The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Hide details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83 % от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73 % избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».


ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г. Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу» – предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

«Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 891);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9 % по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3 %.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5 % (в 2022 году – 3,6 %) (при целевом ориентире – не более 4,2 % к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8 % (при прогнозе 7–8 %). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7 % (при прогнозе 102,4 %).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1 % (например, динамика в животноводстве – 104,5 %, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9 %, скота и птицы – на 2,7 %).

Темпы в строительстве выросли до 111,1 %. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4 % больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7 % к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.


ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.


ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность – 350 человек) – представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.


ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70 % исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.


****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Show details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Hide details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Совсем недавно народ Беларуси широко отметил свой главный государственный праздник – День Независимости Республики Беларусь.
    Как неоднократно подчеркивал А.Г.Лукашенко (в том числе 3 июля 2022 г. на церемонии возложения цветов и венков в мемориальном комплексе «Курган Славы»), «самое главное, что мы сделали вместе – мы впервые в истории построили суверенное и независимое государство». 
    Уже более трех десятилетий Республика Беларусь является государством, в основе политики которого – благосостояние человека и достойные условия его жизни. В Беларуси прикладывается максимум усилий для того, чтобы страна процветала, чтобы люди жили мирно, ходили на работу, воспитывали детей.
    Нам действительно есть чем гордиться! Вот лишь некоторые цифры:
    Беларусь находится в категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития (53-е место в Индексе человеческого развития за 2020 г.);
    в мировом рейтинге счастья World Happiness Report Беларусь в 2022 г. улучшила свои позиции на 10 пунктов и поднялась на 65-е место (в 2021 и 2020 гг. республика находилась на 75-й строчке рейтинга);
    ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 2015 г. на 20,5% и достиг 21,8 тыс. долл. США в 2021 г.

    Национальная экономика – надежный базис качества жизни белорусских граждан

    Промышленный комплекс – основа развития национальной экономики. Промышленный комплекс формирует: почти треть создаваемого ВВП (27,1% в 2021 г.), три четверти экспорта (75–80%), значительную сумму валютных поступлений; обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны. При этом почти половину промышленного производства формируют частные предприятия (организации без доли государства).
    Промышленность – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей белорусской экономики. По итогам 2021 г. промышленность приросла на 6,5% – это один из лучших результатов среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

    Справочно.
    В 2021 г. промышленное производство в ЕАЭС увеличилось на 5,3% по сравнению с 2020 г. Рост наблюдался во всех государствах ЕАЭС: в Кыргызстане – на 9%, в Беларуси – на 6,5%, в России – на 5,3%, в Казахстане – на 3,8%, в Армении – на 3,3%.

    В мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности промышленности Беларусь расположилась на 47-й позиции (из 152 стран).  
    Мы занимаем достойную нишу по многим товарным позициям и рынкам: Беларусь входит в число лидеров по производству карьерных самосвалов торговой марки «БЕЛАЗ» (одна из моделей которого внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой автомобиль), производит каждую десятую тонну от мирового объема калийных удобрений.
    Промышленность республики широко известна в мире выпуском своих собственных тяжелых машин, комбайнов, тракторов, автобусов.
    На каждом заводе Беларуси есть «топовые» машины.
    На Минском тракторном заводе самая востребованная машина была создана еще нашими дедами  трактор «Беларус-82.1» разных модификаций. Сегодня он является одним из самых популярных и продаваемых (по качеству и цене шутя его сравнивают с автоматом Калашникова).
    Среди новинок, представленных на «Белагро-2022»  первый беспилотный трактор ОАО «Минский тракторный завод» BELARUS А3523і. Он предназначен для выполнения заданий, которые могут передаваться удаленно через сотовую связь или же на съемном носителе. Машина также оснащена GPS-навигацией и системой точного земледелия.
    В ОАО «Гомсельмаш» самая передовая машина  это комбайн КЗС-1218 «Полесье GS12». Его знают во всем мире, он востребован и в линейке продаваемой техники занимает весомое место. В этом году на международной выставке «Белагро-2022» состоялся премьерный показ первого белорусского зерноуборочного комбайна с роторной схемой обмолота и сепарации GR700, главные преимущества которого – минимальные потери урожая, бережный обмолот, снижение дробления и микроповреждения зерна в сравнении с классическими комбайнами.
    Передовыми моделями Минского автомобильного завода является серия автобусов МАЗ-303, которая была выпущена в прошлом году. Эти автобусы производятся в разной спецификации – на сжиженном газе, дизельном топливе, аккумуляторной батарее, что позволяет гибко подстраиваться под условия даже самых требовательных заказчиков.
    Самым узнаваемым и продаваемым на «БЕЛАЗе» является карьерный самосвал грузоподъемностью 130 т., которому принадлежит 45% мирового рынка в данной грузоподъемности.

