The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Hide details for Материалы 2023Материалы 2023

    Декабрь
Hide details for Политическая безопасность как основа общественно-политичеПолитическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
Способность государства обеспечить политическую безопасность – свидетельство его состоятельности.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, принимая 15 июня 2023 г. верительные грамоты послов зарубежных государств, «Беларусь уже долгие годы остается своего рода заповедным краем спокойствия и стабильности. В таких условиях комфортно жить и работать».

Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность Беларуси реализовывать независимую государственную политику. Поэтому эти вопросы традиционно находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь. Особенно сегодня, когда против нашей страны развязаны информационная, санкционная и другие войны, беспрецедентные по своему масштабу.

«Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: начиная с местных органов власти, местных Советов, Всебелорусского народного собрания и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество» – отметил А.Г.Лукашенко 28 июля 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. и Главой Администрации Президента Республики Беларусь Сергеенко И.П.

1. Республика Беларусь в геополитических реалиях XXI века

Современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики. Формируются коалиции держав, противостоящих друг другу по важнейшим вопросам миропорядка и фундаментальным ценностям. Продолжается раскол мира на противоборствующие военно-политические, финансово-экономические и технологические блоки.

Агрессивный характер военной политики стран Запада перестал маскироваться формулировками об «исключительно оборонительной» направленности их военных доктрин. Военная сила рассматривается как основное средство отстаивания своих интересов. Снижается порог для принятия решений на ее применение.

США стремятся расширить т.н. «зону ответственности» НАТО, создать новые военные альянсы с целью «сдерживания» Китая и России.

Справочно:

На мадридском саммите НАТО в июне 2022 г. в Северо-атлантический альянс были приглашены Швеция и Финляндия без учета последствий такого шага (Финляндия вступила в НАТО 5 июля 2023 г.). Одновременно было принято решение об увеличении военного присутствия Альянса на восточном фланге с 40 до 300 тыс. чел.

Как следствие, ускоренными темпами деградирует архитектура международной безопасности (в том числе система нераспространения и контроля над вооружениями) на фоне эскалации недоверия, роста военных потенциалов и неконтролируемой гонки вооружений (в первую очередь в Европе).

Справочно:

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в 2022 году военные расходы продемонстрировали самый резкий рост (+13%) как минимум за 30 лет. При этом на долю трех крупнейших стран (США, Китай и Россия) пришлось 56% мирового объема военных расходов.

В 2022 году начало расти количество действующего ядерного оружия. Из общего мирового запаса, составлявшего в январе 2023 г. примерно 12 512 боеголовок, 9 576 находились в военных запасах для потенциального использования, что на 86 больше, чем в январе 2022 г. Россия и США вместе обладают почти 90% всего ядерного оружия.

Создавшаяся ситуация стала причиной многих региональных конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в глобальные, что будет представлять собой угрозу уже для всего человечества.

Справочно:

По данным Гейдельбергского института исследований международных конфликтов (HIIK, ФРГ), в 2022 году в мире было зафиксировано 216 войн и вооруженных конфликтов, что на 12 больше, чем в 2021 году.

Международную обстановку обострил вооруженный конфликт на Украине, превратившийся в прокси-войну. Существует угроза его эскалации в случае, если в него вмешаются войска НАТО.

В ухудшении международных отношений сыграла роль радикализация политических режимов ряда государств.

Справочно:

В ФРГ правый экстремизм находит все больше сторонников: праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» занимает вторую по популярности позицию среди немецких политических партий. По данным Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ, в 2022 году в стране насчитывалось 38,8 тыс. правых экстремистов, из которых 14 тыс. были агрессивными. По официальным данным, в 2022 году в неонацистских акциях, организованных ультраправыми, приняли участие почти 16 тыс. чел. (в 2021 году – немногим более 7,5 тыс. чел.).

Власти Латвии продолжают нагнетать антироссийские и антибелорусские настроения. Дискриминация по расовому признаку является основной причиной введения официальной Ригой с 10 августа 2021 г. чрезвычайного положения на границе с Республикой Беларусь. С 2022 года жестокое обращение латвийских силовиков с беженцами отмечали в своих докладах о правах человека Государственный департамент США, международные организации Amnesty International и «Врачи без границ». Национальное законодательство запрещает латышам выражать свое мнение по вопросам, которые могут «бросить вызов независимости, суверенитету, территориальной ценности или власти». При этом, как отмечают независимые наблюдатели, «трактовка «угрозы национальной безопасности» здесь весьма широка».

В Эстонии среди населения начали быстро набирать популярность оппозиционные партии националистического толка – «Отечество» и Консервативная народная партия. В этой стране регулярно отмечаются случаи дискриминации русскоговорящих граждан. Руководители упомянутых правонационалистических партий агитируют за окончательную ликвидацию русскоязычных школ, выступают против роста числа мигрантов в стране.

Следование отдельных европейских государств в неонацистском идеологическом фарватере подтверждают набирающая обороты кампания по переписыванию в Европе истории Второй мировой войны, циничные попытки обеления нацистских преступников и их пособников.

Справочно:

В Латвии ежегодно 16 марта проходят шествия бывших легионеров «Ваффен-СС» и их последователей. Мемориалы в их честь охраняются государством. Только в 2022 году в ходе очередной кампании по уничтожению советского наследия разрушено порядка 120 объектов, включая памятники красноармейцам-свободителям.

В Литве 6 октября 2020 г. на Антакальнисском кладбище в г. Вильнюсе был открыт памятник А.Раманаускасу, принимавшему участие в еврейских погромах и убийствах коммунистов (уже 4-й по счету монумент в его честь). В открытии памятника «национальному герою» принял участие Президент Литвы Г.Науседа.

В Эстонии в местечке Синимяэ регулярно проводятся «слеты» ветеранов 20-й эстонской дивизии СС и их ультраправых сторонников. В конце 2022 года эстонское руководство заявило о намерении снести сразу 244 монумента советским воинам.

