The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Hide details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83 % от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73 % избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».


ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г. Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу» – предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

«Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 891);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9 % по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3 %.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5 % (в 2022 году – 3,6 %) (при целевом ориентире – не более 4,2 % к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8 % (при прогнозе 7–8 %). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7 % (при прогнозе 102,4 %).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1 % (например, динамика в животноводстве – 104,5 %, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9 %, скота и птицы – на 2,7 %).

Темпы в строительстве выросли до 111,1 %. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4 % больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7 % к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.


ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.


ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность – 350 человек) – представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.


ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70 % исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.


****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Show details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Show details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Hide details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа
    Ушел в историю 2021 г. – Год народного единства, год проведения VI Всебелорусского собрания, год работы над совершенствованием Основного Закона нашей страны, который завершился вынесением на всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.
    Улучшения коснулись разных сторон жизни граждан. В своем новогоднем обращении к белорусскому народу Президент нашей страны отметил: «Мы немало за этот год сделали: построили новые дома, дороги, мосты, комфортабельные жилые микрорайоны, открыли школы, детские сады, больницы, поликлиники, подарили стране яркие творческие проекты и спортивные победы. Все это – результат вашего труда, вашей самоотдачи. И ответ тем, кто не хочет видеть на карте мира наше молодое независимое государство». 
    Знаковым событием прошлого года стало утверждение нового государственного праздника – Дня народного единства, ставшего одним из символов восстановления исторической справедливости и укрепления белорусского национального государства.
    В этой связи глубоко символично, что нынешний 2022 г. в Беларуси стал Годом исторической памяти. Соответствующее решение Глава государства утвердил Указом № 1 от 1 января 2022 г. в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.
    Внимание к истории, в том числе, нашло свое отражение и в проекте изменений и дополнений Конституции Беларуси, общественное обсуждение которого продолжается во всех регионах страны. Главное в работе по обсуждению проекта Конституции – не просто довести до людей информацию, а вызвать дискуссию, получить конструктивные предложения, обратную связь. В том числе и для этого проводится сегодняшний единый день информирования.

    Основные положения проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь в части сохранении исторической памяти народа и развития патриотизма

    Важными обстоятельствами, побуждающими к совершенствованию норм Основного Закона, являются стремительное развитие всех сфер белорусского общества, укрепление осознания белорусами ценности национального суверенитета и существующая динамика геополитической ситуации.
    Таким образом, внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь обусловлено объективной трансформацией общественно-политических и экономических процессов.
    В преамбуле проекта Конституции в качестве основных принципов закрепляются сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций.
    Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: обесценивания национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния и благополучия граждан могут быть реализованы только при условии сохранения фундаментальных основ. Сегодня как никогда актуальна проблема национальной идентичности: там, где нет сильной нации – нет самостоятельного суверенного государства.
    Очень важно, что в Конституцию предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (ст. 15).
    Также в ст. 54 Проектом закрепляется положение о том, что «проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь». 
    Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его сплочения и мобилизации на преодоление возникающих перед нами вызовов.
    Ведь именно историческая память – нравственный стержень общества, укрепляющий связь между поколениями в условиях глобальной нестабильности.



    Оценка зарождения, становления и укрепления белорусской государственности

    Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.
    Сохранение исторической правды – краеугольный камень самосознания белорусского народа. При этом необходимо глубокое осмысление основных периодов становления нашего государства.
    Так, А.Г.Лукашенко отметил необходимость адекватной оценки исторических периодов на белорусских землях: «Свою историю мы переписывать не должны, и мы это делать не будем. … Но и не будем больше умалчивать конкретные факты. Именно факты. Даже если они задевают чьи-то амбиции или национальные чувства».
    Начало формирования белорусской государственности было положено с возникновением Полоцкого и Туровского княжеств, Киевской Руси.
    Первым государственным образованием на белорусских землях было Полоцкое княжество (земля). Наряду с Киевом и Новгородом Полоцк был одним из наиболее значимых политических и торгово-экономических центров славянских земель.
    Также важную роль в белорусской истории сыграло Туровское княжество, занимавшее южную часть современной Беларуси. Как и Полоцк, Туров был одним из важнейших центров христианского просвещения. Полоцкое и Туровское княжества дали белорусской земле и всему миру таких просветителей, как Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский.
    Данные княжества являлись государственными образованиями, во главе которых находился князь. Вместе с тем в их политической жизни большое значение играло вече – народный сход, собрание. Оно осуществляло контроль за действиями князя, приглашало его на трон и в случае значительных неудач могло лишить его власти. Данная форма народовластия стала прообразом Всебелорусского народного собрания в истории современной Беларуси.
    В дальнейщшем становление белорусской государственности было неразрывно связано с Великим Княжеством Литовским (ВКЛ). В результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов, происходивших на белорусских землях в XIV – XVI вв., сформировалась белорусская народность.

