The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Hide details for Материалы 2023Материалы 2023

    Декабрь
Hide details for Политическая безопасность как основа общественно-политичеПолитическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
Способность государства обеспечить политическую безопасность – свидетельство его состоятельности.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, принимая 15 июня 2023 г. верительные грамоты послов зарубежных государств, «Беларусь уже долгие годы остается своего рода заповедным краем спокойствия и стабильности. В таких условиях комфортно жить и работать».

Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность Беларуси реализовывать независимую государственную политику. Поэтому эти вопросы традиционно находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь. Особенно сегодня, когда против нашей страны развязаны информационная, санкционная и другие войны, беспрецедентные по своему масштабу.

«Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: начиная с местных органов власти, местных Советов, Всебелорусского народного собрания и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество» – отметил А.Г.Лукашенко 28 июля 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. и Главой Администрации Президента Республики Беларусь Сергеенко И.П.

1. Республика Беларусь в геополитических реалиях XXI века

Современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики. Формируются коалиции держав, противостоящих друг другу по важнейшим вопросам миропорядка и фундаментальным ценностям. Продолжается раскол мира на противоборствующие военно-политические, финансово-экономические и технологические блоки.

Агрессивный характер военной политики стран Запада перестал маскироваться формулировками об «исключительно оборонительной» направленности их военных доктрин. Военная сила рассматривается как основное средство отстаивания своих интересов. Снижается порог для принятия решений на ее применение.

США стремятся расширить т.н. «зону ответственности» НАТО, создать новые военные альянсы с целью «сдерживания» Китая и России.

Справочно:

На мадридском саммите НАТО в июне 2022 г. в Северо-атлантический альянс были приглашены Швеция и Финляндия без учета последствий такого шага (Финляндия вступила в НАТО 5 июля 2023 г.). Одновременно было принято решение об увеличении военного присутствия Альянса на восточном фланге с 40 до 300 тыс. чел.

Как следствие, ускоренными темпами деградирует архитектура международной безопасности (в том числе система нераспространения и контроля над вооружениями) на фоне эскалации недоверия, роста военных потенциалов и неконтролируемой гонки вооружений (в первую очередь в Европе).

Справочно:

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в 2022 году военные расходы продемонстрировали самый резкий рост (+13%) как минимум за 30 лет. При этом на долю трех крупнейших стран (США, Китай и Россия) пришлось 56% мирового объема военных расходов.

В 2022 году начало расти количество действующего ядерного оружия. Из общего мирового запаса, составлявшего в январе 2023 г. примерно 12 512 боеголовок, 9 576 находились в военных запасах для потенциального использования, что на 86 больше, чем в январе 2022 г. Россия и США вместе обладают почти 90% всего ядерного оружия.

Создавшаяся ситуация стала причиной многих региональных конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в глобальные, что будет представлять собой угрозу уже для всего человечества.

Справочно:

По данным Гейдельбергского института исследований международных конфликтов (HIIK, ФРГ), в 2022 году в мире было зафиксировано 216 войн и вооруженных конфликтов, что на 12 больше, чем в 2021 году.

Международную обстановку обострил вооруженный конфликт на Украине, превратившийся в прокси-войну. Существует угроза его эскалации в случае, если в него вмешаются войска НАТО.

В ухудшении международных отношений сыграла роль радикализация политических режимов ряда государств.

Справочно:

В ФРГ правый экстремизм находит все больше сторонников: праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» занимает вторую по популярности позицию среди немецких политических партий. По данным Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ, в 2022 году в стране насчитывалось 38,8 тыс. правых экстремистов, из которых 14 тыс. были агрессивными. По официальным данным, в 2022 году в неонацистских акциях, организованных ультраправыми, приняли участие почти 16 тыс. чел. (в 2021 году – немногим более 7,5 тыс. чел.).

Власти Латвии продолжают нагнетать антироссийские и антибелорусские настроения. Дискриминация по расовому признаку является основной причиной введения официальной Ригой с 10 августа 2021 г. чрезвычайного положения на границе с Республикой Беларусь. С 2022 года жестокое обращение латвийских силовиков с беженцами отмечали в своих докладах о правах человека Государственный департамент США, международные организации Amnesty International и «Врачи без границ». Национальное законодательство запрещает латышам выражать свое мнение по вопросам, которые могут «бросить вызов независимости, суверенитету, территориальной ценности или власти». При этом, как отмечают независимые наблюдатели, «трактовка «угрозы национальной безопасности» здесь весьма широка».

В Эстонии среди населения начали быстро набирать популярность оппозиционные партии националистического толка – «Отечество» и Консервативная народная партия. В этой стране регулярно отмечаются случаи дискриминации русскоговорящих граждан. Руководители упомянутых правонационалистических партий агитируют за окончательную ликвидацию русскоязычных школ, выступают против роста числа мигрантов в стране.

Следование отдельных европейских государств в неонацистском идеологическом фарватере подтверждают набирающая обороты кампания по переписыванию в Европе истории Второй мировой войны, циничные попытки обеления нацистских преступников и их пособников.

Справочно:

В Латвии ежегодно 16 марта проходят шествия бывших легионеров «Ваффен-СС» и их последователей. Мемориалы в их честь охраняются государством. Только в 2022 году в ходе очередной кампании по уничтожению советского наследия разрушено порядка 120 объектов, включая памятники красноармейцам-свободителям.

В Литве 6 октября 2020 г. на Антакальнисском кладбище в г. Вильнюсе был открыт памятник А.Раманаускасу, принимавшему участие в еврейских погромах и убийствах коммунистов (уже 4-й по счету монумент в его честь). В открытии памятника «национальному герою» принял участие Президент Литвы Г.Науседа.

В Эстонии в местечке Синимяэ регулярно проводятся «слеты» ветеранов 20-й эстонской дивизии СС и их ультраправых сторонников. В конце 2022 года эстонское руководство заявило о намерении снести сразу 244 монумента советским воинам.