    Справочно.
    «БЕЛАЗ» постоянно работает над повышением конкурентоспособности карьерной техники, соответствующей запросам рынка. Сегодня компания трудится над созданием экскаваторов массой 200 т с объемом ковша 12 куб.м., а также расширением ряда карьерных самосвалов с современными двигателями от альтернативных производителей. В текущем году предприятие планирует изготовить опытные образцы самосвалов грузоподъемностью 90 т с газотурбинным и газовым двигателем.
    Компания добилась значительных успехов в роботизации карьерной техники. Специалисты научно-технического центра «БЕЛАЗ» приступили к разработке концепта полностью автономного карьерного робота-челнока, который способен двигаться вперед и назад, избегая разворотов. Последнее, с учетом снижения расходов топлива и износа шин, даст машине серьезное экономическое преимущество в сравнении с классическими карьерными самосвалами.

    Главными преимуществами продукции белорусской промышленности является качество, доступная цена и сопровождение во время эксплуатации.
    В Беларуси активно развивается новая отрасль машиностроения – электротранспорт. Успешные результаты получены в ходе выполнения новых разработок. «БЕЛАЗ» изготовил образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 т (на аккумуляторных батареях) и 220 т (дизель-троллейвозного типа). МАЗ и «БКМ Холдинг» завершили опытно-конструкторские работы и изготовили образцы грузовых электромобилей грузоподъемностью до 4 т и 10 т соответственно.
    Важным шагом стало создание инновационно-промышленного кластера «Электротранспорт» – структуры, объединяющей белорусские организации и предприятия, консолидирующей финансовые и интеллектуальные ресурсы для скорейшего создания конкурентоспособной техники с электрическим приводом и всестороннего развития компонентной базы.

    Справочно.
    «МАЗ» ведет активную работу по созданию грузового и пассажирского транспорта с электрическим приводом.
    В феврале 2022 г. на заводе презентовали электрический грузовик МАЗ-4381ЕЕ, разработанный совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН. Машина предназначена для перевозки грузов до
    4,5 т на расстояние до 200 км без подзарядки (городские и пригородные маршруты). В образце достигнут практически 100%-ый уровень локализации разработки и производства, что обеспечивает импортонезависимость использованной в нем компонентной базы и интеллектуальной составляющей.