    Справочно.

    Благодаря опыту государственного строительства в более древний период, славянские земли, в том числе и белорусские, в составе ВКЛ не потеряли широкой автономии во внутреннем управлении. Белорусские земли стали основой ВКЛ. Официальным языком государства был старобелорусский. На нем были написаны большинство законов и документов XIV – XVI вв. канцелярии ВКЛ, составлены Судебник 1468 г., Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской письменности XVI в. В Статутах ВКЛ было зафиксировано, что белорусы (русины) вместе с литвой были этносами-основателями ВКЛ.

    Заключение в 1569 г. Люблинской унии создало условия для окатоличивания и полонизации белорусского населения. Обострялись и социальные противоречия. На всей территории Речи Посполитой, в том числе и в ВКЛ, господствовали феодально-крепостнические порядки. Напряженной была социальная обстановка и в городах. В их жизнь постоянно вмешивались магнаты и шляхта, а в Беларуси до 40% городов и почти все местечки были частновладельческими. Власти Речи Посполитой последовательно проводили политику религиозного гнета, насаждая униатство и преследуя православных.
    Все это не могло не вызывать недовольства, которое проявлялось в самых различных формах, в том числе и в форме открытых вооруженных выступлений, а в середине XVII в. на белорусских и украинских землях развернулось широкое народное движение, имевшее характер освободительной, антифеодальной войны.
    Внутренние противоречия и неудачи во внешней политике в конечном итоге обусловили распад Речи Посполитой и вхождение белорусских земель в состав Российской империи, которая также является исторической формой белорусской государственности.
    Период нахождения Беларуси в составе Российской империи сыграл большую роль в оформлении белорусской национальной государственности.
    Многие наши предки считали Российскую империю своим Отечеством, а белорусы рассматривались как часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы) титульного народа империи. Вхождение белорусских земель в состав Российской империи в конце XVIII в. стало решающим фактором, который позволил остановить полонизацию белорусов.
    Переломным моментом в общественно-политической жизни Беларуси стала Первая мировая война (1914–1918 гг.), которая резко обострила в Европе национальный вопрос, коренным образом изменила геополитическое положение Беларуси и поставила на повестку дня возможность создания белорусского государства.
    Катализатором этого процесса стали сначала Февральская, а потом и Октябрьская революции 1917 г. В декабре 1917 г. при поддержке центрального руководства партии большевиков был созван первый Всебелорусский съезд для решения вопроса государственного строительства и принципов взаимоотношений Беларуси с Советской Россией. Однако съезд был разогнан Областным исполнительным комитетом Западной области и фронта, который не желал делиться властью.
    Уже после оккупации Минска германскими войсками, участники Рады Всебелорусского съезда в марте 1918 г. провозгласили Белорусскую Народную Республику. Следует отметить, что новая республика не контролировала территорию, не обладала силовым аппаратом принуждения, ее финансовая и налоговая системы сформированы не были, большинство указов БНР носило декларативный характер. Не смогла Белорусская Народная Республика эффективно выступить и на международной арене. Зарубежные государства отказали ей в признании и финансовой помощи. К тому же деятели БНР дискредитировали себя попытками заручиться поддержкой германской оккупационной администрации (благодарственная телеграмма кайзеру Германии и т.д.). Белорусский народ не поддержал идею построения государства на антисоветской основе.
    Белорусская национальная государственность была реализована на советской правовой основе. Созданная в январе 1919 г. Социалистическая Советская Республика Беларуси (ССРБ) стала реальным белорусским государством. И хотя ее территориально-политическое устройство и институциализация происходили в исключительно сложных экономических и военно-политических условиях, правительство ССРБ и политическая элита того времени выполнили свою историческую миссию – обеспечили появление национального дома белорусов – самостоятельного государства.