В Польше ежегодного проводятся т.н. «марши проклятых солдат», участники которых чтут память Р.Райса (псевдоним «Бурый»), который в январе–феврале 1946 г. вместе со своим отрядом участвовал в сожжении пяти деревень в Восточной Польше и убийстве 79 мирных жителей из-за их белорусского происхождения и православного вероисповедания. Только за последние два года Институтом национальной памяти Польши уничтожено 38 мемориалов советской эпохи.

В Чехии 30 апреля 2020 г. в пражском районе Ржепорие установлен памятник «власовцам». На Ольшанском кладбище в г. Праге находится мемориал РОА, у которого регулярно проводятся памятные акции. Местом притяжения чешских неонацистов является восстановленный в 2011 году в н.п. Корженов (Либерецкий край) мемориал «Железный крест» в память о чешских добровольцах в рядах вермахта и «Ваффен-СС».

Во Франции в мае 2023 г. в г. Париже в очередной раз был санкционирован ежегодный марш неонацистов, собравший 550 чел.

Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 июня 2023 г. на встрече с министрами иностранных дел государств – членов ОДКБ, «против суверенных стран, которые не следуют указаниям Запада, развязаны полномасштабные гибридные войны».

Сегодня отдельными государствами и коалициями активно используются инструменты политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов.

Реализация таких инструментов хорошо прослеживается на примере «работы» Евросоюза с руководством Украины и ряда стран – участниц СНГ.

Справочно:

В Украине, Молдове и Грузии анонсируется вступление в ЕС «в обозримой перспективе». Вместе с тем реализация такой возможности увязывается с безусловным следованием государственных органов этих стран политике Брюсселя.

Используя армяно-азербайджанский конфликт, Евросоюз «подтягивает» Армению в зону своего влияния. Один из примеров – размещение на армянской территории Гражданской миссии ЕС для содействия стабильности в приграничных районах, которая фактически представляет собой инструмент для сбора информации о ходе конфликта и анализа вариантов «помощи». Одновременно ЕС, заинтересованный в масштабных поставках газа из Азербайджана, избегает прямого конфликта с этой страной, что прослеживается в крайне осторожных заявлениях брюссельских бюрократов в адрес официального Баку.

В 2023 году ЕС принял «меры помощи» в поддержку вооруженных сил Молдовы и Грузии за счет Европейского фонда мира.

Для оказания давления на суверенное белорусское государство западные субъекты международной политики используют инструменты «мягкой силы» (санкционный прессинг, искусственное ограничение официальных контактов с Беларусью, медийная война и др.).

Справочно:

Несколько разноплановых примеров: по данным МИД Республики Беларусь, в СМИ Литвы материал о Беларуси, содержащий объективную информацию о нашей стране, появляется один раз в полгода.

В Латвии с марта 2020 г. в отношении граждан Беларуси действуют ограничения на получение виз.

В Польше различным структурам и объединениям запрещено реализовывать совместно с официальными представителями белорусской стороны любые мероприятия под угрозой наступления правовой ответственности и лишения финансирования.

В Швейцарии в июле 2023 г. белорусским учащимся – участникам 55-й Международной химической олимпиады (IChO 2023), проходившей на базе Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich), было запрещено выступать в статусе национальной команды; вместо государственной символики им было разрешено использовать «нейтральный» белый флаг.

В ряде случаев предпринимаются попытки откровенной дискриминации нашей страны на международной арене.

Справочно:

Примером являются санкции и ограничения Вашингтона в отношении авиакомпании «Белавиа». Так, с марта 2022 г. Министерство торговли США ввело расширенный контроль в отношении связанных с авиацией товаров, направляемых в Беларусь, включая новые лицензионные требования для определенных самолетов. В апреле 2022 г. 7 самолетов Boieng-737, эксплуатируемых «Белавиа», были добавлены в перечень нарушителей мер экспортного контроля (фактически были отстранены от выполнения международных рейсов). В июне 2022 г. был принят запрет на любые экспортные привилегии для «Белавиа».

Сравнительно небольшое по размерам белорусское государство продолжает успешно сопротивляться таким гигантам, как Евросоюз и США. Мы не «прогибаемся» под них, что вызывает у них раздражение. Западные «стратеги» по-прежнему рассчитывают спровоцировать обвал белорусской экономики с дальнейшими политическими последствиями. Одновременно в Беларуси пытаются извне задействовать различные механизмы дестабилизации внутренней обстановки.

Единственный способ успешно противостоять нынешней неприкрытой гибридной агрессии и грабительским санкциям, обеспечить политическую безопасность – единство народа на основе Конституции Республики Беларусь.

2. Политическая безопасность – основа общественно политической стабильности Республики Беларусь

В соответствии с проектом новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь политическая безопасность – состояние защищенности политической системы Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию независимой государственной политики, гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.

Состояние защищенности политической системы на общемировом уровне принято считать через призму индекса политической стабильности. Согласно данным рейтинга The Global Economy (составляется на основе данных Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации Объединенных Наций и Всемирного экономического форума), среднее значение индекса политической стабильности для Беларуси с 1996 по 2021 год составляло 0,12 балла. Минимум наблюдался в 2020 году (-0,9 балла), что неудивительно, учитывая предпринятую попытку мятежа. Сегодня в мировом рейтинге Беларусь имеет высший для себя показатель с 1996 года – 0,74 балла. Для сравнения: средний мировой показатель в 2021 году по 194 странам составил 0,07 балла.

Яркое свидетельство обеспечения политической безопасности – достижение общественного согласия по ключевым вопросам развития белорусского государства.

Подтверждением этому стали результаты республиканского референдума 27 февраля 2022 г. по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Справочно:

В голосовании на референдуме приняло участие 5 359 403 гражданина, или 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

За принятие решения по вынесенному на референдум вопросу «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?» проголосовало 4 440 830 граждан, или 82,86% от принявших участие в голосовании граждан.

Раздел IV Конституции Республики Беларусь был дополнен главой, посвященной высшему представительному органу народовластия Республики Беларусь – Всебелорусскому народному собранию (далее – ВНС). Определение конституционного статуса данного государственного органа обусловило пересмотр ряда полномочий Главы государства, Парламента, Правительства, судов и порядок формирования органов местного самоуправления.

Повышение статуса ВНС – яркий пример реализации принципов народовластия, открытости государства для общества в нашей стране.

