой на прочность для отечественной сферы туризма. В 2020 г. белорусская туристическая отрасль несколько отошла от ориентации на въездной и выездной туризм, и стала уделять больше внимания внутреннему туризму. Данная тенденция продолжилась в 2021 г. – ведь белорусы сами стали интересоваться, как можно хорошо отдохнуть на родине, а параллельно узнавали много нового и интересного об истории, традициях и культуре своей страны.

    Справочно.
    Численность организованных внутренних туристов и экскурсантов в 2021 г. была на 7,3% выше, чем в доковидном 2019 г., когда их число составляло 1107 тыс. человек.
    В 2021 г. численность гостей составила 2 322,3 тыс. человек или 136,6% к 2020 г. (при плане 108%). При этом в 2019 г. доля граждан Республики Беларусь составила 54%, а в 2021 г. – 78,5%.

    Ежегодно разрабатываются новые туристические маршруты, обновляются прежние, делаются их переводы на разные языки. В целом по стране на данный момент насчитывается около 2 тыс. маршрутов.

    Справочно.
    В Брестской области – 305 маршрутов, в Витебской области – 470, в Гомельской области – 174, в Гродненской области – 268, в Минской области – 477, в Могилевской области – 99, в г.Минске – 112.

    Кроме того, в 2021 г. на сайте Национального агентства по туризму (www.belarus.travel) был разработан маршрутизатор, с помощью которого каждый желающий может выстроить подходящий для себя маршрут путешествия с точками остановок, питания и отдыха.
    Развитие объектов туристической индустрии проводится во всех регионах Республики Беларусь. В частности, в 2021 г. работы по строительству и реконструкции проводились на 54 объектах, введены в эксплуатацию 18 объектов туристической индустрии.
    Также в Беларуси широко развернута подготовка туристических кадров, ведь рассказывать о достопримечательностях нашей страны должны только профессионалы. Недостаточно компетентное ведение экскурсионного бизнеса может портить общий имидж страны, ударять по карману аттестованных государством гидов, музеев, приводить к искажению исторических фактов и актуальной информации.

    Справочно.
    По состоянию на 1 января 2022 г., в Национальном реестре экскурсоводов и гидов-переводчиков находится 1155 аттестованных специалистов: 927 экскурсоводов и 228 гидов-переводчиков. Из них в 2021 г. аттестовано 156 человек при задании не менее 50.

    Это лишь малая часть той невидимой внешнему наблюдателю работы, которая проводится государством по развитию туристической отрасли. Однако ее итогом является широкий спектр возможностей для проведения досуга, открывающихся перед жителями нашей страны и ее гостями из-за рубежа.


    Продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешнем туристических рынках