    Создание в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик, одним из основателей которого являлась ССРБ, стало судьбоносным этапом национально-государственного строительства.
    В 1924 г. и 1926 г. произошло воссоединение с БССР восточнобелорусских территорий, временно находившихся в составе РСФСР.
    Западная Беларусь по условиям Рижского мирного договора 1921 г. была аннексирована Польшей, где на протяжении более 18 лет белорусы подвергались полонизации, социальному и экономическому угнетению.
    В отличие от БССР, включенная в состав Польской Республики территория Западной Беларуси использовалась Варшавой, прежде всего, как источник сырья и дешевой рабочей силы и рынок сбыта. Повседневным явлением была хроническая безработица. Крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения Западной Беларуси, страдали от малоземелья. При этом земли раздавались польским осадникам. Проводилась жесткая политика полонизации белорусов, что лишало их возможности развития в соответствии с национально-культурными традициями.
    К 1939 г. было практически уничтожено белорусскоязычное школьное образование. Белорусская интеллигенция в регионе составляла всего лишь 5% против 75% польской. Закономерным результатом такой политики в Западной Беларуси стало мощное национально-освободительное движение. Борьба белорусов принимала разные формы: от забастовок и демонстраций до вооруженных выступлений.
    Поэтому важнейшим событием стало воссоединение Западной Беларуси с БССР осенью 1939 г. Этот акт исторической справедливости в полной мере отвечал национальным интересам белорусов, укрепил белорусскую государственность.
    Нападение в июне 1941 г. нацистской Германии и ее сателлитов на СССР поставило под вопрос дальнейшее существование (даже физическое) многих народов Советского Союза, в том числе и белорусского. Потому Победа в Великой Отечественной войне имеет исключительное значение для белорусской государственности. Белорусский народ самоотверженно поднялся на борьбу против захватчиков. Это было осмысленное всенародное движение сопротивления, направленное на отстаивание независимости Отечества, сохранение национальных традиций и духовных ценностей.
    После Великой Победы созидательный труд всех народов СССР, в том числе и белорусского, был направлен на восстановление страны, создание благоприятных условий для дальнейшего движения вперед в государственном строительстве, развитии экономики, национальной культуры и народного благосостояния.
    Однако в дальнейшем партийно-государственная элита СССР так и не сумела найти путей решения социально-экономических и политических проблем, которые существовали в большой стране. Начатый ею недостаточно обоснованный и контролируемый процесс перестройки государственной системы привел к распаду Советского Союза. Беларусь в 1991 г. стала суверенной страной.
    Хотя проект развития СССР и не увенчался итоговым успехом, роль этого государственного образования в становлении нашей страны нельзя недооценивать. Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совещании по вопросам реализации исторической политики 6 января 2022 г., не стоит забывать, что «как нация мы окончательно сформировались именно в советское время. Именно тогда началась история белорусского государства».
    Важно знать и помнить историю нашей государственности, потому что, к сожалению, со стороны ряда стран и отдельных «историков» предпринимаются активные попытки ее переписывания, искажения, фальсификаций, замалчивания каких-либо фактов. Особенно это касается судьбоносного для белорусского народа периода Великой Отечественной войны.
    В этой связи Глава государства 11 января 2022 г. во время выступления на церемонии вручения премий «За духовное возрождение» и «Белорусский спортивный Олимп» подчеркнул, как важно беречь память народа, историческую правду, не допускать фальсификации судьбоносных для страны событий: «Прежде всего я имею в виду, конечно же, Великую Победу. Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего».