ВНС – уникальный политический институт, принимающий ключевые стратегические решения, прямые аналоги которого отсутствуют в зарубежных политических системах.

Справочно:

Особый правовой статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества, в том числе наиболее представительных общественных объединений, выражающих интересы различных слоев населения, а также профсоюзов.

ВНС призвано выполнять основную стабилизирующую роль в отношениях между ветвями власти и, соответственно, наделяется достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Сильный Президент, влиятельный Парламент, инициативное Правительство при связующей роли Всебелорусского народного собрания – такова формула дальнейшего правового обеспечения функционирования в Республике Беларусь системы государственного управления в результате проведенной нормотворческой работы после референдума.

Эффективная деятельность государственных институтов в интересах общества регламентируется Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», комплексные изменения в которую были внесены Указом Главы государства 13 июня 2023 г. В настоящее время Директивой № 2 предусмотрены следующие основные новации.

В целях совершенствования работы с поступающими обращениями граждан, а также доведения на системной основе до населения актуальной информации о деятельности государственных органов по наиболее волнующим население вопросам на руководителей государственных органов возложена обязанность по максимально широкому внедрению современных способов обратной связи с населением, использованию возможностей информационных систем и социальных сетей (видеохостинги, мессенджеры, диалоговые площадки и т.д.), а также ведению официальных аккаунтов в популярных социальных сетях.

Руководителям государственных органов также необходимо проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного общества.

Обеспечено существенное обновление сферы осуществления административных процедур. Приоритетным направлением в данной сфере стала цифровизация административных процедур (перевод осуществления административных процедур в электронную форму, формирование информационных ресурсов в рассматриваемой сфере и др.).

Пересмотрен порядок проведения прямых телефонных линий в работе с населением в целях усиления значимости и эффективности. Так, руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители проводят прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 9.00 до 12.00 (по остальным субботам проведение прямых телефонных линий возлагается на начальников структурных подразделений). В то же время сохранен действующий график проведения прямых линий для председателей районных, городских исполкомов (каждую субботу с 9.00 до 12.00).

Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 либо с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00. До внесения изменений в Директиву личный прием проводился только с 8.00 до 13.00.

В политической системе Беларуси прочно закрепились общественные обсуждения важнейших законопроектов и проведение диалоговых площадок. Эти мероприятия объединяют десятки тысяч людей которым важна судьба нашей страны, нашей Родины как единого, целостного, суверенного государства, готовых участвовать в политической жизни Беларуси. Среди самых значимых тем диалоговых площадок – обсуждение изменений и дополнений Конституции, проектов Закона о Всебелорусском народном собрании, новой Концепции национальной безопасности.

Беларусь традиционно является примером межнационального и межконфессионального мира и согласия в центре Европы. Тем не менее, недопущение формирования, проникновения либо распространения идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, а также неуважительного отношения к государственным символам, использования экстремистской символики и атрибутики является одним из важнейших факторов общественно-политической стабильности.

Выявлять, профилактировать и пресекать попытки реабилитации нацизма всеми правовыми методами позволяет принятый 14 мая 2021 г. Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма».

Справочно:

В этом Законе определены основные направления профилактики реабилитации нацизма: формирование в обществе нетерпимости к нацизму, создание информационной продукции для недопущения его реабилитации, мониторинг соблюдения законодательства, противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, содействие прославлению Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее поступательное развитие гражданского общества на основе традиционных основополагающих ценностей белорусского народа связано с подписанием 14 февраля 2023 г. Главой государства законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».

Произошла очистка партийного поля от декоративных объединений и тех деструктивных структур, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя страны.

Справочно:

Министерством юстиции Республики Беларусь 19 мая 2023 г. принято решение об отнесении к имеющим право на взаимодействие с государственными органами (организациями) в особых формах следующих субъектов гражданского общества: Республиканское общественное объединение «Белая Русь»; Белорусское общественное объединение ветеранов; Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»; Общественное объединение «Белорусский союз женщин»; Федерация профсоюзов Беларуси.

Основными задачами этих общественных организаций являются, в том числе, обеспечение гражданского (народного) единства, а также независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности нашей страны.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляют деятельность четыре политические партии: Белорусская партия «Белая Русь»; Коммунистическая партия Беларуси; Либерально-демократическая партия Беларуси; Республиканская партия труда и справедливости.

«Предназначение партий – не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Причем надо понимать, что каждое принимаемое на государственном уровне решение должно удовлетворять одновременно все группы населения: и бюджетников, и предпринимателей, и пенсионеров», – подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 10 ноября 2023 г. на встрече с руководителями политических партий.

3. Обеспечение электорального суверенитета – один из основных национальных интересов в политической сфере

В условиях нарастания блокового противостояния некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств с использованием широкого спектра инструментов «цветных революций».

Справочно:

Например, в 2003–2005 годах на постсоветском пространстве «цветные революции» состоялись в Грузии («Революция роз» 2003 год), Украине («Оранжевая революция» 2004 год), Кыргызстане («Тюльпановая революция» 2005 год). Наиболее острые формы иностранное вмешательство в избирательный процесс приобрело в Украине.

США и государства Европы в качестве механизма прессинга своих идеологических и геополитических соперников традиционно активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за выборами. При этом текущая методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не утверждена государствами – участниками ОБСЕ, что позволяет Западу «гибко» ее применять, главным образом, в отношении постсоветских государств. Сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формата отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения свидетельствуют о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.

Справочно:

Явным примером подобной недобросовестной практики выступает различное отношение к наблюдению за выборами на постсоветском пространстве и в странах Запада.

Например, БДИПЧ ОБСЕ традиционно направляет в страны СНГ мониторинговую миссию в широком составе, в то время как в так называемых «развитых демократических странах» работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе. Для сравнения: в 2015 году в Казахстан (президентские выборы) было направлено более 450 наблюдателей, Кыргызстан (парламентские выборы) – более 350, Беларусь (президентские выборы) – 340, Таджикистан (парламентские выборы) – 180, а вот в Финляндии (парламентские выборы) и Польше (президентские и парламентские выборы) – наблюдения не было.