    В Беларуси существует большое разнообразие видов туризма, в широком перечне которых любой человек может найти то, что ему по душе. Наиболее популярными и востребованными в 2021 г. были такие направления туризма, как культурно-познавательный, экологический, агроэкотуризм, лечебно-оздоровительный, медицинский, промышленный, спортивный и гастрономический. Именно они лежат в основе туристического потенциала нашей страны.
    Культурно-познавательный туризм сочетает в себе познавательные экскурсионные поездки с посещением исторических, архитектурных, природных и культурных объектов.
    Самые интересные достопримечательности Беларуси – это крепости и замки, дворцово-парковые ансамбли и родовые усадьбы, храмы и монастыри, уникальные уголки нетронутой природы, старинные инженерные сооружения, музеи и этнографические деревни, родные места знаменитых художников, писателей и ученых.
    На территории нашей страны имеется 4 объекта, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них жемчужины белорусской архитектуры: замковый комплекс «Мир» и Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».
    Замковый комплекс «Мир». Мирский замок считается одним из старейших и красивейших замков Европы, где сочетается разная архитектурная стилистика, начиная с готической и барочной и заканчивая эпохой Ренессанса. «Мир» – самая популярная достопримечательность Беларуси, резиденция известного рода Радзивиллов, является выдающимся примером оборонительного зодчества XVI–XVII веков. Кроме неприступной цитадели, где сегодня расположены музей и отель, замковый комплекс включает в себя итальянский ренессансный сад, английский парк, пруд и часовню-усыпальницу князей Святополк-Мирских.
    Ежегодно Мирский замок принимает тысячи гостей из разных уголков нашей страны и зарубежья – в 2021 г. их число превысило 180 тыс. Они приезжают полюбоваться величественным строением, принять участие в рыцарских боях. У стен замка регулярно проходят фестивали средневековой, классической, джазовой и электронной музыки.
    Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж». Старинный городок известен далеко за пределами Беларуси. Именно здесь расположен дворцово-парковый ансамбль, еще одна резиденция династии Радзивиллов, а также другие уникальные памятники истории и архитектуры. Несвижский костел Божьего Тела – первый в Восточной Европе храм в стиле барокко, в котором также находится фамильная крипта Радзивиллов (по своим размерам третья в Европе после усыпальниц Габсбургов и Бурбонов). Несвижская ратуша – самая старая из сохранившихся в Беларуси – построена в 1596 г., а Слуцкая брама в Несвиже – и вовсе единственные сохранившиеся ворота, входившие в систему городских укреплений. В 2021 г. музей-заповедник посетило практически 179 тыс. гостей.
    Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО являются и элементы Геодезической дуги Струве – сеть из 265 пунктов, которая пересекает с севера на юг 10 государств. В Беларуси сохранилось 19 таких пунктов.
    Национальный парк «Беловежская пуща», являющийся самым большим лесом в центральной Европе, также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время Беловежская пуща является одним из наиболее известных мест Беларуси. В Национальном парке встречается 59 видов млекопитающих, обитает более 250 видов птиц, произрастают более 1000 видов растений, а также растут знаменитые древние именные дубы. В Беловежской пуще находится одно из самых «сказочных» мест Беларуси – Поместье Деда Мороза.
    Еще одной жемчужиной историко-культурного наследия Беларуси, пока не получившей должного формального признания, является Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей в Гомеле. Сегодня уникальный музейный комплекс в центре Гомеля объединяет дворец Румянцевых и Паскевичей, часовню-усыпальницу, зимний сад, смотровую башню и старинный парк.
    Это самая большая полностью сохранившаяся усадьба на территории Беларуси. Первая часть в ее названии восходит к фамилии графа Румянцева, фаворита императрицы Екатерины II. Вторая – фамилия полководца Паскевича, благодаря которому усадьба приобрела царственный вид. Сегодня во дворце находится музей.
    Резиденция аристократов в Гомеле – один из интереснейших и наиболее посещаемых музеев Беларуси, крупный историко-культурный и просветительский центр.
    Большой популярностью обладает культурно-познавательный туризм, связанный с советским наследием и войнами (военно-исторический туризм). На территории Беларуси расположено много мест, хранящих память о Первой и Второй мировых войнах. Среди них: Брестская крепость, Музей истории Великой Отечественной войны и историко-культурный комплекс «Линия Сталина». На их территории постоянно проводятся военно-исторические реконструкции, наглядно иллюстрирующие события тех лет.
    Мемориальный комплекс «Брестская крепость–герой». Брестская крепость – одно из знаковых мест Беларуси, символ мужественного сопротивления, стойкости и героизма во время Великой Отечественной войны.
    Крепость была построена в 30-е годы XIX века и полностью изменила вид Бреста: город был целиком перемещен на новую территорию, на восток от цитадели.
    22 июня 1941 г. гарнизон крепости принял первые удары немецко-фашистских захватчиков и более месяца держал оборону в полном окружении. В послевоенное время за мужество и героизм, проявленные защитниками крепости во время ее обороны, цитадель получила почетное звание «Крепость-герой».
    Мемориальный комплекс «Хатынь». Сожженная во время Великой Отечественной войны деревня Хатынь Логойского района Минской области стала символом трагедии всего белорусского народа, напоминанием об ужасах войны.
    Эта деревня с практически всеми ее жителями (149 человек, в том числе 75 детей) была уничтожена немецкими оккупантами в марте 1943 г.
    Всего во время Великой Отечественной войны были сожжены заживо жители 628 белорусских деревень, 186 из которых так и не были восстановлены. В память о них в 1969 г. на месте Хатыни был сооружен мемориальный комплекс, в котором воплощена идея мужества и непокоренности народа, принесшего огромные жертвы во имя свободы. Президент Беларуси А.Г.Лукашенко, посещая 16 апреля 2022 г. мемориальный комплекс «Хатынь», поручил к 80-летию трагедии (которое будет отмечаться в 2023 г.) построить здесь музей и провести все необходимые реставрационные работы. Деятельность по выполнению данного поручения началась сразу после 9 мая.
    Не менее памятным для белорусов местом является мемориальный комплекс «Ола». Он создан на месте одноименной деревни, сожженной нацистами в годы Великой Отечественной войны.
    Он включает в себя три функциональные зоны: входную группу, мемориальную зону (на территории, примыкающей к существующему братскому захоронению) и соединяющий их пешеходный маршрут, проходящий по бывшей деревенской улице.
    Кроме того, в Год исторической памяти Национальное агентство по туризму провело исследование по использованию мест памяти в военно-историческом туризме Беларуси.
    Проделана большая работа – изучены места памяти Отечественной войны 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной войн. Исследователи объездили всю страну и выделили в каждой области по 15-20 мест памяти, которые ранее были не слишком известны, но будут интересны всем тем, кто увлекается изучением истории родной страны.
    Также Постановлением Совета Министров № 681 от 30.11.2021 Минобразования совместно с Минспорта запустили пилотный проект, который направлен на формирование уважения к культурно-историческому наследию и традициям белорусского народа, укрепление нравственных качеств молодежи. Теперь раз в полгода старшеклассники (10-11-й классы) выезжают в рамках изучения учебных предметов на экскурсии в различные знаковые места Беларуси. Для учеников эти поездки будут бесплатными, для учителей запланированы дополнительные оплачиваемые рабочие часы.