В Польше ежегодного проводятся т.н. «марши проклятых солдат», участники которых чтут память Р.Райса (псевдоним «Бурый»), который в январе–феврале 1946 г. вместе со своим отрядом участвовал в сожжении пяти деревень в Восточной Польше и убийстве 79 мирных жителей из-за их белорусского происхождения и православного вероисповедания. Только за последние два года Институтом национальной памяти Польши уничтожено 38 мемориалов советской эпохи.

В Чехии 30 апреля 2020 г. в пражском районе Ржепорие установлен памятник «власовцам». На Ольшанском кладбище в г. Праге находится мемориал РОА, у которого регулярно проводятся памятные акции. Местом притяжения чешских неонацистов является восстановленный в 2011 году в н.п. Корженов (Либерецкий край) мемориал «Железный крест» в память о чешских добровольцах в рядах вермахта и «Ваффен-СС».

Во Франции в мае 2023 г. в г. Париже в очередной раз был санкционирован ежегодный марш неонацистов, собравший 550 чел.

Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 июня 2023 г. на встрече с министрами иностранных дел государств – членов ОДКБ, «против суверенных стран, которые не следуют указаниям Запада, развязаны полномасштабные гибридные войны».

Сегодня отдельными государствами и коалициями активно используются инструменты политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов.

Реализация таких инструментов хорошо прослеживается на примере «работы» Евросоюза с руководством Украины и ряда стран – участниц СНГ.

Справочно:

В Украине, Молдове и Грузии анонсируется вступление в ЕС «в обозримой перспективе». Вместе с тем реализация такой возможности увязывается с безусловным следованием государственных органов этих стран политике Брюсселя.

Используя армяно-азербайджанский конфликт, Евросоюз «подтягивает» Армению в зону своего влияния. Один из примеров – размещение на армянской территории Гражданской миссии ЕС для содействия стабильности в приграничных районах, которая фактически представляет собой инструмент для сбора информации о ходе конфликта и анализа вариантов «помощи». Одновременно ЕС, заинтересованный в масштабных поставках газа из Азербайджана, избегает прямого конфликта с этой страной, что прослеживается в крайне осторожных заявлениях брюссельских бюрократов в адрес официального Баку.

В 2023 году ЕС принял «меры помощи» в поддержку вооруженных сил Молдовы и Грузии за счет Европейского фонда мира.

Для оказания давления на суверенное белорусское государство западные субъекты международной политики используют инструменты «мягкой силы» (санкционный прессинг, искусственное ограничение официальных контактов с Беларусью, медийная война и др.).

Справочно:

Несколько разноплановых примеров: по данным МИД Республики Беларусь, в СМИ Литвы материал о Беларуси, содержащий объективную информацию о нашей стране, появляется один раз в полгода.

В Латвии с марта 2020 г. в отношении граждан Беларуси действуют ограничения на получение виз.

В Польше различным структурам и объединениям запрещено реализовывать совместно с официальными представителями белорусской стороны любые мероприятия под угрозой наступления правовой ответственности и лишения финансирования.

В Швейцарии в июле 2023 г. белорусским учащимся – участникам 55-й Международной химической олимпиады (IChO 2023), проходившей на базе Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich), было запрещено выступать в статусе национальной команды; вместо государственной символики им было разрешено использовать «нейтральный» белый флаг.

В ряде случаев предпринимаются попытки откровенной дискриминации нашей страны на международной арене.

Справочно:

Примером являются санкции и ограничения Вашингтона в отношении авиакомпании «Белавиа». Так, с марта 2022 г. Министерство торговли США ввело расширенный контроль в отношении связанных с авиацией товаров, направляемых в Беларусь, включая новые лицензионные требования для определенных самолетов. В апреле 2022 г. 7 самолетов Boieng-737, эксплуатируемых «Белавиа», были добавлены в перечень нарушителей мер экспортного контроля (фактически были отстранены от выполнения международных рейсов). В июне 2022 г. был принят запрет на любые экспортные привилегии для «Белавиа».

Сравнительно небольшое по размерам белорусское государство продолжает успешно сопротивляться таким гигантам, как Евросоюз и США. Мы не «прогибаемся» под них, что вызывает у них раздражение. Западные «стратеги» по-прежнему рассчитывают спровоцировать обвал белорусской экономики с дальнейшими политическими последствиями. Одновременно в Беларуси пытаются извне задействовать различные механизмы дестабилизации внутренней обстановки.

Единственный способ успешно противостоять нынешней неприкрытой гибридной агрессии и грабительским санкциям, обеспечить политическую безопасность – единство народа на основе Конституции Республики Беларусь.

2. Политическая безопасность – основа общественно политической стабильности Республики Беларусь

В соответствии с проектом новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь политическая безопасность – состояние защищенности политической системы Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию независимой государственной политики, гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.

Состояние защищенности политической системы на общемировом уровне принято считать через призму индекса политической стабильности. Согласно данным рейтинга The Global Economy (составляется на основе данных Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации Объединенных Наций и Всемирного экономического форума), среднее значение индекса политической стабильности для Беларуси с 1996 по 2021 год составляло 0,12 балла. Минимум наблюдался в 2020 году (-0,9 балла), что неудивительно, учитывая предпринятую попытку мятежа. Сегодня в мировом рейтинге Беларусь имеет высший для себя показатель с 1996 года – 0,74 балла. Для сравнения: средний мировой показатель в 2021 году по 194 странам составил 0,07 балла.

Яркое свидетельство обеспечения политической безопасности – достижение общественного согласия по ключевым вопросам развития белорусского государства.

Подтверждением этому стали результаты республиканского референдума 27 февраля 2022 г. по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Справочно:

В голосовании на референдуме приняло участие 5 359 403 гражданина, или 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

За принятие решения по вынесенному на референдум вопросу «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?» проголосовало 4 440 830 граждан, или 82,86% от принявших участие в голосовании граждан.