При этом наблюдается «географический перекос» в деятельности БДИПЧ ОБСЕ по мониторингу за выборами: в приоритете по наблюдению остаются «государства к Востоку от Вены» (в 98,7% случаев мониторинга) и только дважды направлялись в западную часть региона ОБСЕ (в США в 2004 и 2016 годах).

Крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений.

Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов традиционно носили крайне субъективный и политизированный характер.

Объектом критики со стороны западных наблюдателей регулярно выступала процедура досрочного голосования избирателей в Республике Беларусь. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах т.н. «устоявшейся демократии».

Справочно:

Например, досрочное голосование в Швеции начинается за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.

Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии – за 35 дней; Франции, Норвегии – за месяц до основного дня голосования.

В 2020 году наше общество прошло, пожалуй, самую жесткую проверку на прочность. Во время проведения президентских выборов внешние и внутренние оппоненты белорусского государства попытались реализовать силовой сценарий захвата власти в нашей стране, используя широкий спектр политических технологий протеста.

Беспристрастно проанализировав события последних лет в Беларуси, мы сознаем, к каким крайне негативным последствиям нашу страну могли привести лживые призывы предателей своего Отечества, действующих по указке извне и за счет зарубежных грантов. «Гибридный» блицкриг против Беларуси провалился. Мы вместе самоотверженно отстояли независимость страны. Отстояли, потому что на нашей стороне была Правда, стремление жить и трудиться на своей земле и по своим законам.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь планируется впервые закрепить понятие «электоральный суверенитет».

Справочно:

«Электоральный суверенитет» – неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.

Оценивая динамику геополитической обстановки в мире, Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства предупредил: «Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации».

4. Комплексная корректировка норм Избирательного кодекса Республики Беларусь

Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) изменения – часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

Основные новации избирательного законодательства:

изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);

Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;

предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;

Справочно:

Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.

оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;

предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);

регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;

изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;

оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;

предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;

закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);

предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);

Справочно:

Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).

изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;

уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);

Справочно:

Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.

предусмотрены определенные изменения порядка голосования.

Справочно:

Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.

Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.

Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:

предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;

введен запрет выдвижения на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;

установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;

предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов, учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).

Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.

Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.

С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»).

Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления – в течение трех дней со дня поступления запроса).

В период подготовки и проведения единого дня голосования будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных, предупредительно-профилактических мер по недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны организованных групп и отдельных лиц.

В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее – ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.

Справочно:

За 10 месяцев т.г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года в стране уменьшилось количество несанкционированных массовых мероприятий на 23,4%, а число участников протестных акций – на 77,7%.

На сегодняшний день ОВД располагают достаточным ресурсом сил и средств для надлежащего реагирования на возможные вызовы и угрозы.

Отвечая 6 октября 2023 г. на вопрос о вероятности повторения событий мятежа 2020 года в период предстоящей электоральной кампании, Президент А.Г.Лукашенко заявил: «Не повторится. Это невозможно… Мы уже этого наелись, мы люди опытные, обучаемся как следует. Пусть даже не рассчитывают раскачать Беларусь. Мы этого не позволим. Это – наша страна. Те, кто раскачивают, знают, к чему это приведет».

5. Избирательная кампания – 2024

Избирательная кампания – знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.

Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов.

Вместе с тем практика проведения электоральных кампаний в отдельных странах Запада демонстрирует несовершенство избирательного законодательства этих государств и, как следствие, – значительное количество фиксируемых нарушений.

Справочно:

Сегодня в США острые дискуссии вызывает тема электоральной реформы: предложения республиканцев по радикальным изменениям избирательной системы блокируются демократами. Пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий неоднократно приводили к тому, что мертвые души не только голосовали, но и избирались. Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния), причем во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.

Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате. По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней). Как считает глава делегации ПА ОБСЕ П.Х.Понс, «выборы в Польше показали эрозию системы сдержек и противовесов государства».

В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г. выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8 тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.

В Беларуси в полной мере учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал 20 ноября 2023 г. указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь».

В соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение выборов в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования – 25 февраля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Справочно:

Избиратели в зависимости от места регистрации для голосования будут получать от 2 бюллетеней (как, например, жители г. Минска для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и Минского городского Совета депутатов) до 4 бюллетеней (как, например, жители сельских населенных пунктов для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и депутатов сельского, районного и областного Советов депутатов).

Согласно избирательному законодательству для удобства избирателей выдаваемые бюллетени будут отличаться по цвету и (или) иметь отличительный знак.

Выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва состоятся 4 апреля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания начинается через 15 дней и заканчивается не позднее чем через 25 дней после единого дня голосования.

Информация о подготовке и проведении электоральной кампании – 2024 размещается на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в разделах «Выборы депутатов в единый день голосования» и «Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва» Календаря выборов и референдумов по адресам:

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/elections-2024-86;

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/vosmogo-sozyva-88

Не позднее 6 марта 2024 г. ЦИК должна определить дату выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества. Согласно избирательному законодательству, крайней датой проведения выборов делегатов ВНС является 10 апреля 2024 г. В соответствии с частью 5 статьи 89-2 Конституции Республики Беларусь, первое заседание ВНС в новом конституционном статусе должно состояться не позднее 60 дней после выборов депутатов, т.е. не позднее 25 апреля 2024 г.

ЦИК, государственным органам, иным организациям поручается принять меры по организации выборов, а Правительству – обеспечить финансирование расходов на их подготовку и проведение за счет средств республиканского бюджета.

Если всем гражданам будет понятен механизм избирательного процесса, если все будут понимать свои права и обязанности, то люди не будут поддаваться различным фейкам и информационным вбросам.


****

В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.

В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.

Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 9 ноября 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. подчеркнул: «Мы откровенно и честно сказали, что будем всячески участвовать в этих выборах. Я имею в виду вертикаль власти. Это очень важная кампания в Беларуси. Важнее политической кампании в будущем году нет. Следом же формирование Всебелорусского народного собрания, избрание делегатов на это собрание».

Власть сделает все для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет Республики Беларусь, провести выборы – 2024 спокойно, открыто и объективно.

