The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Hide details for Материалы 2023Материалы 2023

    Декабрь
Hide details for Политическая безопасность как основа общественно-политичеПолитическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
Способность государства обеспечить политическую безопасность – свидетельство его состоятельности.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, принимая 15 июня 2023 г. верительные грамоты послов зарубежных государств, «Беларусь уже долгие годы остается своего рода заповедным краем спокойствия и стабильности. В таких условиях комфортно жить и работать».

Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность Беларуси реализовывать независимую государственную политику. Поэтому эти вопросы традиционно находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь. Особенно сегодня, когда против нашей страны развязаны информационная, санкционная и другие войны, беспрецедентные по своему масштабу.

«Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: начиная с местных органов власти, местных Советов, Всебелорусского народного собрания и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество» – отметил А.Г.Лукашенко 28 июля 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. и Главой Администрации Президента Республики Беларусь Сергеенко И.П.

1. Республика Беларусь в геополитических реалиях XXI века

Современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики. Формируются коалиции держав, противостоящих друг другу по важнейшим вопросам миропорядка и фундаментальным ценностям. Продолжается раскол мира на противоборствующие военно-политические, финансово-экономические и технологические блоки.

Агрессивный характер военной политики стран Запада перестал маскироваться формулировками об «исключительно оборонительной» направленности их военных доктрин. Военная сила рассматривается как основное средство отстаивания своих интересов. Снижается порог для принятия решений на ее применение.

США стремятся расширить т.н. «зону ответственности» НАТО, создать новые военные альянсы с целью «сдерживания» Китая и России.

Справочно:

На мадридском саммите НАТО в июне 2022 г. в Северо-атлантический альянс были приглашены Швеция и Финляндия без учета последствий такого шага (Финляндия вступила в НАТО 5 июля 2023 г.). Одновременно было принято решение об увеличении военного присутствия Альянса на восточном фланге с 40 до 300 тыс. чел.

Как следствие, ускоренными темпами деградирует архитектура международной безопасности (в том числе система нераспространения и контроля над вооружениями) на фоне эскалации недоверия, роста военных потенциалов и неконтролируемой гонки вооружений (в первую очередь в Европе).

Справочно:

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в 2022 году военные расходы продемонстрировали самый резкий рост (+13%) как минимум за 30 лет. При этом на долю трех крупнейших стран (США, Китай и Россия) пришлось 56% мирового объема военных расходов.

В 2022 году начало расти количество действующего ядерного оружия. Из общего мирового запаса, составлявшего в январе 2023 г. примерно 12 512 боеголовок, 9 576 находились в военных запасах для потенциального использования, что на 86 больше, чем в январе 2022 г. Россия и США вместе обладают почти 90% всего ядерного оружия.

Создавшаяся ситуация стала причиной многих региональных конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в глобальные, что будет представлять собой угрозу уже для всего человечества.

Справочно:

По данным Гейдельбергского института исследований международных конфликтов (HIIK, ФРГ), в 2022 году в мире было зафиксировано 216 войн и вооруженных конфликтов, что на 12 больше, чем в 2021 году.

Международную обстановку обострил вооруженный конфликт на Украине, превратившийся в прокси-войну. Существует угроза его эскалации в случае, если в него вмешаются войска НАТО.

В ухудшении международных отношений сыграла роль радикализация политических режимов ряда государств.

Справочно:

В ФРГ правый экстремизм находит все больше сторонников: праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» занимает вторую по популярности позицию среди немецких политических партий. По данным Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ, в 2022 году в стране насчитывалось 38,8 тыс. правых экстремистов, из которых 14 тыс. были агрессивными. По официальным данным, в 2022 году в неонацистских акциях, организованных ультраправыми, приняли участие почти 16 тыс. чел. (в 2021 году – немногим более 7,5 тыс. чел.).