    Таким образом, задача развития электротранспорта в Беларуси решается комплексно и включает не только изготовление транспортных средств, но и создание всех условий для их эксплуатации.
    Нельзя не отметить успехи военной промышленности, которые особенно важны в нынешних непростых условиях.
    Среди успешных разработок последнего пятилетия – комплексная аппаратная связи подразделений тактического уровня управления «Кайман-КАС», оборудованный средствами связи и рабочим местом должностного лица; легкобронированный автомобиль «Волат» V1; бронированное транспортное средство «Кайман», способное участвовать в разведывательных и диверсионных операциях, патрулировании и сопровождении колонн, проведении миротворческих операций. В ряду других классов средств подвижности – бронеавтомобиль «Защитник» и тягачи-сверхтяжеловозы с прицепами для перевозки крупногабаритной техники.
    Продолжаются работы по созданию отечественной управляемой ракеты для реактивной системы залпового огня «Полонез».
    Созданные «КБ Радар» средства радиолокации (радиолокационная станция (РЛС) «Восток-Д», маловысотный радиолокационный комплекс (РЛК) «Роса-РБ») приняты на вооружение и поставляются в наши Вооруженные Силы, а также иностранным заказчикам. Также завершена разработка нового образца мобильной РЛС с улучшенными характеристиками «Восток»; серийно выпускается маловысотный мобильный РЛК «Роса-РБ-М», который по своим характеристикам стоит в одном ряду с лучшими и наиболее технологичными мировыми образцами.
    Мировую известность приобрели разработанные «КБ Радар» средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Комплексы помех различного предназначения поставляются как в Вооруженные Силы, так и иностранным заказчикам. Традиционно востребованы сегодня станции РЭБ с беспилотными аппаратами, изготовленные в различном исполнении.
    С фотоматриалами о достижениях военной промышленности можно ознакомиться по ссылке.
    Топливно-энергетический комплекс – одна из ключевых отраслей экономики Республики Беларусь, которая вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие страны, укрепление ее национальной безопасности.
    В модернизацию предприятий нефтехимической отрасли за пять лет (с 2017 по апрель 2022-го г.) инвестировано более 4-х млрд долл. США. За эти пять лет завершено строительство более 1,5 тыс. объектов.
    Среди наиболее значимых проектов можно выделить ввод в эксплуатацию установки первичной переработки нефти АТ-8 на «Нафтане», что позволило заменить изношенное оборудование, обеспечить техническую возможность переработки нефти до 12 млн.т в год. Там же в составе комплекса замедленного коксования установка гидроочистки «Л-24/7» позволила полностью перейти на выпуск дизельного топлива, соответствующего экологическим нормам К5 (высший экологический класс топлива, в котором содержание серы в 35 раз ниже, чем в топливе класса К3).
    Строительство цеха по производству азотной кислоты с реконструкцией действующего производства карбамидо-аммиачной смеси в ОАО «Гродно Азот» позволило в полном объеме обеспечить потребности сельхозпроизводителей республики.
    Доступом к электроэнергии обеспечено 100% населения, ее потребление полностью обеспечивается за счет производства на собственных электростанциях.
    При этом Беларусь занимает 4-е место в рейтинге стран Европы с самой дешевой электроэнергией для населения (лидирует в рейтинге Казахстан, Россия заняла 2-е место, а самое дорогое электричество – в Германии), а в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Беларусь занимает 20-е место из почти 190 стран мира (Латвия – 61-е, Эстония – 53-е. Среди стран СНГ наша республика уступает только Российской Федерации).
    Знаковым событием для Беларуси стало введение в промышленную эксплуатацию 10 июня 2021 г. первого энергоблока БелАЭС.
    Преимущества использования мирного атома уже ощутимы и дают экономический эффект. С момента включения первого блока БелАЭС в объединенную энергосистему (3 ноября 2020 г.) выработано 9,3 млрд. кВтч электроэнергии, что позволило заместить 2,4 млрд куб.м природного газа. Экономический эффект – около Br1 млрд.

    Справочно.
    Сейчас первый энергоблок находится на планово-предупредительном ремонте – эти работы проводятся на атомных станциях ежегодно.

    С вводом в промышленную эксплуатацию второго энергоблока, который запланирован на этот год, общий объем выработки электроэнергии на БелАЭС составит более 18 млрд кВт.ч. Это закрывает около 40% внутренних потребностей страны. БелАЭС позволит заменить 25% всего потребляемого в республике газа. Кроме того, за счет ввода станции выбросы углекислого газа будут сокращаться более чем на 7 млн т в год. Это серьезный вклад страны в общее дело по смягчению последствий изменения климата (с инфографикой о значении БелАЭС можно ознакомиться по ссылке).
    Строительство БелАЭС стало большим стимулом для развития электротранспорта (см. выше). Также с успешным вводом атомной электростанции осуществляется планомерное увеличение строительства многоквартирных электродомов. Они начали возводится с 2018 г. и за четыре года (2018–2021 гг.) было введено в эксплуатацию 361,14 тыс. кв. метров электродомов.
    Республика Беларусь также не только сохранила и преумножила свои уникальные природные ресурсы (так, площадь лесов за последние 5 лет выросла почти на 150 тысяч га. – это как 4 города Минска вместе взятых!), но и сделала серьезные шаги в развитии с их помощью возобновляемых источников энергии. Их установленная мощность за последние 6 лет выросла в 5 раз – со 120 до 600 МВт, выработка электроэнергии – с 270 млн. до 1260 млн. кВтч.