Раздел IV Конституции Республики Беларусь был дополнен главой, посвященной высшему представительному органу народовластия Республики Беларусь – Всебелорусскому народному собранию (далее – ВНС). Определение конституционного статуса данного государственного органа обусловило пересмотр ряда полномочий Главы государства, Парламента, Правительства, судов и порядок формирования органов местного самоуправления.

Повышение статуса ВНС – яркий пример реализации принципов народовластия, открытости государства для общества в нашей стране.

ВНС – уникальный политический институт, принимающий ключевые стратегические решения, прямые аналоги которого отсутствуют в зарубежных политических системах.

Справочно:

Особый правовой статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества, в том числе наиболее представительных общественных объединений, выражающих интересы различных слоев населения, а также профсоюзов.

ВНС призвано выполнять основную стабилизирующую роль в отношениях между ветвями власти и, соответственно, наделяется достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Сильный Президент, влиятельный Парламент, инициативное Правительство при связующей роли Всебелорусского народного собрания – такова формула дальнейшего правового обеспечения функционирования в Республике Беларусь системы государственного управления в результате проведенной нормотворческой работы после референдума.

Эффективная деятельность государственных институтов в интересах общества регламентируется Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», комплексные изменения в которую были внесены Указом Главы государства 13 июня 2023 г. В настоящее время Директивой № 2 предусмотрены следующие основные новации.

В целях совершенствования работы с поступающими обращениями граждан, а также доведения на системной основе до населения актуальной информации о деятельности государственных органов по наиболее волнующим население вопросам на руководителей государственных органов возложена обязанность по максимально широкому внедрению современных способов обратной связи с населением, использованию возможностей информационных систем и социальных сетей (видеохостинги, мессенджеры, диалоговые площадки и т.д.), а также ведению официальных аккаунтов в популярных социальных сетях.

Руководителям государственных органов также необходимо проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного общества.

Обеспечено существенное обновление сферы осуществления административных процедур. Приоритетным направлением в данной сфере стала цифровизация административных процедур (перевод осуществления административных процедур в электронную форму, формирование информационных ресурсов в рассматриваемой сфере и др.).

Пересмотрен порядок проведения прямых телефонных линий в работе с населением в целях усиления значимости и эффективности. Так, руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители проводят прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 9.00 до 12.00 (по остальным субботам проведение прямых телефонных линий возлагается на начальников структурных подразделений). В то же время сохранен действующий график проведения прямых линий для председателей районных, городских исполкомов (каждую субботу с 9.00 до 12.00).

Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 либо с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00. До внесения изменений в Директиву личный прием проводился только с 8.00 до 13.00.

В политической системе Беларуси прочно закрепились общественные обсуждения важнейших законопроектов и проведение диалоговых площадок. Эти мероприятия объединяют десятки тысяч людей которым важна судьба нашей страны, нашей Родины как единого, целостного, суверенного государства, готовых участвовать в политической жизни Беларуси. Среди самых значимых тем диалоговых площадок – обсуждение изменений и дополнений Конституции, проектов Закона о Всебелорусском народном собрании, новой Концепции национальной безопасности.

Беларусь традиционно является примером межнационального и межконфессионального мира и согласия в центре Европы. Тем не менее, недопущение формирования, проникновения либо распространения идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, а также неуважительного отношения к государственным символам, использования экстремистской символики и атрибутики является одним из важнейших факторов общественно-политической стабильности.

Выявлять, профилактировать и пресекать попытки реабилитации нацизма всеми правовыми методами позволяет принятый 14 мая 2021 г. Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма».

Справочно:

В этом Законе определены основные направления профилактики реабилитации нацизма: формирование в обществе нетерпимости к нацизму, создание информационной продукции для недопущения его реабилитации, мониторинг соблюдения законодательства, противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, содействие прославлению Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее поступательное развитие гражданского общества на основе традиционных основополагающих ценностей белорусского народа связано с подписанием 14 февраля 2023 г. Главой государства законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».

Произошла очистка партийного поля от декоративных объединений и тех деструктивных структур, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя страны.

Справочно:

Министерством юстиции Республики Беларусь 19 мая 2023 г. принято решение об отнесении к имеющим право на взаимодействие с государственными органами (организациями) в особых формах следующих субъектов гражданского общества: Республиканское общественное объединение «Белая Русь»; Белорусское общественное объединение ветеранов; Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»; Общественное объединение «Белорусский союз женщин»; Федерация профсоюзов Беларуси.

Основными задачами этих общественных организаций являются, в том числе, обеспечение гражданского (народного) единства, а также независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности нашей страны.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляют деятельность четыре политические партии: Белорусская партия «Белая Русь»; Коммунистическая партия Беларуси; Либерально-демократическая партия Беларуси; Республиканская партия труда и справедливости.

«Предназначение партий – не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Причем надо понимать, что каждое принимаемое на государственном уровне решение должно удовлетворять одновременно все группы населения: и бюджетников, и предпринимателей, и пенсионеров», – подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 10 ноября 2023 г. на встрече с руководителями политических партий.

3. Обеспечение электорального суверенитета – один из основных национальных интересов в политической сфере

В условиях нарастания блокового противостояния некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств с использованием широкого спектра инструментов «цветных революций».

Справочно:

Например, в 2003–2005 годах на постсоветском пространстве «цветные революции» состоялись в Грузии («Революция роз» 2003 год), Украине («Оранжевая революция» 2004 год), Кыргызстане («Тюльпановая революция» 2005 год). Наиболее острые формы иностранное вмешательство в избирательный процесс приобрело в Украине.