Власти Латвии продолжают нагнетать антироссийские и антибелорусские настроения. Дискриминация по расовому признаку является основной причиной введения официальной Ригой с 10 августа 2021 г. чрезвычайного положения на границе с Республикой Беларусь. С 2022 года жестокое обращение латвийских силовиков с беженцами отмечали в своих докладах о правах человека Государственный департамент США, международные организации Amnesty International и «Врачи без границ». Национальное законодательство запрещает латышам выражать свое мнение по вопросам, которые могут «бросить вызов независимости, суверенитету, территориальной ценности или власти». При этом, как отмечают независимые наблюдатели, «трактовка «угрозы национальной безопасности» здесь весьма широка».

В Эстонии среди населения начали быстро набирать популярность оппозиционные партии националистического толка – «Отечество» и Консервативная народная партия. В этой стране регулярно отмечаются случаи дискриминации русскоговорящих граждан. Руководители упомянутых правонационалистических партий агитируют за окончательную ликвидацию русскоязычных школ, выступают против роста числа мигрантов в стране.

Следование отдельных европейских государств в неонацистском идеологическом фарватере подтверждают набирающая обороты кампания по переписыванию в Европе истории Второй мировой войны, циничные попытки обеления нацистских преступников и их пособников.

Справочно:

В Латвии ежегодно 16 марта проходят шествия бывших легионеров «Ваффен-СС» и их последователей. Мемориалы в их честь охраняются государством. Только в 2022 году в ходе очередной кампании по уничтожению советского наследия разрушено порядка 120 объектов, включая памятники красноармейцам-свободителям.

В Литве 6 октября 2020 г. на Антакальнисском кладбище в г. Вильнюсе был открыт памятник А.Раманаускасу, принимавшему участие в еврейских погромах и убийствах коммунистов (уже 4-й по счету монумент в его честь). В открытии памятника «национальному герою» принял участие Президент Литвы Г.Науседа.

В Эстонии в местечке Синимяэ регулярно проводятся «слеты» ветеранов 20-й эстонской дивизии СС и их ультраправых сторонников. В конце 2022 года эстонское руководство заявило о намерении снести сразу 244 монумента советским воинам.

В Польше ежегодного проводятся т.н. «марши проклятых солдат», участники которых чтут память Р.Райса (псевдоним «Бурый»), который в январе–феврале 1946 г. вместе со своим отрядом участвовал в сожжении пяти деревень в Восточной Польше и убийстве 79 мирных жителей из-за их белорусского происхождения и православного вероисповедания. Только за последние два года Институтом национальной памяти Польши уничтожено 38 мемориалов советской эпохи.

В Чехии 30 апреля 2020 г. в пражском районе Ржепорие установлен памятник «власовцам». На Ольшанском кладбище в г. Праге находится мемориал РОА, у которого регулярно проводятся памятные акции. Местом притяжения чешских неонацистов является восстановленный в 2011 году в н.п. Корженов (Либерецкий край) мемориал «Железный крест» в память о чешских добровольцах в рядах вермахта и «Ваффен-СС».

Во Франции в мае 2023 г. в г. Париже в очередной раз был санкционирован ежегодный марш неонацистов, собравший 550 чел.

Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 июня 2023 г. на встрече с министрами иностранных дел государств – членов ОДКБ, «против суверенных стран, которые не следуют указаниям Запада, развязаны полномасштабные гибридные войны».

Сегодня отдельными государствами и коалициями активно используются инструменты политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов.

Реализация таких инструментов хорошо прослеживается на примере «работы» Евросоюза с руководством Украины и ряда стран – участниц СНГ.

Справочно:

В Украине, Молдове и Грузии анонсируется вступление в ЕС «в обозримой перспективе». Вместе с тем реализация такой возможности увязывается с безусловным следованием государственных органов этих стран политике Брюсселя.