    Справочно.
    В І полугодии 2021/2022 уч.г. учащиеся посетили туристические объекты:
    в Брестской области – мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», народный музей партизанской славы им. Д.К.Удовикова, мемориальный комплекс партизанской славы «Хованщина» и др. (14 989 человек);
    в Витебской области – мемориальный комплекс «Прорыв», Витебский областной музей им. М.Ф.Шмырева, дом-музей В.Короткевича и др. (13 321 человек);
    в Гомельской области – мемориальный комплекс детям – жертвам фашизма, мемориальный комплекс «Ола», Туровский краеведческий музей, музей битвы за Днепр и др. (1023 человека);
    в Гродненской области – Волковысский военно-исторический музей имени П.И.Багратиона, Гродненский государственный историко-археологический музей, историко-культурный комплекс «Гродненская крепость – Партизанский лагерь» (3442 человека);
    в Минской области – историко-культурный комплекс «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Хатынь», Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», ОАО «БЕЛАЗ», СЗАО «Белджи», музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки», парк-музей интерактивной истории «Сула» и др. (5602 человека);
    в Могилевской области – Мемориал воинской славы «Лудчицкая высота», музей истории Могилева, мемориальный комплекс «Буйничское поле» и др. (3118 человек);
    в г.Минске – музей современной белорусской государственности, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс «Тростенец» и др. (18 256 человек).

    Государством осуществляется работа по сохранению и восстановлению историко-культурного наследия, пополнению Государственного списка историко-культурных ценностей новыми объектами, которые становятся региональными и национальными брендами, местами привлечения туристов.
    Из числа мест, которые пока не получили достаточной известности, но однозначно могут быть рекомендованы к посещению, стоит отметить:
    Историко-культурный музей-заповедник «Заславль», к наиболее значительным памятникам археологии которого относятся: городище «Замэчек», построенное для Рогнеды и Изяслава князем Владимиром, городище «Вал» конца XVI в. и десять курганных могильников (X–XI вв.). Архитектурные богатства Заславля – это кальвинистский сбор XVI в. (ныне – Преображенская церковь), костел Девы Марии XVII в., флигель дворца Пшездецких, деревянная застройка конца XIX – начала XX вв. Кроме того, есть краеведческий музей, музей музыкальных инструментов, народных ремесел, гобеленов.
    Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, представляющий собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Некоторые из них размещены в памятниках архитектуры: Софийском соборе (сер. XI – сер. XVIII вв.), корпусе бывшего иезуитского коллегиума (XVIII в.), Лютеранской кирхе (1888 г.), Братской школе (к. XVIII в.), жилых домах по ул. Войкова, 1 и ул. Нижне-Покровской, 46 (XIX – нач. XX вв.), домике Петра I (1692 г.), водонапорной башне (1956 г.).
    Замок Пусловских в Коссово (Коссовский замок), который за сказочный образ и роскошь называли «рыцарской грезой». Он построен в неоготическом стиле. После многих лет забвения этот «миниатюрный замок» с 12 башнями, символизирующими месяцы года, вновь принимает гостей. Большая реставрация еще продолжается, но оценить красоту дворца и прогуляться по залам, которые ждут возвращения былой роскоши, уже может каждый.
    В целом, культурно-познавательный туризм сегодня является одним из распространенных и востребованных видов туризма в нашей стране. Ведь перечень тех исторических объектов, которые притягивают внимание туристов, далеко не исчерпывается лишь Миром, Несвижем или Брестской крепостью. Основой уникального культурного наследия Беларуси также являются Софийский собор (г.Полоцк), Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, кафедральный костел святого Франциска Ксаверия (г.Гродно), Свято-Никольский монастырь (г.Могилев), Троицкий костел в деревне Гервяты, Ружанский замок (г.п.Ружаны, Пружанский район Брестской обл.), Гольшанский замок (аг.Гольшаны, Ошмянский район Гродненской обл.), Августовский канал и многие другие объекты.