    Память об исторической правде о Великой Отечественной войне – гарант сохранения будущего страны

    История становления и отстаивания белорусской государственности насчитывает многие столетия, но особое беспокойство сейчас вызывают спекуляции относительно такого важного ее этапа, как Великая Отечественная война. Поэтому в вынесенном для обсуждения проекте изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь четко прописывается обязанность государства сохранять историческую правду и память о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
    Это связано с тем, что в современном мире именно события Второй мировой, Великой Отечественной войны особенно сильно подвергаются попыткам искажения и фальсификации.
    Сегодня нашим гражданам, в особенности молодежи, пытаются навязать насквозь фальшивые исторические нарративы. Когда Советский Союз наряду с нацистской Германией, обвиняют в развязывании Второй мировой войны. К сожалению, эти тенденции взяли верх в некоторых странах, в том числе у наших соседей. Когда советские символы приравниваются к нацистским, а людям запрещают отмечать священный для них праздник под знаменами Великой Победы.
    Для чего это делается? Чтобы разрушить память, сломать наш внутренний стержень, а затем с помощью посеянного раздора и инспирированного хаоса поставить под внешнее управление нашу страну и народ.
    Необходимо четко понимать, что все эти инсинуации не выдерживают никакой критики и с исторической точки зрения. Нельзя забывать о том, что именно страны западной демократии вырастили нацистскую Германию, привели А.Гитлера к власти, оказывали ему всяческое содействие и закрывали глаза на агрессивную деятельность германского рейха в Европе.
    В нашей стране уделяется огромное внимание исследованию военной истории. За прошедшие после Великой Отечественной войны десятилетия созданы сотни художественных произведений и кинофильмов. Отечественные ученые опубликовали около 12 тысяч работ, в том числе уникальную 146-томную хронику «Память», единственный на постсоветском пространстве учебно-методический комплекс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Только за последние годы изданы такие знаковые для нашего народа и государства научные труды, как «Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне», «Созвездие героев земли белорусской», «Твои сыновья Беларусь» и многие другие.
    К сожалению, за рубежом как на уровне научных работ, так и международных деклараций и иных документов набирает силу противоположное направление, где основным мотивом является не желание углубить знания о том героическом и трагическом периоде, а лишь стремление к огульному очернению. Причем чем меньше остается участников войны, тем агрессивнее становится эта тенденция. Если раньше советские исследователи говорили об отдельных «буржуазных» фальсификаторах, то сегодня принимаются резолюции на уровне межпарламентских ассамблей, ставящие под сомнение роль многонационального советского народа в Победе над нацистской Германией и ее сателлитами.
    Так, 3 июля 2009 г. парламентская ассамблея ОБСЕ проголосовала за принятие резолюции «О воссоединении разделенной Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке». Этот документ предписал сделать 23 августа (день подписания пакта Риббентропа-Молотова) днем памяти жертв нацизма и сталинизма. А уже через десять лет, 19 сентября 2019 г., Европейский парламент принял резолюцию, в которой назвал договор о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 г. причиной начала Второй мировой войны. Тем самым фальсификация истории на Западе была выведена на принципиально новый уровень. Если раньше откровенные фейки озвучивались лишь отдельными публицистами или политиками, то теперь ложь начинают открыто легализировать на межгосударственном уровне.
    Более того, что особенно должно настораживать нас, белорусов, – сегодня предпринимаются шаги, чтобы признать вступление советских войск на территорию Западной Беларуси и Западной Украины в сентябре 1939 г. актом агрессии. Это очень опасная тенденция, ведь известно, что это историческое событие было воссоединением и восстановлением исторической справедливости в отношении белорусского и украинского народов.
    В этой связи священная задача белорусского народа – не допустить пересмотра итогов Великой Отечественной войны, забвения подвига наших отцов и дедов. Необходимо помнить, что нацистская агрессия отняла у советского народа 27 миллионов жизней, а у Беларуси – жизнь почти каждого третьего жителя. И главное – недопустимо позволить забыть роль истинных зачинщиков мировой военной катастрофы, тех, кто допустил и потворствовал ее развязыванию. Важно, чтобы подрастающие поколения знали правдивую информацию о той страшной войне, роли Советского Союза, который внес решающий вклад в Великую Победу во имя мира на земле.
    Как известно, история – это обоюдоострое оружие. История в одинаковой степени может работать на консолидацию, на объединение народа, общества; в то же время ее могут использовать для раскола в обществе и разделения нации, народа, государства. И делается это, как правило, через искажение и фальсификацию исторического прошлого. Поэтому мы должны, прежде всего, смотреть на историю взглядом своего народа, через призму своей государственности.
    Нам необходимо выработать четкий механизм противостояния попыткам переписывания истории. Есть уверенность, что как раз в Год исторической памяти этот механизм будет создан. А дальше наша общая задача будет заключаться в том, чтобы этот механизм функционировал и приносил свои плоды в виде выработки иммунитета против искажений и фальсификаций.
    В Беларуси в плане защиты исторической памяти уже создан большой задел. 14 мая 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 103-З «О недопущении реабилитации нацизма».
    Это важный момент. К сожалению, в современной Европе на определенном уровне наблюдается возрождение нацизма. В том числе у наших самых близких соседей – Украина и страны Балтии – тому наглядные примеры.
    Также 5 января 2022 г. Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписан Закон «О геноциде белорусского народа».
    Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 г.). Под белорусским народом понимаются все советские граждане, проживавшие на территории БССР в указанный период.
    Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в сети Интернет.
    Генеральная прокуратура Республики Беларусь ведет следствие по геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, когда на нашей территории действовали националистические формирования. Мы обязаны и должны говорить об этих фактах с целью недопущения подобных явлений в настоящем и будущем.
    В деятельности по сохранению исторической памяти должен быть комплексный подход. В настоящее время в Беларуси ведется работа над выстраиванием системы патриотического воспитания и сохранения исторической памяти. Она включает в себя:
    создание целостного восприятия истории Беларуси в учебных материалах, художественной и научно-популярной литературе, телепередачах, кино- и анимационных фильмах, особенно в интернет-пространстве;
    организацию на системной основе экскурсий детей и молодежи в музеи и знаковые мемориальные комплексы, а также «звездных походов» по памятным историческим местам;
    усиление в учреждениях образования преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих формированию патриотизма и гражданственности молодежи;
    введения во всех учреждениях высшего образования спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»;
    совершенствование идеологической и профессиональной подготовки студентов, которые по итогам обучения получат право преподавать историю в школах.
    Однако, колоссальные усилия государства, прилагаемые для формирования в обществе иммунитета против попыток искажения и фальсификации исторического прошлого будут эффективными только при условии участия в этих процессах всех структурных элементов общества – через целенаправленную системную работу и взаимодействие семьи, учреждений образования, государственных органов, научных и общественных объединений, средств массовой информации.