США и государства Европы в качестве механизма прессинга своих идеологических и геополитических соперников традиционно активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за выборами. При этом текущая методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не утверждена государствами – участниками ОБСЕ, что позволяет Западу «гибко» ее применять, главным образом, в отношении постсоветских государств. Сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формата отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения свидетельствуют о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.

Справочно:

Явным примером подобной недобросовестной практики выступает различное отношение к наблюдению за выборами на постсоветском пространстве и в странах Запада.

Например, БДИПЧ ОБСЕ традиционно направляет в страны СНГ мониторинговую миссию в широком составе, в то время как в так называемых «развитых демократических странах» работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе. Для сравнения: в 2015 году в Казахстан (президентские выборы) было направлено более 450 наблюдателей, Кыргызстан (парламентские выборы) – более 350, Беларусь (президентские выборы) – 340, Таджикистан (парламентские выборы) – 180, а вот в Финляндии (парламентские выборы) и Польше (президентские и парламентские выборы) – наблюдения не было.

При этом наблюдается «географический перекос» в деятельности БДИПЧ ОБСЕ по мониторингу за выборами: в приоритете по наблюдению остаются «государства к Востоку от Вены» (в 98,7% случаев мониторинга) и только дважды направлялись в западную часть региона ОБСЕ (в США в 2004 и 2016 годах).

Крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений.

Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов традиционно носили крайне субъективный и политизированный характер.

Объектом критики со стороны западных наблюдателей регулярно выступала процедура досрочного голосования избирателей в Республике Беларусь. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах т.н. «устоявшейся демократии».

Справочно:

Например, досрочное голосование в Швеции начинается за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.

Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии – за 35 дней; Франции, Норвегии – за месяц до основного дня голосования.

В 2020 году наше общество прошло, пожалуй, самую жесткую проверку на прочность. Во время проведения президентских выборов внешние и внутренние оппоненты белорусского государства попытались реализовать силовой сценарий захвата власти в нашей стране, используя широкий спектр политических технологий протеста.

Беспристрастно проанализировав события последних лет в Беларуси, мы сознаем, к каким крайне негативным последствиям нашу страну могли привести лживые призывы предателей своего Отечества, действующих по указке извне и за счет зарубежных грантов. «Гибридный» блицкриг против Беларуси провалился. Мы вместе самоотверженно отстояли независимость страны. Отстояли, потому что на нашей стороне была Правда, стремление жить и трудиться на своей земле и по своим законам.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь планируется впервые закрепить понятие «электоральный суверенитет».

Справочно:

«Электоральный суверенитет» – неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.

Оценивая динамику геополитической обстановки в мире, Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства предупредил: «Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации».

4. Комплексная корректировка норм Избирательного кодекса Республики Беларусь

Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) изменения – часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

Основные новации избирательного законодательства:

изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);

Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;

предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;

Справочно:

Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.

оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;

предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);

регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;

изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;

оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;

предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;

закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);

предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);

Справочно:

Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).

изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;

уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);

Справочно:

Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.

предусмотрены определенные изменения порядка голосования.

Справочно:

Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.

Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.

Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:

предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;

введен запрет выдвижения на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;

установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;

предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов, учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).

Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.

Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.

С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»).

Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления – в течение трех дней со дня поступления запроса).

В период подготовки и проведения единого дня голосования будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных, предупредительно-профилактических мер по недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны организованных групп и отдельных лиц.

В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее – ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.

Справочно:

За 10 месяцев т.г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года в стране уменьшилось количество несанкционированных массовых мероприятий на 23,4%, а число участников протестных акций – на 77,7%.

На сегодняшний день ОВД располагают достаточным ресурсом сил и средств для надлежащего реагирования на возможные вызовы и угрозы.

Отвечая 6 октября 2023 г. на вопрос о вероятности повторения событий мятежа 2020 года в период предстоящей электоральной кампании, Президент А.Г.Лукашенко заявил: «Не повторится. Это невозможно… Мы уже этого наелись, мы люди опытные, обучаемся как следует. Пусть даже не рассчитывают раскачать Беларусь. Мы этого не позволим. Это – наша страна. Те, кто раскачивают, знают, к чему это приведет».

5. Избирательная кампания – 2024

Избирательная кампания – знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.

Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов.

Вместе с тем практика проведения электоральных кампаний в отдельных странах Запада демонстрирует несовершенство избирательного законодательства этих государств и, как следствие, – значительное количество фиксируемых нарушений.

Справочно:

Сегодня в США острые дискуссии вызывает тема электоральной реформы: предложения республиканцев по радикальным изменениям избирательной системы блокируются демократами. Пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий неоднократно приводили к тому, что мертвые души не только голосовали, но и избирались. Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния), причем во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.

Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате. По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней). Как считает глава делегации ПА ОБСЕ П.Х.Понс, «выборы в Польше показали эрозию системы сдержек и противовесов государства».

В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г. выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8 тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.

В Беларуси в полной мере учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал 20 ноября 2023 г. указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь».

В соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение выборов в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования – 25 февраля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Справочно:

Избиратели в зависимости от места регистрации для голосования будут получать от 2 бюллетеней (как, например, жители г. Минска для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и Минского городского Совета депутатов) до 4 бюллетеней (как, например, жители сельских населенных пунктов для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и депутатов сельского, районного и областного Советов депутатов).

Согласно избирательному законодательству для удобства избирателей выдаваемые бюллетени будут отличаться по цвету и (или) иметь отличительный знак.

Выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва состоятся 4 апреля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания начинается через 15 дней и заканчивается не позднее чем через 25 дней после единого дня голосования.