    Ноябрь
Show details for Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
    Октябрь
Show details for Социальная безопасность:основные принципы и приоритетыСоциальная безопасность:основные принципы и приоритеты
    Сентябрь
Show details for Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохЕдинство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
    Август
Show details for Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеРоль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь
    Июль
Show details for Демографическая безопасность – основа процветания обществДемографическая безопасность – основа процветания общества, главное условие развития государства
    Июнь
Show details for Экологическая и биологическая безопасность Республики БелЭкологическая и биологическая безопасность Республики Беларусь – национальные интересы, угрозы, оценка состояния и направления обеспечения
    Май
Show details for Историческая память о Великой Отечественой войне как фактоИсторическая память о Великой Отечественой войне как фактор формирования патриотизма
    Апрель
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Март
Show details for 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развитОбеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях
    Январь
Show details for Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-технологическая безопасность

Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Hide details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Сегодня невозможно представить современную политическую карту мира без Беларуси. Наша страна – родной дом для почти 9,5 млн. граждан, фундамент которого создавался многими поколениями белорусов. Нас всегда связывало стремление быть хозяевами на своей земле, жить своим умом, не подчиняясь указке извне.
    Именно такая независимая политика Республики Беларусь в наши дни стала причиной гибридной войны со стороны Запада. Нашим гражданам откровенно навязывают лживые и порочащие белорусскую историю антинаучные концепции, предпринимаются циничные попытки привить чуждые нам культурные модели, моральные и религиозные принципы.
    Мы видим, как манипулирование ключевыми событиями прошлого способно выступить мощным орудием раскола в обществе (самый яркий пример – нынешняя Украина). В ряде стран политика переписывания истории, игнорирования общего прошлого народов уже привела к ”войнам памяти“, шествиям в честь ветеранов СС, героизации военных преступников и предателей Родины, дискриминации по национальному и языковому признакам, ”цветным“ революциям, экономическому кризису, а зачастую – и к краху государственности.
    Противостоять этому можно, только выстроив свою комплексную систему патриотического воспитания, основу которого составляет знание истории своего народа.  
    Характеризуя ситуацию на международной арене, Президент Беларуси А.Г.Лукашенко во время открытого урока ”Историческая память – дорога в будущее“ 1 сентября 2022 г. заявил: ”Чтобы сохранить себя, свою землю, мы должны помнить и свои, и чужие уроки истории… Которые учат главному: под внешним управлением суверенитета нет. Управлять должны сами. А без суверенитета нет дома, нет семьи, нет будущего“.
    Основные этапы становления белорусской государственности
    Культурно-исторические или цивилизационные предпосылки будущей белорусской государственности закладывались в период Киевской Руси. Уже в IX веке у восточных славян сложились три государство-образующих центра вокруг городов Киева, Новгорода и Полоцка. При этом Полоцкое княжество становится не просто одной из частей первого общего восточнославянского государства, а регионом-лидером.
    Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцке избрание князя, заключение договоров с другими городами, вопросы мира и войны решались горожанами на вече.
    Одним из политических и торгово-экономических центров восточнославянских земель было Туровское княжество. Это был духовно-культурный просветительский центр на наших южных землях.
    Всего на территориях, составляющих современную Беларусь, в разное время существовало более 20 княжений.
    Государственные традиции Киевской Руси явились важнейшим фактором становления нового государственного образования – Великого Княжества Литовского (ВКЛ), во времена которого и сформировалась белорусская этническая общность. Значительной самостоятельностью в ВКЛ пользовались Полоцкое, Витебское, Слуцкое, Мстиславское, Пинское княжества. В ВКЛ к управлению активно привлекались представители белорусской знати. Языком государственного общения, на котором говорили, в том числе и литовцы, был старобелорусский язык. Основанный на местном, а не римском праве Статут ВКЛ 1588 года оставался главным источником права в Беларуси на протяжении более 250 лет. В Статут вошли нормы конституционного права, чего на то время не было в законодательной практике других европейских государств. Он обобщил государственно-правовые идеи того времени, некоторые из них опережали свое время: получила отражение теория разделения властей на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды, выборные и независимые от администрации).
    Уже в первые десятилетия своего существования ВКЛ столкнулось с необходимостью отстаивания государственного суверенитета в борьбе с крестоносцами, которая заняла более 160 лет. После поражения Тевтонского ордена в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г. германская агрессия была остановлена на более чем 500 лет.
    В 1569 году, воспользовавшись ослаблением ВКЛ из-за Ливонской войны, Польское Королевство захватило украинские земли и заставило ВКЛ заключить Люблинскую унию. В результате была образована Речь Посполитая.  Знать ВКЛ в обмен на привилегии быстро ополячивалась и стала проводником польских интересов. В условиях резкого сокращения белорусской элиты конфедеративная де-юре Речь Посполитая приобрела де-факто характер польского государства, в котором существование белорусского этноса не признавалось, а язык и культура были не защищены.
    Нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой стало по факту этноцидом белорусов. Запреты и гонения со стороны польской шляхты, католического духовенства, политика религиозной дискриминации в отношении православного населения сдерживали развитие национальной культуры белорусского народа. Наши предки находились под тяжелейшим социально-экономическим гнетом. Положение крестьянства в Речи Посполитой было одним из худших в Европе. Обострение социальных противоречий существенно замедлило процесс нашего национально-государственного строительства.
    В результате трех разделов Речи Посполитой между Австрийской империей, Прусским королевством и Российской империей в 1772,
    1793 и 1795 годах земли, на которых сегодня расположена Республика Беларусь, были включены в состав Российской империи.
    Это стало поворотным пунктом в исторической судьбе белорусского этноса, который рассматривался как часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы) народа.
    Вхождение Беларуси в состав Российской империи содействовало возрождению и развитию белорусских национально-духовных традиций. Именно поэтому попытки восстановления Речи Посполитой во время восстаний 1794 года, 1830–1831 гг., 1863–1864 гг. не нашли поддержки у белорусов.
    В рамках Российской империи, казалось бы, загубленный, оставленный навечно в Речи Посполитой и превращенный в диалект белорусский язык получает свою новую жизнь, а вместе с ним начинает ощущать свою историческую значимость белорусский народ. Период XIX – начала XX вв. становится эпохой Национального Возрождения, когда была высказана национальная идея как историческая потребность самостоятельного общественно-политического и духовно-культурного существования и развития белорусского народа.
    К концу XIX века термин ”белорусы“ закрепился за населением территории в границах современной Беларуси.
    В ходе Первой мировой войны (1914–1918 гг.) часть белорусской территории оказалась под германской оккупацией, другая – стала прифронтовой зоной. Около 900 тыс. жителей белорусских губерний сражались против оккупантов, из них 70 тыс. отдали жизнь в боях за Родину.
    Переломное значение в национальном самоопределении белорусов имели события Октябрьской революции 1917 г. Принятие 15 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров Советской России ”Декларации прав народов России“ стало поводом для активизации национального движения в Беларуси. В декабре 1917 года состоялся первый Всебелорусский съезд на котором впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.
    В условиях германской оккупации в марте 1918 г. группой ”незалежницки“ настроенных белорусских националистов была провозглашена Белорусская Народная Республика. Авторы этого ”проекта“ рассчитывали на поддержку германского кайзера Вильгельма II. Однако это ”квази-государство“ не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время находилась территория проживания белорусов, ни правительством России. Не признали БНР и правительства других ведущих стран. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла, не были сформированы органы власти на местах. Таким образом, БНР не стала реальным государством.