    Справочно.
    Привлекательной для путешественника по Беларуси может стать республиканская акция по популяризации внутреннего туризма «Адчуй.Вандруй.Натхняйся», которая пройдет с 6 по 12 июня 2022 г. В рамках ее проведения туристы получат возможность на безвозмездной основе посетить туристические объекты нашей страны.

    Для любителей экологического туризма отдых в Беларуси – уникальная возможность насладиться природой в экологически чистых, не тронутых урбанизацией уголках. Многие природные объекты страны считаются эксклюзивными в Европе. К их числу относятся национальные парки «Нарочанский», «Припятский», «Браславские озера», «Беловежская пуща», Березинский биосферный заповедник, заказники «Налибокская пуща», «Голубые озера» и многие другие.
    Заповедники и заказники Беларуси предлагают совершить пешую, велосипедную или конную прогулку по экотропе, отправиться в мини-тур на теплоходе или лодке, стать участниками экосафари с наблюдением за дикими животными и птицами. Также можно просто отдохнуть в тишине, созерцая красоту природы.

    Справочно.
    Отдельного упоминания заслуживает Республиканский ландшафтный заказник Ельня. На его территории пролегает самая длинная и широкая экологическая тропа по верховому болоту: общая протяженность – 1500 метров. Начинается тропа на краю верхового болота, проходит через несколько биотопов и оканчивается на краю типичных для болота Ельня живописных болотных озер. Время прохождения – 1,5 часа. Наилучшее время для посещения – с мая по октябрь.

    Агроэкотуризм – один из самых привлекательных вариантов отдыха в Беларуси. Агроэкоусадьбы расположены в самых живописных местностях, оформлены с национальным белорусским колоритом. Здесь можно услышать местные легенды и аутентичные песни, разучить белорусские танцы и принять участие в старинных народных обрядах, например, на Коляды, Масленицу или Купалье. Можно даже сыграть свадьбу в белорусских традициях.

    Справочно.
    По данным Национального статистического комитета, на
    1 января 2022 г. в Беларуси количество агроусадеб достигло 3150, из которых более 200 появилось в 2021 г. Число обслуженных туристов в 2021 г. составило более 563 тыс. человек (в 2020 г. – более 433 тыс.).