Информация о подготовке и проведении электоральной кампании – 2024 размещается на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в разделах «Выборы депутатов в единый день голосования» и «Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва» Календаря выборов и референдумов по адресам:

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/elections-2024-86;

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/vosmogo-sozyva-88

Не позднее 6 марта 2024 г. ЦИК должна определить дату выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества. Согласно избирательному законодательству, крайней датой проведения выборов делегатов ВНС является 10 апреля 2024 г. В соответствии с частью 5 статьи 89-2 Конституции Республики Беларусь, первое заседание ВНС в новом конституционном статусе должно состояться не позднее 60 дней после выборов депутатов, т.е. не позднее 25 апреля 2024 г.

ЦИК, государственным органам, иным организациям поручается принять меры по организации выборов, а Правительству – обеспечить финансирование расходов на их подготовку и проведение за счет средств республиканского бюджета.

Если всем гражданам будет понятен механизм избирательного процесса, если все будут понимать свои права и обязанности, то люди не будут поддаваться различным фейкам и информационным вбросам.


****

В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.

В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.

Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 9 ноября 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. подчеркнул: «Мы откровенно и честно сказали, что будем всячески участвовать в этих выборах. Я имею в виду вертикаль власти. Это очень важная кампания в Беларуси. Важнее политической кампании в будущем году нет. Следом же формирование Всебелорусского народного собрания, избрание делегатов на это собрание».

Власть сделает все для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет Республики Беларусь, провести выборы – 2024 спокойно, открыто и объективно.

    Ноябрь
Show details for Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
    Октябрь
Show details for Социальная безопасность:основные принципы и приоритетыСоциальная безопасность:основные принципы и приоритеты
    Сентябрь
Show details for Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохЕдинство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
    Август
Show details for Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеРоль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь
    Июль
Show details for Демографическая безопасность – основа процветания обществДемографическая безопасность – основа процветания общества, главное условие развития государства
    Июнь
Show details for Экологическая и биологическая безопасность Республики БелЭкологическая и биологическая безопасность Республики Беларусь – национальные интересы, угрозы, оценка состояния и направления обеспечения
    Май
Show details for Историческая память о Великой Отечественой войне как фактоИсторическая память о Великой Отечественой войне как фактор формирования патриотизма
    Апрель
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Март
Show details for 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развитОбеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях
    Январь
Show details for Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-технологическая безопасность

Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Hide details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь
    Цель единого дня информирования – осветить основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь, меры по государственной поддержке граждан в решении жилищных вопросов, порядок формирования цен на строящееся жилье, новации в порядке возведения и реконструкции объектов строительства, а также механизмы финансирования строительства в современных условиях.

    Вниманию выступающих: при рассмотрении темы целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.


    ***

    Вопросы строительства в целом, и, особенно, обеспечения граждан качественным и доступным жильем, находятся на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
    Как заявил Глава государства 4 января 2022 г. на совещании по актуальным вопросам развития строительной отрасли, если «нет строительства – нет развития страны. Это аксиома, и всем понятно». Данная отрасль действительно является одной из ключевых для экономики нашей страны и во многом определяет не только экономический рост, но и решение социальных задач государства. Поэтому основным приоритетом строительной отрасли является именно жилищное строительство.
    Посещая 17 июня 2022 г. г.Бобруйск, белорусский лидер обозначил глобальную цель жилищного строительства – не стягивать все население страны в Минск, а повсеместно создавать условия для работы и жизни людей. Тем более сейчас – когда как никогда актуальна тема импортозамещения, а значит, и создания новых и развития имеющихся производств по всей стране.
    Для достижения этой и других целей государством используется ряд инструментов, способов и механизмов, о сути которых будет рассказано далее.
    Основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь

    Одним из ключевых нормативных правовых документов, регулирующим основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь, является Государственная программа «Строительство жилья» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа), цель которой – повышение уровня обеспеченности населения Республики Беларусь доступным и качественным жильем.
    К числу приоритетных направлений реализации Государственной программы относятся:
    развитие разных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от их доходов, предпочтений и места проживания как с использованием мер государственной поддержки, так и с применением новых механизмов финансирования строительства;
    увеличение объемов строительства общей площади жилья, жилья с государственной поддержкой, арендного жилья и домов, в которых электрическая энергия используется для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи;
    обеспечение жильем состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, многодетных семей, а также детей-сирот, инвалидов и других социально уязвимых категорий граждан и др.
    Ежегодный объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования планируется увеличить с 4 млн. кв.м в 2021 г. до 4,5 млн. кв.м в 2025 г. Рост объемов строительства жилья предполагается как в целом по республике, так и по регионам.
    Отдельно следует остановиться на относительно новом для нашего государства направлении в обеспечении граждан доступным жильем – развитии арендного жилья.
    Объективно говоря, далеко не все имеют возможность приобрести жилую недвижимость в собственность и далеко не у всех доходы позволяют оплатить разницу, которая сформируется между кредитом и реальной ценой квартиры. Арендное жилье позволяет человеку в соответствии с его доходами принимать решение, продолжать ли арендовать эту квартиру либо через некоторое время ее выкупить.
    Кроме того, это перспективное направление, являющееся трендом для многих стран мира, помогает повысить доступность жилья не только для «очередников», но и в целом для всех желающих получить его. Арендное жилье также способствует обеспечению бóльшой мобильности трудовых ресурсов, ведь на данный момент многие граждане «связаны» собственностью и при поиске работы отдают предпочтение тем вариантам, которые находятся ближе к дому.
    За 2021 г. в Беларуси возведено 120 тыс. кв.м арендного жилья. Ввиду его очевидной востребованности, по итогам пятилетки эту цифру планируется увеличить в 5 раз и довести количество возводимого жилья до 600 тыс. кв.м в год. Строить будут не только в столице, но и в областных и районных центрах.
    Сформированная законодательная база (особенно с учетом последних новаций) позволяет в ближайшей перспективе сделать упор на широкое строительство индивидуального жилья, а также развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры к такому жилью. Расширение индивидуального жилищного строительства также остается одним из важных направлений строительства жилья в текущей пятилетке.