Используя армяно-азербайджанский конфликт, Евросоюз «подтягивает» Армению в зону своего влияния. Один из примеров – размещение на армянской территории Гражданской миссии ЕС для содействия стабильности в приграничных районах, которая фактически представляет собой инструмент для сбора информации о ходе конфликта и анализа вариантов «помощи». Одновременно ЕС, заинтересованный в масштабных поставках газа из Азербайджана, избегает прямого конфликта с этой страной, что прослеживается в крайне осторожных заявлениях брюссельских бюрократов в адрес официального Баку.

В 2023 году ЕС принял «меры помощи» в поддержку вооруженных сил Молдовы и Грузии за счет Европейского фонда мира.

Для оказания давления на суверенное белорусское государство западные субъекты международной политики используют инструменты «мягкой силы» (санкционный прессинг, искусственное ограничение официальных контактов с Беларусью, медийная война и др.).

Справочно:

Несколько разноплановых примеров: по данным МИД Республики Беларусь, в СМИ Литвы материал о Беларуси, содержащий объективную информацию о нашей стране, появляется один раз в полгода.

В Латвии с марта 2020 г. в отношении граждан Беларуси действуют ограничения на получение виз.

В Польше различным структурам и объединениям запрещено реализовывать совместно с официальными представителями белорусской стороны любые мероприятия под угрозой наступления правовой ответственности и лишения финансирования.

В Швейцарии в июле 2023 г. белорусским учащимся – участникам 55-й Международной химической олимпиады (IChO 2023), проходившей на базе Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich), было запрещено выступать в статусе национальной команды; вместо государственной символики им было разрешено использовать «нейтральный» белый флаг.

В ряде случаев предпринимаются попытки откровенной дискриминации нашей страны на международной арене.

Справочно:

Примером являются санкции и ограничения Вашингтона в отношении авиакомпании «Белавиа». Так, с марта 2022 г. Министерство торговли США ввело расширенный контроль в отношении связанных с авиацией товаров, направляемых в Беларусь, включая новые лицензионные требования для определенных самолетов. В апреле 2022 г. 7 самолетов Boieng-737, эксплуатируемых «Белавиа», были добавлены в перечень нарушителей мер экспортного контроля (фактически были отстранены от выполнения международных рейсов). В июне 2022 г. был принят запрет на любые экспортные привилегии для «Белавиа».

Сравнительно небольшое по размерам белорусское государство продолжает успешно сопротивляться таким гигантам, как Евросоюз и США. Мы не «прогибаемся» под них, что вызывает у них раздражение. Западные «стратеги» по-прежнему рассчитывают спровоцировать обвал белорусской экономики с дальнейшими политическими последствиями. Одновременно в Беларуси пытаются извне задействовать различные механизмы дестабилизации внутренней обстановки.

Единственный способ успешно противостоять нынешней неприкрытой гибридной агрессии и грабительским санкциям, обеспечить политическую безопасность – единство народа на основе Конституции Республики Беларусь.

2. Политическая безопасность – основа общественно политической стабильности Республики Беларусь

В соответствии с проектом новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь политическая безопасность – состояние защищенности политической системы Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию независимой государственной политики, гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.

Состояние защищенности политической системы на общемировом уровне принято считать через призму индекса политической стабильности. Согласно данным рейтинга The Global Economy (составляется на основе данных Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации Объединенных Наций и Всемирного экономического форума), среднее значение индекса политической стабильности для Беларуси с 1996 по 2021 год составляло 0,12 балла. Минимум наблюдался в 2020 году (-0,9 балла), что неудивительно, учитывая предпринятую попытку мятежа. Сегодня в мировом рейтинге Беларусь имеет высший для себя показатель с 1996 года – 0,74 балла. Для сравнения: средний мировой показатель в 2021 году по 194 странам составил 0,07 балла.

Яркое свидетельство обеспечения политической безопасности – достижение общественного согласия по ключевым вопросам развития белорусского государства.