    В рамках данного направления туризма активно развивается кластерная модель – образования различных производителей, услуг, местных объектов, которые объединяются под единым брендом. Один из самых первых кластеров в стране  «Воложинские гостинцы». Туда входит порядка 20 производителей усадьбы, ремесленники, фермеры, местные музеи и Налибокская пуща. В кластер «Велесаў шлях» (Глубокский район) объединились усадьбы и фермерские хозяйства, в кластер «Наваколле» (Брестская область)  производители интересных крафтовых продуктов, усадьбы, местный театр.
    Все более востребованным и популярным среди иностранных граждан с каждым годом становится медицинский туризм.
    Несмотря на пандемию COVID-19, удалось выполнить и даже перевыполнить план по экспорту медицинских услуг. Причина – политика открытости нашей страны. По итогу экспорт отечественных медуслуг в 2021 г. вырос на 20%, а в абсолютных значениях превысил $40 млн.
    Больше всего нарастили экспорт такие направления, как кардиохирургия, стоматология, онкология. Вырос экспорт не только в постсоветские страны (где лидером традиционно является Россия), но и в Италию, Германию, Польшу. Кроме того, в Беларуси были вакцинированы более 2,5 тыс. иностранных граждан.
    Организацией медицинских туров занимаются специальные компании, которые учитывают все аспекты поездки: готовят полный пакет документов, осуществляют подбор медицинского или оздоровительного учреждения, открывают визу, при необходимости обеспечивают сопровождение пациента.
    Еще одно направление туризма в Беларуси – лечебно-оздоровительный. Неоспоримое преимущество белорусских санаториев – это хорошее соотношение цены и качества, современная медицинская база и высококвалифицированные специалисты.
    Помимо традиционных SPA-услуг практически у каждого санатория есть свои источники минеральной воды, в том числе лечебные радоновые. В Солигорске действует уникальная подземная спелеолечебница, где можно получить высокоэффективное лечение в целебных соляных пещерах.
    Также в санаторно-курортных организациях всех регионов пользуются спросом оздоровительные программы для реабилитации после перенесенных заболеваний, вызванных коронавирусной инфекцией.

    Справочно.
    Такие услуги предлагают, в частности, санатории «Альфа-Радон», «Ружанский», «Плисса», «Криница», «Машиностроитель», «Энергетик» и др.

    Санаторно-курортные и оздоровительные организации успешно справились с последствиями пандемийных ограничений 2020 г., и в 2021 г. разместили у себя почти 850 тыс. человек (в 2020 г. – 626,6 тыс.). Этот рост обусловлен именно за счет востребованности подобных услуг среди жителей нашей страны. Белорусские граждане поняли, что отечественные санаторно-курортные организации не просто место лечения, а то место, в котором можно отдохнуть не хуже, а во многом (если говорить про соотношение цена/качество) даже лучше, чем за рубежом.
    Значительным потенциалом обладает промышленный туризм, или организация туристических экскурсий на действующие производства в Республике Беларусь. Развитие промышленного туризма служит дополнительной рекламой промышленной продукции, способствует ее сбыту, дальнейшему экономическому росту предприятий и продвижению туристических возможностей территорий их расположения. Кроме того, посещение крупнейших белорусских предприятий позволяет своими глазами увидеть достижения промышленности страны, сложность и комплексность осуществляемого производства.
    В Беларуси большое количество предприятий осуществляют организацию приема и обслуживание экскурсионных групп. Среди них предприятия как машиностроения, так и легкой, пищевой, строительной отраслей: ОАО «БелАЗ», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «МТЗ», ОАО «Стеклозавод «Неман», Минский часовой завод «Луч», пивоваренные заводы «Пивоваренная компания Аливария», «Криница», «Лидское пиво», кондитерские фабрики «Спартак», «Слодыч», «Коммунарка».

    Справочно.
    Экскурсия на ОАО «БелАЗ» – это возможность воочию увидеть уникальные по своим возможностям и размерам машины, проехать на карьерном самосвале большой грузоподъемности, сделать памятное фото на фоне БЕЛАЗ-75710 – самого большого карьерного самосвала в мире, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса.

    Гастрономический туризм – вид туризма, основная цель которого заключается в знакомстве со страной через призму национальной кухни.
    Так, в Беларуси создаются гастрономические площадки с новыми концепциями развлечений, такие как «Песочница», «Lidbeer Dvor», пользующиеся популярностью у жителей и гостей страны.
    С целью популяризации белорусской национальной кухни на постоянной основе также проводятся Недели и Дни белорусской кухни с единой рецептурой, технологией приготовления и ценой. Одновременно организациями системы потребкооперации практикуется проведение «Недели старобелорусской кухни». На постоянной основе осуществляется организация кулинарных (гастрономических) фестивалей, выставок продаж и дегустаций, мастер-классов по приготовлению блюд, в том числе в рамках республиканских и городских мероприятий, на которых покупателям предлагается широкий ассортимент блюд национальной кухни.

    Справочно.
    На территории Республики Беларусь количество объектов гастрономического туризма составляет 436 единиц, из них объектов общественного питания, специализирующихся на белорусской кухне, – 181 единиц на 15 738 мест. Туристических маршрутов с гастрономической составляющей в стане насчитывается 73 единицы.