    Справочно.
    Наиболее крупными объектами являются Чериковская и Речицкая фотоэлектрические станции мощностью 109 и 55,2 МВт, соответственно; Витебская и Полоцкая ГЭС мощностью 40 МВт и 21,66 МВт, соответственно. Успешно эксплуатируется ветроэлектрическая станция установленной мощностью 9 МВт в районе н.п. Грабники Новогрудского района.

    Одна из важнейших задач для энергокомплекса – вовлечение в энергобаланс страны местных видов топлива, в том числе торфа. В соответствии с поручениями Главы государства в 2008–2020 гг. в республике проведена реконструкция практически всех торфобрикетных производств, что позволило существенно повысить эффективность работы торфопредприятий, увеличить потенциал отрасли до 1,3 млн.т брикетов в год. Использование торфяного топлива дает возможность ежегодно замещать порядка 450 млн. м.куб. природного газа.
    Масштабная работа проделана в сфере газификации населенных пунктов и развития газоснабжающей системы. К настоящему времени в республике газифицированы природным газом все 115 городов,118 районных центров, 85 городских, рабочих, курортных поселков, а также 3,5 тыс. сельских населенных пунктов и агрогородков. Общая протяженность газовых сетей в стране достигла 65,5 тыс. км. По уровню газоснабжения Республика Беларусь занимает лидирующие позиции на постсоветском пространстве.
    Сельское хозяйство – основа продовольственной безопасности страны. 
    Накануне распада Советского Союза в сельском хозяйстве Беларуси работали 1 миллион 68 тысяч человек. Сейчас – примерно в четыре раза меньше. Но при этом Беларусь стала производить практически в два раза больше зерна, в 1,8 – молока, 1,5 – мяса.
    Это стало возможным в том числе и благодаря созданию своего мощного сельхозмашиностроения. В 1991 г. производилось лишь 17% необходимой для полей и ферм техники, а сегодня – полностью обеспечиваем себя сами. За последние восемь лет Беларусь продала различной сельскохозяйственной техники на 30 млрд долл. США. Внутри страны осталась только треть, а остальная часть отправилась на экспорт, что говорит о высоком качестве и конкурентоспособности нашей техники.
    В глобальном рейтинге продовольственной безопасности за 2021 г. наша страна находится на 36-м месте из 113 государств мира и характеризуется как государство с благоприятными условиями обеспечения продовольствием.

    Справочно.
    Сегодня в странах Евразийского экономического союза сохраняется положительная динамика развития агропромышленного комплекса. В первом квартале 2022 г. производство сельскохозяйственной продукции в целом по ЕАЭС увеличилось на 1,6%.
    Страны ЕАЭС за счет собственного производства полностью покрывают внутренние потребности в зерне, свинине, овощах и картофеле, растительных маслах, сахаре и яйцах. Уровень самообеспеченности основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия достигает 93%.
    В разрезе стран наиболее высокие показатели самообеспеченности достигнуты в Беларуси (94%) и России (90%). Далее следуют Казахстан (83%), Кыргызстан (81%), Армения (73%).
    В общем объеме взаимной торговли продуктами питания в ЕАЭС на долю Республики Беларусь приходится около 43%.