Подтверждением этому стали результаты республиканского референдума 27 февраля 2022 г. по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Справочно:

В голосовании на референдуме приняло участие 5 359 403 гражданина, или 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

За принятие решения по вынесенному на референдум вопросу «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?» проголосовало 4 440 830 граждан, или 82,86% от принявших участие в голосовании граждан.

Раздел IV Конституции Республики Беларусь был дополнен главой, посвященной высшему представительному органу народовластия Республики Беларусь – Всебелорусскому народному собранию (далее – ВНС). Определение конституционного статуса данного государственного органа обусловило пересмотр ряда полномочий Главы государства, Парламента, Правительства, судов и порядок формирования органов местного самоуправления.

Повышение статуса ВНС – яркий пример реализации принципов народовластия, открытости государства для общества в нашей стране.

ВНС – уникальный политический институт, принимающий ключевые стратегические решения, прямые аналоги которого отсутствуют в зарубежных политических системах.

Справочно:

Особый правовой статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества, в том числе наиболее представительных общественных объединений, выражающих интересы различных слоев населения, а также профсоюзов.

ВНС призвано выполнять основную стабилизирующую роль в отношениях между ветвями власти и, соответственно, наделяется достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Сильный Президент, влиятельный Парламент, инициативное Правительство при связующей роли Всебелорусского народного собрания – такова формула дальнейшего правового обеспечения функционирования в Республике Беларусь системы государственного управления в результате проведенной нормотворческой работы после референдума.

Эффективная деятельность государственных институтов в интересах общества регламентируется Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», комплексные изменения в которую были внесены Указом Главы государства 13 июня 2023 г. В настоящее время Директивой № 2 предусмотрены следующие основные новации.

В целях совершенствования работы с поступающими обращениями граждан, а также доведения на системной основе до населения актуальной информации о деятельности государственных органов по наиболее волнующим население вопросам на руководителей государственных органов возложена обязанность по максимально широкому внедрению современных способов обратной связи с населением, использованию возможностей информационных систем и социальных сетей (видеохостинги, мессенджеры, диалоговые площадки и т.д.), а также ведению официальных аккаунтов в популярных социальных сетях.

Руководителям государственных органов также необходимо проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного общества.

Обеспечено существенное обновление сферы осуществления административных процедур. Приоритетным направлением в данной сфере стала цифровизация административных процедур (перевод осуществления административных процедур в электронную форму, формирование информационных ресурсов в рассматриваемой сфере и др.).

Пересмотрен порядок проведения прямых телефонных линий в работе с населением в целях усиления значимости и эффективности. Так, руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители проводят прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 9.00 до 12.00 (по остальным субботам проведение прямых телефонных линий возлагается на начальников структурных подразделений). В то же время сохранен действующий график проведения прямых линий для председателей районных, городских исполкомов (каждую субботу с 9.00 до 12.00).

Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 либо с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00. До внесения изменений в Директиву личный прием проводился только с 8.00 до 13.00.

В политической системе Беларуси прочно закрепились общественные обсуждения важнейших законопроектов и проведение диалоговых площадок. Эти мероприятия объединяют десятки тысяч людей которым важна судьба нашей страны, нашей Родины как единого, целостного, суверенного государства, готовых участвовать в политической жизни Беларуси. Среди самых значимых тем диалоговых площадок – обсуждение изменений и дополнений Конституции, проектов Закона о Всебелорусском народном собрании, новой Концепции национальной безопасности.

Беларусь традиционно является примером межнационального и межконфессионального мира и согласия в центре Европы. Тем не менее, недопущение формирования, проникновения либо распространения идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, а также неуважительного отношения к государственным символам, использования экстремистской символики и атрибутики является одним из важнейших факторов общественно-политической стабильности.

Выявлять, профилактировать и пресекать попытки реабилитации нацизма всеми правовыми методами позволяет принятый 14 мая 2021 г. Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма».