    Формирование цен на строящееся жилье

    Теперь, осветив приоритеты жилищной политики нашей страны, следует отдельно остановиться на вопросе механизма формирования цен на строящееся жилье.
    Безусловно, цена квадратного метра является одним из важнейших факторов для любого белоруса, намеревающегося обзавестись собственным жильем. Действующее в нашей стране законодательство строго регламентирует этот показатель и не позволяет застройщикам выставлять произвольные цены на новостройки. Формирование стоимости происходит на основании разработанной проектными институтами и прошедшей экспертизу проектно-сметной документации с учетом особенностей в зависимости от источника финансирования.
    В соответствии с Директивой Главы государства от 4 марта 2019 г. № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», соотношение стоимости одного квадратного метра жилья с господдержкой не должно превышать среднемесячную заработную плату по стране. В 2021 г. стоимость одного квадратного метра составляла не более 90% от среднемесячной зарплаты, в январе-марте 2022 г. – 76%.
    Стоимость строительства 1 кв.м жилого дома с господдержкой определяется в соответствии с Инструкцией по определению стоимости строительства 1 кв.м жилого дома в базисном и текущем уровнях цен, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен».
    При долевом строительстве жилья стоимость строительства определяется в соответствии с нормативными правовыми актами.

    Справочно.
    К основным нормативным правовым актам, регламентирующим стоимость жилья при долевом строительстве, относятся:
    Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь»;
    Указ Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473 «О долевом строительстве»;
    Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации (в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.), утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства (далее – Минстройархитектуры) от 3 декабря 2007 г. № 25;
    Постановление Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен»;
    Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14 мая 2007 г. № 10.

    Стоимость строительства жилого дома на дату начала выполнения строительно-монтажных работ определяется с применением прогнозных индексов цен в строительстве с учетом нормативной продолжительности строительства и остается неизменной на весь период строительства.
    Фактическая (окончательная) стоимость 1 кв.м общей площади квартир жилого дома (жилой части дома) формируется застройщиком на основании фактических затрат, связанных со строительством объекта, и первичных учетных документов.
    Для недопущения чрезмерного роста таких фактических затрат в условиях санкционного давления, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 введено жесткое регулирование цен на товары, используемые в строительстве. Их перечень сформирован посредством определения материалов, имеющих наибольший удельный вес в стоимости строительно-монтажных работ. В то же время, так как цена товаров складывается из затрат, на которые производитель повлиять не может, предусмотрен механизм регулирования стоимости не только непосредственно материалов, используемых для строительства, но и сырьевых составляющих их производства.
    В сфере коммерческого жилья ценообразование определяется рыночными законами спроса и предложения, и зависит от покупательской способности населения и объема предложений на рынке.
    Говоря в целом, то согласно данным Белстата, средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья за январь-март 2022 г. по Беларуси составила 2352 руб. В разрезе регионов с этим показателем можно ознакомиться на приведенной диаграмме (рис. 1).


    Рисунок 1 – Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья (январь–март 2022 г.)

    Государственная поддержка граждан в решении жилищных вопросов


    Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку, государство оказывает поддержку в виде кредитов на строительство жилья – как льготных (по Указу Президента Республики Беларусь № 13 от 6 января 2012 г., (далее – Указ № 13), так и субсидируемых (по Указу Президента Республики Беларусь № 240 от 4 апреля 2017 г. (далее – Указ № 240).
    В целях совершенствования государственной жилищной политики, а также урегулирования вопросов, возникших в процессе практической реализации указов Главы государства, регламентирующих вопросы строительства или приобретения жилья с господдержкой, 1 октября 2021 г. был подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки» (далее – Указ № 375), которым корректируются некоторые нормы указов № 13, № 240 и иных.
    Без преувеличения можно сказать, что Указ № 375 – это наглядное проявление заботы государства о людях. Он предоставляет право на внеочередное получение государственной поддержки гражданам, которые стоят на учете нуждающихся по месту жительства в областных центрах и г.Минске и осуществляют строительство (приобретают жилье) в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района). 

    Справочно.
    Чтобы лучше понять суть Указа, можно обратиться к следующему примеру.
    Гражданин стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в условном Минске или Витебске и изъявляет желание построить жилье на селе, чтобы переехать туда жить. Получить государственную поддержку под эту цель он не может, потому что вести строительство или приобретать жилье можно было только в том населенном пункте, где стоишь на очереди – а в крупных городах они достаточно большие.
    Новый Указ снимает эти ограничения, и теперь гражданам предоставляется право вне очереди построить квартиру или дом в населенных пунктах с численностью менее 20 тыс. чел.

    Что касается очередников в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, то они могут рассчитывать на поддержку государства при возведении жилья в сельских населенных пунктах, за исключением тех населенных пунктов, которые относятся к Минскому району. Данная мера призвана сократить отток людей из небольших населенных пунктов, тем самым укрепив регионы страны и сохранив человеческие ресурсы, в том числе и трудовые.
    Говоря о многодетных семьях, то они всегда были и остаются в приоритете у государства. Для дополнительной защиты их интересов в Указе № 375 увеличивается до 23 лет возраст детей, при котором предоставляется право на получение финансовой помощи в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по кредитам, полученным в рамках Указа № 240. Ранее такое право предоставлялось многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. Сейчас возраст детей увеличен до 23 лет, но при условии, что они не вступили в брак и проживают вместе с родителями.
    Для дополнительной поддержки отдельных категорий граждан увеличен до 30 кв.м (ранее 20 кв.м) норматив кредитования квартир в блокированных жилых домах для граждан, постоянно проживающих и работающих на селе. Эта норма действует, если эти граждане строят на селе квартиру общей площадью более 100 кв.м.
    Кроме того, с 3 до 6 месяцев увеличен срок возврата гражданами в бюджет перечисленных им сумм субсидий на погашение кредита, если они принимают решение отказаться от строительства жилья с государственной поддержкой.
    Также Указом № 375 увеличена на 15 кв.м максимальная нормируемая стоимость жилья семьям, у которых ребенок признан инвалидом после принятия решения о предоставлении господдержки и имеет право на дополнительную площадь. Такое увеличение может быть только в процессе строительства семьей жилого дома.
    Таким образом, Указ № 375 имеет ярко выраженную социальную направленность, является последовательным продолжением и углублением проводимой государством политики по поддержке населения.


    Механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости для физических лиц


    На сегодняшний день в республике существуют различные механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости, в том числе кредитование на финансирование недвижимости с государственной поддержкой и кредитование за счет ресурсов банка.
    В соответствии с Указом № 13 регламентирован порядок предоставления льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
    Предоставление льготных кредитов гражданам осуществляет ОАО «АСБ Беларусбанк». Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения и не превышает 90% (для многодетных семей – 100%) стоимости строительства (реконструкции).
    Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не превышает 20 лет (для многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 40 лет).
    Процентные ставки по льготным кредитам на финансирование недвижимости устанавливаются в привязке к ставке рефинансирования Национального банка в зависимости от категорий граждан (в настоящее время в числовом выражении применяются ставки в размере от 1% до 5% годовых).
    При этом Указом № 240 регулируется предоставление государственной поддержки в виде субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство жилых помещений, субсидии на погашение основного долга по этим кредитам. При этом под кредитами понимаются кредиты, предоставляемые на строительство жилых помещений на условиях банков. Максимальный срок предоставления кредита – 20 лет, процентная ставка по кредиту устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта (в настоящее время 15% годовых).
    Субсидия на уплату части процентов предоставляется в следующих размерах:
    многодетным семьям, имеющим троих детей в возрасте до 23 лет, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
    многодетным семьям, имеющим четверых и более детей в возрасте до 23 лет, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
    иным гражданам, оказание государственной поддержки которым установлено данным Указом, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной или уменьшенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором, в зависимости от категорий граждан.
    Субсидия на погашение основного долга предоставляется многодетным семьям:
    при наличии троих детей в возрасте до 23 лет в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
    при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
    Предоставление государственной поддержки при кредитовании на финансирование недвижимости осуществляется с соблюдением принципа одноразовости получения государственной поддержки.
    Доля кредитов с государственной поддержкой в общем объеме жилищных кредитов, предоставленных населению за январь–май 2022 г., составила около 75%.
    Также кредиты на финансирование недвижимости могут предоставляться за счет ресурсов банка на рыночных условиях (с учетом стоимости привлеченных для этих целей средств).
    Предоставление возможности банкам самостоятельно определять условия кредитования способствует развитию конкурентной среды на данном сегменте. Разные условия кредитования позволяют гражданам выбрать банк и наиболее приемлемый для них кредитный продукт.
    Помимо строительства жилья с господдержкой, граждане могут воспользоваться иными механизмами приобретения жилья, такими как арендное и социальное жилье, ипотека, а также через жилищные строительные сбережения (в настоящее время принимаются меры по разработке банками Республики Беларусь соответствующего программного обеспечения).
    Говоря о механизме жилищных строительных сбережений (ЖСС), его целью является создание условий для удовлетворения всеми категориями граждан потребности в жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей. Соответствующий Указ Президента Республики Беларусь был подписан 26 октября 2020 г. № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений» (далее – Указ № 382).
    Государственная система ЖСС предусматривает накопление ее участниками денежных средств в банковском вкладе (депозите) для финансирования улучшения своих жилищных условий с выплатой премии государства и предоставлением возможности получения жилищного кредита после истечения периода накопления по ставке ниже рыночной.
    Указом № 382 предусмотрено, что ставка по жилищному кредиту на строительство жилья не может превышать ставку по вкладу (депозиту) более чем на 3%, что позволит гражданам оценить свои финансовые возможности на перспективу.
    Отладка механизма ЖСС еще продолжается и потому пока что сложно сказать, насколько массовым будет строительство по новой схеме. Однако предполагается, что он сможет заметно оживить рынок жилья и повысить его доступность для населения.
    Ипотека наряду с государственной системой ЖСС, а также существующими механизмами строительства жилья, может стать еще одной возможностью стимулирования граждан к улучшению своих жилищных условий. В целях развития ипотечного жилищного кредитования и создания дополнительных условий по обеспечению прав граждан-кредитополучателей 16 апреля 2020 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 130 «Об ипотечном жилищном кредитовании».
    В настоящее время данный финансовый инструмент пока не так популярен у населения, как кредитование, и в 2021 г. им всего воспользовались около 5 тыс. человек.

    Упрощение порядка возведения и реконструкции объектов строительства

    Одной из самых заметных новаций последних месяцев в сфере жилищного строительства является упрощение порядка возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек.
    Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 13 июня 2022 г. подписан Указ № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства» (далее – Указ № 202).
    Действие этого Указа поможет людям избавиться от лишних бюрократических проволочек и упростить сам процесс строительства индивидуального жилья, которого в нашей стране строится достаточно много (в 2021 г. – 44% от общего ввода, в текущем году – уже больше половины всего жилья строится в индивидуальном исполнении).
    Указом № 202 предусмотрено, что возведение и реконструкция одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома, могут осуществляться гражданами:
    в сельских населенных пунктах, расположенных на территории районов, прилегающих к г.Минску и областным центрам, поселках городского типа и городах (за исключением г.Минска) на основании паспорта застройщика (будет выдаваться по принципу «Одно окно», срок оформления – 1 месяц, стоимость – 25 базовых величин);
    в иных сельских населенных пунктах на основании документа, удостоверяющего право на земельный участок, и при условии, что расстояние от границ соседнего (смежного) земельного участка до жилого дома составляет не менее трех метров, нежилых капитальных построек – не менее двух метров.