    Беларусь прочно входит в число лидеров по экспорту продуктов питания и занимает в мировом рейтинге экспортеров:
    третью позицию по экспорту масла (после Новой Зеландии и ЕС);
    третье место по экспорту молока сгущенного (после ЕС и Малайзии);
    третью позицию по экспорту молочной сыворотки сухой и продуктов на ее основе (после ЕС и США);
    четвертую позицию по экспорту сыра (после ЕС, США, Новой Зеландии);
    пятое место по экспорту сухого обезжиренного молока (после США, ЕС, Новой Зеландии, Австралии).
    Важнейшим звеном экономико-социальной инфраструктуры страны является транспортный комплекс, который призван своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства.
    Наибольшее внимание привлекает динамичное развитие минского метрополитена. С момента открытия, состоявшегося летом 1984 г., столичная подземка перевезла около 8 млрд пассажиров (в 2021 г. – более 226 млн чел). В 2020 г. были открыты 4 станции новой, Зеленолужской линии метро, которая в перспективе соединит южный и северный районы г.Минска, пройдет через центральную часть города. Как отмечал Глава государства, «запуск первой очереди новой линии метро – показатель нашей социальной и политической устойчивости. В это время такие государства как мы подобных объектов не создают». Подобное строительство – действительно большой проект для нашей страны, так как каждый километр пути вместе с отделкой обходится почти в 80 млн долл. Однако взамен жители и гости столицы получают возможность пользоваться быстрым, комфортным и современным видом транспорта.
    В Беларуси успешно реализуется курс на построение IT-страны и переход к цифровой экономике, делается ставка на развитие IT-индустрии, которая на сегодня является одной из динамично развивающихся отраслей нашей страны.
    Беларусь входит в число мировых лидеров по экспорту IT-услуг на душу населения, а мобильные приложения, созданные резидентами белорусского Парка высоких технологий, использует более миллиарда людей более чем в 190 странах мира. Среди них – Viber, MSQRD, MAPS.ME, Flo и многие другие.
    Наша страна занимает 40-е место в рейтинге ООН по уровню развития электронного Правительства и входит в группу стран с очень высоким индексом его развития (всего в рейтинге 193 страны).
    Кроме того, Беларусь занимает 32-ю позицию по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) среди 176 стран и является лидером по развитию ИКТ в регионе СНГ.
    Беларусь первая среди стран СНГ завершила полный переход на цифровое эфирное вещание и успешно завершила тестирование сети 5G.

    Справочно.
    Испытания новой технологии проводились в двух опытных зонах: в индустриальном парке «Великий Камень» и в Копыльском районе. Именно там, впервые в СНГ, была протестирована сеть пятого поколения в диапазоне 700 МГц.
    Ресурсы 5G откроют перспективы для развития таких инновационных направлений, как интернет вещей, беспилотный транспорт, концепции «умных» городов. Кроме этого, технология будет способствовать устранению цифрового неравенства.


    Социальная сфера – приоритет государственной политики

    Образование – один из гарантов социальной стабильности, условие устойчивого развития государства. В Беларуси образованию уделяется особое внимание. Результаты международных рейтингов и исследований тому подтверждение.
    В частности, Беларусь первая страна по уровню IQ населения в странах Европы (по данным Ольстерского Института социальных исследований Великобритании). По показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2021 г. Беларусь находится на 17 месте из 163 стран.
    В Республике Беларусь реализуется концепция непрерывного образования. Всего в стране насчитывается свыше 7 тыс. учреждений образования, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 450 тыс. работников (каждый 10-й занятый в экономике).
    Система образования, сложившаяся в стране, предоставляет возможность получения образования каждому гражданину вне зависимости от его национальности, вероисповедания, состояния здоровья. В Беларуси обеспечивается доступ к образованию обучающимся с особенностями психофизического развития, развито инклюзивное образование. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 99,9%.

    Справочно.
    В целом, уровень грамотности взрослого населения – 99,87%. Беларусь является лидером среди стран СНГ по охвату населения дошкольным образованием. В 2021 г. охват учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 6 лет составил 88,5%. Охват детей дошкольного возраста подготовкой к школе составляет 100%. Обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования достигла 94,6%.
    Также Беларусь входит в тройку лидеров среди стран СНГ по численности студентов в учреждениях высшего образования – 280 человек на 10 000 человек населения.

    Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования, которая, в отличие от других стран постсоветского пространства, сохранена и успешно функционирует. Наш опыт используется в России и других государствах.
    Белорусские УВО участвуют во многих международных образовательных рейтингах. Наиболее полно в международных рейтингах университетов представлен Белорусский государственный университет (БГУ).
    Так, в 2022 г. репозиторий БГУ занял вторую позицию среди университетских библиотек, уступив лишь Федеральному университету Риу-Гранде-ду-Сул (Бразилия) (согласно Международному рейтингу Transparent Ranking: Institutional Repositories by Google Scholar).
    В списке лучших университетов Европы находятся 8 белорусских учреждений высшего образования (УВО). Самое высокое место в рейтинге – у БГУ (22-е). Далее идут БНТУ (82-я строчка) и БГУИР (129-я позиция). Кроме того, в список вошли Белорусско-российский университет, Гродненский университет им. Я. Купалы, Белорусский технологический университет, Витебский университет им. П. Машерова, Гомельский университет им. Ф. Скорины.
    Есть значимые достижения и среди учащихся учреждений общего среднего образования. Так, в 2021 г. в международных олимпиадах приняли участие 103 школьника, из которых 89 награждены медалями (золотыми – 11, серебряными – 34, бронзовыми – 44). Для дальнейшего развития как уже заявивших о себе, так и новых талантов, организуется работа Национального детского технопарка, в котором ежегодно будут проходить обучение 1500 одаренных ребят по самым современным направлениям науки, образования и техники, среди которых зеленая химия, робототехника, нанотехнологии, энергетика будущего и др.
    «Наука – фундамент нашей государственности. Люди, которые посвящают свою жизнь тяжелейшему труду ученого, как бы банально это ни звучало, – золотой фонд нашей нации», – отметил А.Г.Лукашенко в начале этого года.
    Мир вступил в новую эпоху, которой присущи стремительность, инновационность и непредсказуемость трансформаций. Они происходят во всех сферах экономики и общественной жизни и требуют активного интеллектуального поиска, прорывных идей и быстрой материализации научных замыслов. И нам есть, чем гордиться.
    В ряду крупных новейших достижений – искусственное выращивание органов и тканей, разработка нанолекарств с заданными свойствами, создание искусственного интеллекта, по ряду параметров превосходящего человеческий. По всем названным мировым достижениям наша наука находится на передовых позициях, а в некоторых разработках ­– даже лидирует. 
    Например, белорусские биологи и медики занимаются разработкой и внедрением современных ДНК-технологий для генетической паспортизации человека, растений и животных. Трансплантологи занимаются заменой органов и тканей и восстановлением функций человеческого организма. Фармацевты создают на базе собственного синтеза прецизионные лекарства (препараты, использующие информацию о генах, белках и внутренней среде человека для предотвращения, диагностики и лечения заболеваний), среди которых есть и «золотые стандарты» (эталонные образцы).
    Машиностроители разрабатывают новейшие электротранспортные средства и компоненты; физики и электронщики создают высококонкурентные лазеры и схемы, востребованные в США, Японии.
    Созданы комплекс автоматизированного составления цифровых карт, суперкомпьютер для геологических исследований и офисный суперкомпьютер с супервысокой для этого класса машин производительностью – 100 терафлопс (1 триллион операций в секунду).
    Полярники на нашей отечественной станции в Антарктиде наряду с учеными других стран проводят исследования, не уступающие по глубине и масштабности признанным странам-лидерам.
    Кроме того, уже на протяжении длительного времени в Беларуси ведется разработка и производство уникальных приборов и рентгеновского оборудования в области систем безопасности, медицинской техники и неразрушающего контроля: рентгенологических аппаратов, анализаторов радионуклидов, багажных и транспортных сканеров и другой продукции, которая поставляется по всему миру.
    Основной целью развития здравоохранения Республики Беларусь является формирование системы, обеспечивающей закрепление достигнутых результатов и сохранение лидирующих позиций по доступности медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать передовым достижениям медицинской науки.
    Беларусь занимает одно из ведущих мест в мире по доступу населения к медицинским услугам. Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 74,5 года (второе место среди стран СНГ, первое – Армения).

    Справочно.
    Как в республике в целом, так и в регионах отмечается высокий уровень обеспеченности населения больничными койками, которая составила в г. Минске – 88,4, в Брестской – 101,0, в Витебской – 107,7, в Гомельской – 108,2, в Гродненской – 108,1, в Минской – 92,6, в Могилевской области – 106,2 на 10 000 населения. Это позволяет обеспечить доступность оказания медицинской помощи в стационарных условиях как по плановым, так и по экстренным показаниям.