    Образование 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ), напротив, явилось началом реального становления собственно белорусской национальной государственности. Стремление белорусского народа иметь собственное государство нашло поддержку у большевиков и было реализовано на практике.
    ССРБ просуществовала до 27 февраля 1919 г., когда внешняя интервенция западных государств обусловила необходимость объединения белорусских и литовских земель в единую Социалистическую Советскую Республику Литвы и Белоруссии. Но и это государственное образование просуществовало недолго (19 июля 1919 г.), исчезнув с политической карты в результате польской оккупации.
    С момента объявления независимости (11 ноября 1918 г.) Польша заявляла о территориальных претензиях на белорусские земли.  Считая белорусские земли в качестве своих ”исторических“ территорий польские элиты рассматривали их в качестве земель для расселения польского населения.
    Один из наиболее ярых сторонников инкорпорации Беларуси в состав Польши Владислав Студницкий-Гизберт писал: ”Ни о каком белорусском народе не может быть речи, ибо народ – это понятие политическое, а белорусы никаких собственных традиций не имеют…  Для того чтобы польский народ был великим, для того чтобы польское государство осуществило свои исторические задачи на востоке, необходимо, чтобы Беларусь была присоединена к Польше как ее часть, как простая ее провинция или, вернее, колония…“.
    По итогам Польско-советской войны (1919–1921 гг.), согласно Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 г., западные белорусские земли, на которых проживало 4,5 млн. наших соотечественников, были присоединены к Польше. В составе ССРБ осталось только шесть уездов прежней Минской губернии.
    На включенной в состав Польской Республики территории Западной Беларуси польские власти последовательно проводили полонизаторскую политику под лозунгом ”Польша для поляков“. Она осуществлялась методами экономической, политической и культурной дискриминации национальных меньшинств, а также с помощью репрессий и преследований.
    Польская элита прямо говорила о необходимости решения своих экономических и демографических проблем за счет белорусской территории. На западнобелорусских землях запрещалось строить новые заводы и фабрики без специального разрешения, а отрасли промышленности, которые были экономическими конкурентами предприятий в самой Польше, ликвидировались. Промышленность была ориентирована не на производство промтоваров, а преимущественно на добычу и переработку сырья и сельхозпродукции.
    В тяжелом положении находилась западнобелорусская деревня, где проживало более 80% всего населения края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности и налогового бремени, в то время как  средний размер участков землевладельцев польской нацио¬нальности на территории Западной Беларуси составлял 510 гектаров.
     Социальная напряженность дополнялась национальным и религиозным гнетом. К 1939 году здесь было практически уничтожено белорусскоязычное школьное образование. Со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября 1939 г. в местечке Береза-Картузская действовал концлагерь, режим в котором не уступал варварским порядкам в концлагерях нацистской Германии.
    Суть политики Польши по отношению к населению западнобелорусской провинции раскрыл бывший польский премьер-министр Винценты Витос, который заявлял: ”Наш спор с Россией о восточных землях вызвал 15 войн и 3 восстания, и он еще не разрешен, и разрешить его можно только по двум направлениям – колонизацией и ассимилированием“.
    Министру юстиции и главному прокурору в правительстве Юзефа Пилсудского Александру Мейштовичу принадлежат слова: ”Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ“.
    30 декабря 1922 г. ССРБ выступила одной из четырех республик-основателей Союза Советских Социалистических Республик и вскоре была переименована в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (БССР). БССР были возвращены восточно-белорусские территории из состава РСФСР (1924, 1926 гг.).
    Создание ССРБ – БССР изменило ход национальной истории, положило начало славной летописи собственно белорусской государственности и важному этапу ее реального становления, позволило консолидировать нацию, развивать свою самобытную культуру. Созданная по воле народа, а не милостью иноземных оккупантов, новая самостоятельная республика стойко преодолела жесточайшие испытания гражданской войны, внешней агрессии и всеобщей разрухи.
    В результате освободительного похода Красной Армии в сентябре 1939 г. свершилось воссоединение Западной Беларуси с БССР. Объединение искусственно разделенного белорусского народа явилось актом исторической справедливости. На освобожденных землях были созданы условия для строительства новой жизни. Белорусы получили возможность развивать государственность в рамках единого национально-территориального образования.
    Примечательно, что и в XXI веке правящие круги Польши продолжают претендовать на земли соседей. Так, польский президент Анджей Дуда прямо заявил, что очень скоро между Польшей и Украиной не будет границ, и они станут ”отстраивать совместно общее счастье и общую силу“. Парламент Украины в первом чтении принял законопроект ”Об установлении правовых и социальных гарантий для граждан Республики Польша, находящихся на территории Украины“, предполагающий установление особого статуса для поляков на территории Украины.  
    Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов над фашизмом была достигнута благодаря беспримерной стойкости и героизму советских людей. Наш народ самоотверженно поднялся на борьбу против захватчиков. Это было всенародное движение сопротивления, направленное на отстаивание независимости Отечества, сохранение национальных традиций и духовных ценностей. Сегодня мы глубоко скорбим по тем, кто пал в жестоких боях за Отчизну. Славим всех, кто самоотверженно внес вклад в освобождение Беларуси и других стран от фашистского рабства, а в послевоенное время возродил общее Отечество ради будущих поколений.
    Только среди уроженцев Беларуси – участников Великой Отечественной войны 73 полных кавалера ордена Славы, 449 Героев Советского Союза, в том числе четыре дважды Героя: Иван Якубовский, Степан Шутов, Павел Головачев, Иосиф Гусаковский.
    В 1945 году в знак признания международным сообществом самоотверженной борьбы и значимости вклада в победу над германским нацизмом БССР стала одним из основателей ООН, получив тем самым мировое признание со стороны других государств и народов.
    В советский период Беларусью были достигнуты впечатляющие успехи в промышленности и аграрной сфере, обновлении городов и сел, развитии науки и культуры, проведении миролюбивой политики. Именно в эти годы был заложен фундамент, на котором и сегодня прочно стоит Республика Беларусь.
    В 1991 году после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития.
    В преодолении последствий развала СССР и поступательном развитии независимой Беларуси ведущая роль принадлежит Главе государства Александру Григорьевичу Лукашенко, который в принятии ответственных государственных решений всегда руководствовался волей народа. Идеи народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжили свою жизнь во Всебелорусских съездах, советах и в наши дни трансформировались во Всебелорусское народное собрание.
    Справочно.
    19-20.10.1996 – первое Всебелорусское народное собрание. Лозунг ”Только народ вправе решать свою судьбу“;
    18-19.05.2001 – второе Всебелорусское народное собрание”За сильную и процветающую Беларусь“;
    02-03.03.2006 – третье Всебелорусское народное собрание ”Государство для народа“;
    06-07.12.2010 – четвертое Всебелорусское народное собрание ”Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь“;
    22-23.06.2016 – пятое Всебелорусское народное собрание ”Вместе – за сильную процветающую Беларусь“;
    11-12.02.2021 – шестое Всебелорусское народное собрание ”Единство! Развитие! Независимость!“.
    Республика Беларусь продолжает развиваться, осваивать современные технологии, ее продукция пользуется спросом у зарубежных партнеров. Заканчивается ввод в эксплуатацию атомной электростанции, идет строительство биотехнологической корпорации, развивается ракетостроение и производство космических спутников, в Витебской области создается кластер, где будут производить антивирусные препараты. Белорусский народ продолжает писать свою историю.
    Предлагается также использовать материал к единому дню информирования населения в июле 2022 г. «Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты».