    Справочно.
    Стоит отметить, что 18 июля 2022 г. Президентом Республики Беларусь был подписан закон, излагающий в новой редакции Кодекс о земле. Помимо разрешения типовых проблем в сфере земельных отношений и иных вопросов, его положения предусматривают возможность предоставления гражданам земельных участков размером до 1 га для строительства жилых домов в сельских населенных пунктах, что в комплексе с положениями Указа № 202 значительно упрощает строительство на селе.

    С вступлением в силу нового Указа при возведении и реконструкции одноквартирного жилого дома и хозяйственных построек в упрощенном порядке перестанут быть обязательными получение разрешительной документации, разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом, а также последующая приемка в эксплуатацию объектов строительства.

    Справочно.
    В то же время, действующий порядок возведения и реконструкции этих построек (с получением всех разрешений, согласований, заключений и разработкой проекта) также сохраняется. Решение о применении упрощенного порядка принимается застройщиками самостоятельно.
    Воспользоваться таким порядком можно будет при возведении объектов на территории всей республики, за исключением г.Минска.

    Как можно видеть, теперь строительству предоставляется полная свобода. Принятие Указа № 202 – справедливая новация, ведь деньги на строительство тратит хозяин, поэтому теперь именно он решает, что и как будет строить.

    Справочно.
    План действий при строительстве теперь выглядит следующим образом: 1) получить земельный участок; 2) обратиться в службу «Одно окно» за соответствующей административной процедурой о выдаче паспорта застройщика в случае, если стройка планируется в г.Минске, областных центрах или районах, которые находятся рядом с областными центрами. Если стройка планируется в сельской местности, то не требуется больше ничего. 

    Указ № 202 регламентирует строительство новых зданий и упрощает этот процесс с юридической точки зрения. Однако он не касается тех людей, которые уже приступили к строительству, или которые в силу некоторых объективных обстоятельств получили в наследство дома, построенные с определенными нарушениями.
    Поэтому Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 25 июля 2022 г. подписал указ № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства». Документом предоставлено право местным исполнительным и распорядительным органам принимать в эксплуатацию одноквартирные жилые дома и нежилые постройки, возведенные гражданами без разрешений и проектной документации (за исключением расположенных в г.Минске). При этом такие постройки не будут признаваться самовольными – таким образом, фактически объявляется «строительная амнистия».
    Указ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и носит временный характер (до 1 января 2025 г.). Он позволит узаконить самовольные постройки, возведенные гражданами на земельных участках, полученных ими до 1 сентября 2022 г.


    Итоги реализации государственной политики в области жилищного строительства и дальнейшие перспективы

    В 2021 г. объем введенной в эксплуатацию общей площади жилых домов, построенных с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составил 1,33 млн кв.м (при плане в 1 млн кв.м).
    Также в 2021 г. для многодетных семей было введено в эксплуатацию 12 192 квартиры общей площадью 929,6 тыс. кв.м (138,1% от запланированного).
    С этими и другими наглядными результатами по вводу жилья в эксплуатацию в 2021 г. можно ознакомиться по ссылке.

    Справочно.
    Продолжают оставаться на контроле сроки строительства объектов. За последний год число жилых домов, сроки строительства которых были превышены, сократилось почти в 2 раза, а количество прочих объектов (в том числе относящихся к социальной инфраструктуре) – на треть.

    В целом, в 2021 г. целевые показатели строительства жилья в Беларуси были выполнены как в части общих объемов сданных квартир, так и в части площади, построенной с поддержкой государства. Как итог – средняя по Беларуси обеспеченность жильем на одного человека составила 28,9 кв.м (рис. 2). Для сравнения, в России этот показатель составляет 27,7 кв.м, Польше – 25 кв. м, Казахстане – 22,6 кв.м, Азербайджане – 19,4 кв.м.


    Рисунок 2 – Обеспеченность жильем на одного жителя (на конец 2021 г.)

    В 2022 г. темпы строительства не сбавляются. Так, за январь–май этого года:
    введено в эксплуатацию 1,48 млн кв.м общей площади жилья (до конца 2022 г. планируется построить не менее 4,2 млн кв.м);

    Справочно.
    Самое большое задание по строительству жилья получила Минская область, где в текущем году должно быть построено не менее 1 млн кв.м, в том числе 220 тыс. кв.м – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Увеличены показатели по объему жилья, которое будет возводиться в других областях нашей страны. В Брестской области планируется построить 640 тыс. кв.м, в Витебской – 355 тыс. кв.м, в Гомельской – 520 тыс. кв.м, в Гродненской – 475 тыс. кв.м, в Могилевской области – 330 тыс. кв.м.

    построено 459,7 тыс. кв.м жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки (до конца 2022 г. планируется построить 1,2 млн кв.м);
    сдано 3384 квартиры для 3239 многодетных семей (до конца 2022 г. 8 334 семьи смогут въехать в новое жилье);
    получили направление на улучшение жилищных условий 4 457 многодетных семей (к концу года их получит 9 675 семей).
    Также до конца 2022 г. планируется сдать 268,78 тыс. кв.м жилья для семей с детьми-инвалидами, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 97,8 тыс. кв.м – для военных, 12,13 тыс. кв.м жилья – для специалистов сельхозорганизаций и работников социально-культурной сферы в сельской местности.


    ***

    Как отмечает Президент, «жить в своем доме, на своей земле – стремление, близкое и понятное каждому белорусу».
    Решение жилищного вопроса было и остается важнейшим направлением социальной политики государства. Ежегодно строятся миллионы квадратных метров жилья, улучшаются жилищные условия для нуждающихся, внедряются новые финансовые инструменты для повышения доступности жилья, совершенствуется законодательство.
    Материалы в формате PDF
  • Дополнительная тема:
Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Show details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use