    Проводимая в Республике Беларусь социальная политика способствует тому, чтобы женщины смогли вырастить и воспитать здоровых детей. Как следствие, Беларусь занимает 25-ую позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов.
    Охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, сокращение младенческой, детской и материнской смертности имеют особую общественную значимость и выступают в качестве критериев эффективности деятельности системы здравоохранения страны.
    В результате применения вспомогательных репродуктивных технологий в год рождается около 1000 детей. В настоящее время эффективность ЭКО составляет свыше 40%.
    В республике более 20 лет успешно функционирует разноуровневая система охраны здоровья матери и ребенка. В рейтинге стран счастливого детства Республика Беларусь занимает 35-е место из 175 стран (Россия – на 37-й позиции) и опережает такие страны, как Великобритания, Дания, Польша и США.
    Серьезным испытанием на прочность и проблемой номер один для всего мирового сообщества стала пандемия COVID-19. В борьбе с распространением коронавирусной инфекции Беларусь пошла своим путем, который доказал свою эффективность.
    На сегодняшний день проводится планомерная работа по бесплатной вакцинации жителей Беларуси от коронавируса. По состоянию на 1 июня 2022 г., первую дозу вакцины получили 68,7% белорусских граждан, из них 67,2% – прошли полный курс вакцинации. Бустерной вакцинацией охвачено 7,8% от лиц, завершивших вакцинацию. Проводится вакцинация детей в возрасте от 12 до 17 лет включительно: первую дозу вакцины получили 24,6% детей в данной возрастной категории, прошли полный курс вакцинации – 21,8%.
    В 2022 г. совместно с Институтом биофизики и клеточной инженерии НАН получен прототип белорусской вакцины против инфекции COVID-19, которую должны выпустить в оборот в 2023 г. Все эти и другие разработки обеспечивают технологическую независимость нашей страны, повышают уровень ее биологической безопасности.
    Также Беларусь добилась высоких показателей при лечении онкологических заболеваний. Среди стран с наименьшей смертностью наша страна вышла на третье место в мире и уступает только Финляндии и Южной Корее.
    Благодаря централизации необходимых ресурсов для оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями, применению современных клинических протоколов лечения в стране, также отмечается снижение показателя смертности детей от злокачественных новообразований и увеличение показателя выживаемости. Общая пятилетняя выживаемость детей со злокачественными новообразованиями составляет 80%, а по некоторым заболеваниям (лимфогранулематоз, нефробластома) превышает 90%. Достигнутые результаты в Республике Беларусь сопоставимы с данными ведущих мировых детских онкологических центров.
    Беларусь может выступать образцом для многих стран мира в сфере защиты прав людей с инвалидностью: в нашей стране предусмотрены и реализуются обязательства государства по дальнейшей социализации и инклюзии людей с инвалидностью.
    Одно из основных направлений социальной политики государства – создание безбарьерной среды: элементами доступной среды обеспечено почти 70% объектов социальной сферы, полностью доступными стали 18% объектов.
    Отдельного упоминания заслуживает деятельность «Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов». Его уникальность заключается в том, что на его базе реализуется комплексная реабилитация детей-инвалидов (как медицинская, так и социальная) с применением инновационных методик и реабилитационного оборудования мировых стандартов. Дети-инвалиды проходят полный цикл социализации, начиная с поэтапного овладения навыками самообслуживания, заканчивая возможностью приобретения отдельных профессий.

    Справочно.
    С 2000 г. в Центре прошли реабилитацию около 25 000 детей (ежегодно проходит реабилитацию порядка 1 300 детей). Положительная динамика после реабилитации наблюдается в 98%. За последние 10 лет деятельности Центра у 82 детей снята инвалидность (ежегодно в среднем 7-8 детей начинают самостоятельно ходить).
    С видеоматериалом о работе Центра можно ознакомиться по ссылке.