    ***
    Таким образом историческими формами белорусской государственности являются: Полоцкая земля, Туровское княжество, Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Российская империя. Это исторические формы государственности принадлежат не только белорусскому, но и другим народам.
    Социалистическая Советская Республика Белоруссии, Социалистическая Советская Республика Литвы и Белоруссии, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь относятся к национальным формам белорусской государственности.
    История белорусской государственности убедительно свидетельствует: суверенитет белорусов буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. Испытывая во все периоды своего существования сильнейшее внешнее влияние, белорусский народ сумел сохранить свою уникальную идентичность и построить собственное государство.
    Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая
    17 сентября 2021 г. на патриотическом форуме, посвященном Дню народного единства, подчеркнул: ”Вся наша история порой трудного и драматичного пути к обретению и сохранению своей государственности не раз подтверждала древнейшую мудрость: сила в единстве“.

    Патриотическое воспитание –
    залог укрепления белорусской государственности
    В основе народного единства белорусов – историческая память, приверженность традициям и почитание государственных символов. Это ключевые направления патриотического воспитания.
    В рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной в декабре 2021 г., проводится комплекс мероприятий. В том числе:
    посещение историко-культурных объектов, мемориальных комплексов. Для посещения всеми категориями населения открыты музеи республиканского значения (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Мемориальный комплекс ”Брестская крепость-герой“), мемориальные комплексы на местах бывших гитлеровских концлагерей ”Красный Берег“ и ”Тростенец“, Государственный мемориальный комплекс ”Хатынь“, мемориальные комплексы ”Курган славы“, ”Масюковщина“, ”Буйничское поле“ и др.
    Справочно.
    Указом Президента Республики Беларусь № 176 от 13 мая 2022 г. статус Всебелорусской молодежной стройки присвоен объектам капитального ремонта и реконструкции государственного учреждения ”Государственный мемориальный комплекс ”Хатынь“.
    организация военно-патриотических клубов на базе соединений, воинских частей, отдельных подразделений внутренних войск;