Справочно:

В этом Законе определены основные направления профилактики реабилитации нацизма: формирование в обществе нетерпимости к нацизму, создание информационной продукции для недопущения его реабилитации, мониторинг соблюдения законодательства, противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, содействие прославлению Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее поступательное развитие гражданского общества на основе традиционных основополагающих ценностей белорусского народа связано с подписанием 14 февраля 2023 г. Главой государства законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».

Произошла очистка партийного поля от декоративных объединений и тех деструктивных структур, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя страны.

Справочно:

Министерством юстиции Республики Беларусь 19 мая 2023 г. принято решение об отнесении к имеющим право на взаимодействие с государственными органами (организациями) в особых формах следующих субъектов гражданского общества: Республиканское общественное объединение «Белая Русь»; Белорусское общественное объединение ветеранов; Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»; Общественное объединение «Белорусский союз женщин»; Федерация профсоюзов Беларуси.

Основными задачами этих общественных организаций являются, в том числе, обеспечение гражданского (народного) единства, а также независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности нашей страны.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляют деятельность четыре политические партии: Белорусская партия «Белая Русь»; Коммунистическая партия Беларуси; Либерально-демократическая партия Беларуси; Республиканская партия труда и справедливости.

«Предназначение партий – не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Причем надо понимать, что каждое принимаемое на государственном уровне решение должно удовлетворять одновременно все группы населения: и бюджетников, и предпринимателей, и пенсионеров», – подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 10 ноября 2023 г. на встрече с руководителями политических партий.

3. Обеспечение электорального суверенитета – один из основных национальных интересов в политической сфере

В условиях нарастания блокового противостояния некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств с использованием широкого спектра инструментов «цветных революций».

Справочно:

Например, в 2003–2005 годах на постсоветском пространстве «цветные революции» состоялись в Грузии («Революция роз» 2003 год), Украине («Оранжевая революция» 2004 год), Кыргызстане («Тюльпановая революция» 2005 год). Наиболее острые формы иностранное вмешательство в избирательный процесс приобрело в Украине.

США и государства Европы в качестве механизма прессинга своих идеологических и геополитических соперников традиционно активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за выборами. При этом текущая методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не утверждена государствами – участниками ОБСЕ, что позволяет Западу «гибко» ее применять, главным образом, в отношении постсоветских государств. Сама схема подбора персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки пособий для наблюдателей, формата отчетных документов и алгоритмы подведения итогов наблюдения свидетельствуют о прямом влиянии их разработчиков и руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.

Справочно:

Явным примером подобной недобросовестной практики выступает различное отношение к наблюдению за выборами на постсоветском пространстве и в странах Запада.

Например, БДИПЧ ОБСЕ традиционно направляет в страны СНГ мониторинговую миссию в широком составе, в то время как в так называемых «развитых демократических странах» работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе. Для сравнения: в 2015 году в Казахстан (президентские выборы) было направлено более 450 наблюдателей, Кыргызстан (парламентские выборы) – более 350, Беларусь (президентские выборы) – 340, Таджикистан (парламентские выборы) – 180, а вот в Финляндии (парламентские выборы) и Польше (президентские и парламентские выборы) – наблюдения не было.

При этом наблюдается «географический перекос» в деятельности БДИПЧ ОБСЕ по мониторингу за выборами: в приоритете по наблюдению остаются «государства к Востоку от Вены» (в 98,7% случаев мониторинга) и только дважды направлялись в западную часть региона ОБСЕ (в США в 2004 и 2016 годах).

Крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений.

Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов традиционно носили крайне субъективный и политизированный характер.

Объектом критики со стороны западных наблюдателей регулярно выступала процедура досрочного голосования избирателей в Республике Беларусь. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах т.н. «устоявшейся демократии».

Справочно:

Например, досрочное голосование в Швеции начинается за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.

Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии – за 35 дней; Франции, Норвегии – за месяц до основного дня голосования.