    Также в Республике Беларусь осуществляет свою деятельность РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее – БПОВЦ). Это современное предприятие с передовыми технологиями, аналогов которому нет не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве.
    Основное направление деятельности – обеспечение граждан республики техническими средствами социальной реабилитации. Номенклатура изделий, изготавливаемых предприятием, насчитывает более 1000 наименований.
    Уникальность предприятия заключается в осуществлении комплексной реабилитации людей с нарушениями здоровья. На базе предприятия проводится профессиональная реабилитация (обучение) лиц с инвалидностью, с последствиями травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата. В специализированном образовательно-реабилитационном центре предприятия реализуются образовательные программы подготовки по рабочим профессиям и программам обучающих курсов.
    Ежегодно услугами БПОВЦ пользуется более 170 тыс. человек.
    С видеоматериалом о деятельности БПВОЦ можно ознакомиться по ссылкам: один; два.
    Хоть в Беларуси выстроена устойчивая система здравоохранения, лучшей профилактикой многих заболеваний являются занятия спортом. В нашей стране организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением находится на высоком уровне и постоянно пребывает в поле зрения Президента, который сам показывает личный пример здорового образа жизни, искренней любви к спорту.
    На протяжении последних 5 лет в нашей стране ежегодно проводится не менее 10 000 районных, городских, областных спортивно-массовых мероприятий, в которых принимают участие сотни тысяч детей и подростков.
    Активными занятиями физической культурой и спортом в республике занимается 2,4 млн. человек (в том числе 1,5 млн. человек – дети и подростки) или 25,5% от общего числа населения страны.
    Уделяется большое внимание развитию материально-технической базы. В Беларуси функционируют более 23 000 физкультурно-спортивных сооружений. В каждом областном центре (а уже – и во многих районных) есть Дворец спорта, крытая ледовая площадка. Также за последние несколько лет были построены такие крупные спортивные объекты, как теннисный центр в г.Минске; специализированный центр батута в г.Витебске; «Республиканский центр олимпийской подготовки по гимнастике художественной» в г.Минске; футбольные манежи в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилеве и многие другие.
    Кроме того, в рамках подготовки к проведению II Европейских игр 2019 г. в г.Минске была проведена впечатляющая реконструкция Национального олимпийского стадиона «Динамо».
    Беларусь уверенно заявила о себе как о спортивной державе и на международной арене. Помимо II Европейских игр, к особо значимым проектам можно отнести проведение в нашей стране таких крупных международных спортивных соревнований, как открытый чемпионат Европы по биатлону (2019 г.) и чемпионат Европы в закрытых помещениях по хоккею на траве среди женщин (2020 г.).
    Государственная политика в сфере культуры также имеет выраженную социальную направленность; имеется ряд заметных достижений в ее реализации.
    Визитной карточкой Беларуси уже на протяжении многих лет является международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», который способствует сохранению и популяризации славянской культуры, расширению международных связей и укреплению позитивного имиджа Республики Беларусь и Союзного государства. На протяжении своей истории фестиваль признавался лидером международных ассоциаций и организаций, объединяющих организаторов фестивалей и конкурсов. Аналогов на постсоветском пространстве ему нет.
    Ведется постоянная работа по сохранению и развитию историко-культурного наследия. Из наболее заметных достижений последних лет стоит отметить открытие новых музейных экспозиций в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» («Музей 5 форт», «Армейский клуб», «Летопись Брестской крепости»), завершение реставрации здания Старого замка Гродненского государственного историко-археологического музея и северной башни Гольшанского замка Ошмянского краеведческого музея.
    Отдельного упоминания заслуживает открытый в 2019 г. археологический музей под открытым небом в Беловежской пуще около д.Каменюки. Он является единственным и уникальным в Республике Беларусь историко-культурным объектом, отражающим особенности развития материальной и духовной жизни древнего населения Беларуси. Музей представлен тремя экспозициями, отражающими историю белорусских земель в период от каменного века (IX тысячелетия до н. э.) и вплоть до раннего средневековья (X век н.э.).

    ***
    За последние годы в стране достигнуто немало значительных успехов в различных сферах. Они стали результатом взвешенных и точных управленческих решений, принимаемых государством, а также общего труда и инициативы людей. Ведь только своими силами и стараниями, мастерством и талантами, искренним стремлением работать на благо нашей Родины мы сможем умножать благосостояние страны.
    Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, именно «успехи и достижения людей создают историю государства, объединяют народ в чувстве гордости за своих соотечественников, формируют имидж страны – сильной, успешной, созидательной и непременно красивой».
    Материалы в формате PDF
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Show details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use