    Справочно.
    На данный момент функционируют следующие военно-патриотические клубы на базе соединений, воинских частей, отдельных подразделений внутренних войск: г.Минск, Минский район – ”Рысь“ (в/ч 3214 – 152 чел.), ”Гранит“ (в/ч 5448 – 149 чел.), ”Отвага“ (в/ч 5529 –
    76 чел.), ”Доблесть“ (в/ч 3310 – 100 чел.); г.Брест – ”Крепость“ (в/ч 5526 – 28 чел.); г.Барановичи – ”Патриот“ (в/ч 7404 – 72 чел.); г.Витебск – ”Витязь“ (в/ч 5524 – 50 чел.); гг.Полоцк, Новополоцк – ”Рубеж“ (в/ч 5530 – 68 чел.), ”Сокол“ (в/ч 5530 – 70 чел.); г.Орша – ”Витязь“ (в/ч 5524 –
    27 чел.); г.Гомель – ”Рысь“ (в/ч 5525 – 60 чел.); г.Речица – ”Радзiма“
    (в/ч 5525 – 16 чел.); г.Гродно – ”Циркон“ (в/ч 5522 – 46 чел.); г.Волковыск – ”Бастион“ (в/ч 7404 – 22 чел.); г.Островец – ”Единство“ (в/ч 7434 –
    42 чел.); г.Могилев – ”Защитник“ (в/ч 6713 – 25 чел.); г.Бобруйск – ”Зубр“ (в/ч 5527 – 25 чел.).
    проведение Вахты Памяти с целью увековечения памяти защитников Отечества и жертв войн;
    Справочно.
    В Беларуси организовано проведение четырех постоянно действующих Вахт Памяти: пост № 1 в г.Минске (у Вечного огня на площади Победы), в г.Бресте (на территории Брестской крепости), городах Могилеве и Витебске (у Вечного огня).
    организация спортивно-патриотических лагерей, военно-патриотических игр, слетов и т.д. на базе Вооруженных Сил Республики Беларусь;
    Справочно.
    В летний период в 2022 году в местах дислокации соединений
    и воинских частей были организованы более 90 спортивно-патриотических лагерей для 10 тыс. подростков.
    В период с 14 по 18 июня 2022 г. на базе 120 отдельной гвардейской механизированной бригады совместно с Министерством образования, ОО ”БРСМ“ проведена республиканская военно-патриотическая игра ”Орленок“ для учащихся старшей возрастной группы. В игре приняли участие 7 команд со всех областей и г.Минска (100 чел.).
    поисковая работа по выявлению мест захоронений, установлению имен и судеб защитников Отечества и жертв войны;
    Справочно.
    Во всех регионах Беларуси функционируют поисковые клубы, отряды и группы: ”Следопыт“, ”Патриот“, ”Наследники Победы“, ”Юные краеведы“, ”Поиск“, ”Меткий стрелок“ и др.
    Всего в настоящее время в учреждениях образования Беларуси создано 310 поисковых объединений, в которых занимается более
    4000 учащихся. Для сравнения: в 2020 году было 286 поисковых объединений, сплотивших 3026 учащихся.
    Организовано постоянное сотрудничество между белорусскими и российскими поисковиками (в их числе ”Благотворительный военно-исторический поисковый клуб ”Память и примирение“, общественно-патриотическая организация ”Западный рубеж“, поисковый отряд ”Наступление“ и др.). Поисковики наших стран за последние 15 лет сотрудничества уже подняли из белорусской земли и перезахоронили свыше 1 тыс. красноармейцев.
    молодежные проекты, посвященные сохранению исторической памяти, в том числе в рамках проектов Союзного государства.
    Справочно.
    Всебелорусская молодежная экспедиция ”Маршрутами памяти. Маршрутами единства“, республиканский гражданско-патриотический проект ”Собери Беларусь в своем сердце“, республиканская акция
    ”Я гэты край Радзiмаю заву“ и др.
    В 2022 году по предложению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при всесторонней поддержке Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь был реализован молодежный проект ”Поезд Памяти“.
    Справочно.
    В течении двух недель 200 ребят из Беларуси и России посетили
    15 объектов, связанных с Победой советского народа в Великой Отечественной войне (Брестскую крепость, мемориал Советскому солдату в г.Ржеве, Пискаревское кладбище в г.Санкт-Петербурге, могилевское ”Буйничское поле“ и др.).
    Приказом Министра образования Республики Беларусь от 25 мая 2022 г. № 368 ”О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию“ введена традиция чествования государственных символов Республики Беларусь в учреждениях образования.
    Справочно.
    Поднятие государственного флага и исполнение государственного гимна будет проводиться на торжественных линейках, посвященных главным государственным праздниками, а также по случаю начала и окончания учебного года, четверти.
    Все приведенные примеры мероприятий патриотического характера приносят заметные результаты.
    Согласно республиканскому социологическому исследованию ”Мнение населения Республики Беларусь о патриотизме“, проведенному Институтом социологии НАН Беларуси с 28 февраля по 17 марта 2022 г., подавляющее большинство опрошенных – 90,9% – гордятся тем, что являются гражданами Беларуси.
    Белорусы делают выбор в пользу деятельного патриотизма.
    Патриотами себя считают 86,6% респондентов. По их мнению, быть патриотом Беларуси – это, прежде всего, жить и работать в Беларуси (55,5%), уважать государственную символику и историю Беларуси (50,2%), быть готовым в трудные времена защищать свою страну (44,4%), любить белорусскую культуру и язык (42,5%).
    Понятие ”патриотизм“ существует в единстве с понятием ”Родина“. Для большинства опрошенных представление о Родине, в первую очередь, ассоциируется со страной, в которой они живут (62,8%).
    Среди институтов, влияющих на формирование патриотических качеств у населения, на первом месте – институт семьи (57,6%). Далее следуют учреждения образования – 39,7% респондентов, СМИ – 28,0%, историко-культурное наследие – 23,6%.
    В Беларуси идет процесс формирования гражданской нации. В общественном сознании белорусов символы суверенитета и независимости страны по значимости приближаются к символам Великой Победы. В качестве важнейших национальных символов респонденты на первое место ставят памятники Великой Отечественной войны, на второе, с небольшим отрывом, – государственную символику. Наиболее значимыми праздниками являются День Победы и День Независимости Республики Беларусь (День Республики).
    Молодежь Беларуси государствоцентрична. Для молодого поколения белорусов значимость Дня Независимости выше чем для других возрастных групп, государственная символика входит в тройку важнейших национальных символов, а гражданство Республики Беларусь находится на первом месте по потенциалу сплочения нации.
    В Беларуси обеспечивается преемственность исторического развития. Построенное на фундаменте победы дедов и прадедов в Великой Отечественной войне государство выступает основой народного единства для ныне живущих и развития будущих поколений белорусов.
    ***
    Таким образом, путь Беларуси к независимому государству был долог и труден. Занять достойное место на европейском континенте нам позволил ряд факторов.
    Сила духа и самоотверженный труд предков. Людей, способных преодолевать любые трудности, уверенно идти к намеченной цели. Именно это – основа всего достигнутого нашей республикой.
    Белорусская земля, на которой наши прошлые поколения жили издревле. Земля, которая и по сей день является мостом, связующим цивилизации Запада и Востока. Преимущества геополитического перекрестка, в центре которого находится Беларусь, позволили нам не только преодолеть вызовы времени, но и приумножить национальное достояние.
    И, естественно, – наше богатое историческое прошлое – источник древних традиций и непреходящих ценностей.
    Материалы в формате PDF
    Август
  • Основная тема:
Show details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Show details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use