В 2020 году наше общество прошло, пожалуй, самую жесткую проверку на прочность. Во время проведения президентских выборов внешние и внутренние оппоненты белорусского государства попытались реализовать силовой сценарий захвата власти в нашей стране, используя широкий спектр политических технологий протеста.

Беспристрастно проанализировав события последних лет в Беларуси, мы сознаем, к каким крайне негативным последствиям нашу страну могли привести лживые призывы предателей своего Отечества, действующих по указке извне и за счет зарубежных грантов. «Гибридный» блицкриг против Беларуси провалился. Мы вместе самоотверженно отстояли независимость страны. Отстояли, потому что на нашей стороне была Правда, стремление жить и трудиться на своей земле и по своим законам.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь планируется впервые закрепить понятие «электоральный суверенитет».

Справочно:

«Электоральный суверенитет» – неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.

Оценивая динамику геополитической обстановки в мире, Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства предупредил: «Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации».

4. Комплексная корректировка норм Избирательного кодекса Республики Беларусь

Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) изменения – часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

Основные новации избирательного законодательства:

изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);

Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;

предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;

Справочно:

Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.

оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;

предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);

регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;

изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;

оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;

предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;

закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);

предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);

Справочно:

Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).

изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;

уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);

Справочно:

Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.

предусмотрены определенные изменения порядка голосования.

Справочно:

Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.

Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.

Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:

предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;

введен запрет выдвижения на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;

установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;

предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов, учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).

Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.

Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.

С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»).

Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления – в течение трех дней со дня поступления запроса).

В период подготовки и проведения единого дня голосования будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных, предупредительно-профилактических мер по недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны организованных групп и отдельных лиц.

В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее – ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.

Справочно:

За 10 месяцев т.г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года в стране уменьшилось количество несанкционированных массовых мероприятий на 23,4%, а число участников протестных акций – на 77,7%.

На сегодняшний день ОВД располагают достаточным ресурсом сил и средств для надлежащего реагирования на возможные вызовы и угрозы.

Отвечая 6 октября 2023 г. на вопрос о вероятности повторения событий мятежа 2020 года в период предстоящей электоральной кампании, Президент А.Г.Лукашенко заявил: «Не повторится. Это невозможно… Мы уже этого наелись, мы люди опытные, обучаемся как следует. Пусть даже не рассчитывают раскачать Беларусь. Мы этого не позволим. Это – наша страна. Те, кто раскачивают, знают, к чему это приведет».

5. Избирательная кампания – 2024

Избирательная кампания – знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.

Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов.

Вместе с тем практика проведения электоральных кампаний в отдельных странах Запада демонстрирует несовершенство избирательного законодательства этих государств и, как следствие, – значительное количество фиксируемых нарушений.

Справочно:

Сегодня в США острые дискуссии вызывает тема электоральной реформы: предложения республиканцев по радикальным изменениям избирательной системы блокируются демократами. Пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий неоднократно приводили к тому, что мертвые души не только голосовали, но и избирались. Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния), причем во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.

Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате. По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней). Как считает глава делегации ПА ОБСЕ П.Х.Понс, «выборы в Польше показали эрозию системы сдержек и противовесов государства».

В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г. выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8 тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.

В Беларуси в полной мере учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал 20 ноября 2023 г. указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь».

В соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение выборов в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования – 25 февраля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Справочно:

Избиратели в зависимости от места регистрации для голосования будут получать от 2 бюллетеней (как, например, жители г. Минска для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и Минского городского Совета депутатов) до 4 бюллетеней (как, например, жители сельских населенных пунктов для голосования на выборах депутатов в Палату представителей и депутатов сельского, районного и областного Советов депутатов).

Согласно избирательному законодательству для удобства избирателей выдаваемые бюллетени будут отличаться по цвету и (или) иметь отличительный знак.

Выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва состоятся 4 апреля 2024 г.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания начинается через 15 дней и заканчивается не позднее чем через 25 дней после единого дня голосования.