    Проявление патриотизма – долг каждого гражданина Республики Беларусь (Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022–2025 годы).

    Геополитические вызовы, необходимость своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства обуславливают комплексность подходов в решении идеологических задач. По поручению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и в соответствии с резолюцией VI Всебелорусского народного собрания разработана и утверждена постановлением Правительства от 29 декабря 2021 г. № 773 Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы (далее – Программа).
    Программа основывается на историческом опыте белорусской нации, духовных и моральных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, на таких базовых принципах современного этапа государственного строительства Беларуси, как «Единство. Развитие. Независимость», ориентирована на представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь.
    Особая роль в воспитании патриотизма отводится семье. Семейное патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным и продолжаться на всех этапах становления личности, у которой сформировано чувство ответственности за судьбу страны и которая способна на сопереживание, милосердие, самопожертвование.
    Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, нации) и готовностью действовать во благо страны.
    Патриотизм – связующее звено между образами прошлого и будущего страны. Среди основных факторов, объединяющих современное белорусское общество – место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь. «Генетическому коду» белорусского народа присущи взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, трудолюбие, сострадание.
    Целью Программы является формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь.

    ***

    Объявление 2022 г. Годом исторической памяти вполне закономерно. 2021 г. – Год народного единства – объективно показал, насколько важно и необходимо сохранять историческую память нашего народа. Потому что историческая память лежит в основе народного единства. Тот народ, который не помнит, не знает свою историю, обречен на вырождение и прекращение существования.
    Кроме того, 2022 г. богат на знаковые для Беларуси исторические даты. Из их числа достаточно вспомнить 1160 лет с момента первого летописного упоминания Полоцка; 1030 лет Белорусской православной церкви (первая христианская епархия в Полоцке была создана в 992 г.); 955-летие Минска; 505 лет с даты публикации Ф.Скориной первой восточнославянской печатной книги; 210 лет Отечественной войны 1812 г.
    А если мы посмотрим на нашу культуру, то здесь обращают на себя внимание такие даты, как 140 лет со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа; 135 лет – писателя Дмитрия Жилуновича, который был первым председателем правительства Советской Беларуси; 110 лет – Максима Танка. Круглую дату – 100-летие со дня образования своей предтечи – Института белорусской культуры – будет отмечать Национальная академия наук Беларуси. Также в 2022 г. исполняется 100 лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик.
    Наша история богата славными событиями и знаменитыми именами, которые недопустимо предать забвению. Как отмечал Глава государства, «мы должны признать, что страницы отечественной истории превратились в информационное поле боя. И случилось это не сейчас. Сегодня историческая политика является для нас стратегией самосохранения в условиях глобального передела сфер влияния в мире. Это фактор национальной безопасности».
    Поэтому если мы хотим оставаться едиными, если мы хотим выдержать все те вызовы, которые, к сожалению, современный мир бросает нашему народу и государству, мы должны сохранять свою историческую память, оберегать ее от искажений и фальсификаций. Это одна из основных задач как государства, так и всех нас.

    Материалы в формате PDF



Terms of use