    Кроме того, с целью интеграции людей с инвалидностью в общество, в Беларуси продолжает развиваться инклюзивный туризм.
    В 2022 г. в Национальную стратегию развития туризма в Республике Беларусь до 2035 г. внесены изменения и дополнения, касающиеся развития инклюзивного туризма. На текущий момент в каждой области и г.Минске сформированы доступные туристические маршруты.
    Согласно сведениям облисполкомов и Мингорисполкома, в настоящее время насчитывается 142 туристско-экскурсионных маршрута, доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц.

    Справочно.
    В Брестской области насчитывается 10 туристско-экскурсионных маршрутов, в Витебской – 41, Гомельской – 8, Гродненской – 27, Минской – 24, Могилевской – 13, г.Минске – 19.

    Также в преддверии сезона летних отпусков становится актуальным и вопрос выездного туризма. Здесь необходимо отметить, что туристическая отрасль столкнулась с новыми вызовами, которые связаны со сложностями в работе международных авиалиний. Ряд популярных для стран СНГ туристических направлений на ближайшее время стал практически недоступен. Такая ситуация существенно повлияла на планы туристических организаций, и ответом рынка туристических услуг стран – участников Содружества Независимых государств на эти вызовы должно стать активное развитие туризма между странами СНГ.
    Также на уровне Исполнительного комитета СНГ продолжается обсуждение проекта «Драгоценное ожерелье Содружества». Его идея заключается в популяризации, продвижении и создании туристических маршрутов, основу которых могут составить материальное и нематериальное наследие, знаковые места и объекты, национальные традиции народов стран Содружества. Проект позволит продемонстрировать потенциальному туристу богатейшее культурное наследие постсоветских республик, напомнить о том разнообразном и удивительном мире, который представляет собой пространство стран СНГ.
    Не прекращается и деятельность по дальнейшему продвижению туристического потенциала страны на «внешнем» контуре. Была организована работа Национального стенда Республики Беларусь на 14 международных туристических выставках (в том числе 9 выставок в онлайн формате), проведено 8 презентаций туристического потенциала Беларуси за рубежом (в том числе 5 презентаций в онлайн формате), 11 ознакомительных туров для представителей иностранного турбизнеса и СМИ.

    Справочно.
    География указанных мероприятий – государства СНГ, Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, Африки и Ближнего Востока.

    Кроме того, запланированы ознакомительные туры для представителей туристической индустрии и СМИ России, Узбекистана, Казахстана, ОАЭ и Саудовской Аравии.

    ***

    Развитие в Беларуси национального туристического продукта помогает делать нашу страну более интересной и привлекательной. Государством уделяется большое внимание тому, чтобы люди, которые любят путешествовать, имели возможность интересно проводить досуг в Беларуси, не уставали изучать ее живописные и пропитанные историей уголки, знакомились с культурой и традициями. Ведь без знания красот родной страны, без обстоятельного знакомства с ее прошлым, невозможно стать настоящим, горячо любящим Беларусь патриотом.
    Несмотря на то, что Беларусь не обладает знаковыми для среднестатистического туриста ресурсами – горными массивами, теплыми морями и т.д. – она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами, среди которых:
    выгодное географическое положение в центре Европы на пересечении международных авиа- и автомобильных маршрутов;
    древняя и богатая история, самобытная культура, которая объединяет в себе влияние Востока и Запада, Средневековья и хай-тека, древнего зодчества и сталинского ампира, образцы советской мозаичной росписи и современные муралы;
    либеральный режим для путешествий, позволяющий гражданам десятков государств без лишней бумажной волокиты посещать Беларусь;
    чистота и безопасность;
    уникальный природный потенциал, который дает возможность насладиться природой в экологически чистых, не тронутых урбанизацией уголках.
    Как отмечал Глава государства А.Г.Лукашенко, наша страна богата своей историей. Белорусы взращены нашей землей – неповторимой белорусской природой, лесами, озерами, полями, чистым воздухом. Теперь наша задача – сохранить эту красоту, преумножить и суметь достойно показать как новому поколению, так и гостям со всего мира!

    Материалы в формате PDF
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Show details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use