Информация о подготовке и проведении электоральной кампании – 2024 размещается на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в разделах «Выборы депутатов в единый день голосования» и «Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва» Календаря выборов и референдумов по адресам:

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/elections-2024-86;

https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/vosmogo-sozyva-88

Не позднее 6 марта 2024 г. ЦИК должна определить дату выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества. Согласно избирательному законодательству, крайней датой проведения выборов делегатов ВНС является 10 апреля 2024 г. В соответствии с частью 5 статьи 89-2 Конституции Республики Беларусь, первое заседание ВНС в новом конституционном статусе должно состояться не позднее 60 дней после выборов депутатов, т.е. не позднее 25 апреля 2024 г.

ЦИК, государственным органам, иным организациям поручается принять меры по организации выборов, а Правительству – обеспечить финансирование расходов на их подготовку и проведение за счет средств республиканского бюджета.

Если всем гражданам будет понятен механизм избирательного процесса, если все будут понимать свои права и обязанности, то люди не будут поддаваться различным фейкам и информационным вбросам.


****

В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.

В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.

Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 9 ноября 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. подчеркнул: «Мы откровенно и честно сказали, что будем всячески участвовать в этих выборах. Я имею в виду вертикаль власти. Это очень важная кампания в Беларуси. Важнее политической кампании в будущем году нет. Следом же формирование Всебелорусского народного собрания, избрание делегатов на это собрание».

Власть сделает все для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет Республики Беларусь, провести выборы – 2024 спокойно, открыто и объективно.

    Ноябрь
Show details for Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
    Октябрь
Show details for Социальная безопасность:основные принципы и приоритетыСоциальная безопасность:основные принципы и приоритеты
    Сентябрь
Show details for Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохЕдинство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
    Август
Show details for Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеРоль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь
    Июль
Show details for Демографическая безопасность – основа процветания обществДемографическая безопасность – основа процветания общества, главное условие развития государства
    Июнь
Show details for Экологическая и биологическая безопасность Республики БелЭкологическая и биологическая безопасность Республики Беларусь – национальные интересы, угрозы, оценка состояния и направления обеспечения
    Май
Show details for Историческая память о Великой Отечественой войне как фактоИсторическая память о Великой Отечественой войне как фактор формирования патриотизма
    Апрель
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Март
Show details for 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развитОбеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях
    Январь
Show details for Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-технологическая безопасность

Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Show details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Hide details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.
    Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.
    В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.

    Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на республиканском митинге-реквиеме, посвященном
    78-й годовщине Хатынской трагедии
    21 марта 2021 г.

    Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.
    Не секрет, что сегодня историческая память белорусов подвергается атакам и всевозможным фальсификациям.
    Сегодня наши оппоненты в стране и за рубежом плодят фейки о нашей истории, в угоду политическим амбициям искажают давно устоявшиеся факты. Объектом их воздействия становятся наши ценности, идентичность, историческое право на суверенитет. И, как показывает практика, этот поток лжи только плодится и растет, создавая дополнительные риски и угрозы развитию белорусского государства и общества.
    Поэтому необходимо прорабатывать подходы, определять четкую стратегию и тактику национальной исторической политики.
    В этой связи Глава государства А.Г.Лукашенко 4 февраля 2022 г. подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь.

    Справочно.
    Документ подписан в Год исторической памяти в продолжение последовательной политики сохранения правды о героическом прошлом белорусского народа, формирования историко-государственного мировоззрения, укрепления историко-культурной и духовно-этической общности белорусов.
    Руководство советом будет осуществлять Глава Администрации Президента Республики Беларусь, функционировать он будет на базе Национальной академии наук Беларуси. В состав совета вошли известные ученые в области гуманитарных знаний, авторитетные общественные деятели, представители политических партий, общественных объединений, экспертного сообщества, госорганов и организаций.

    Совет будет определять основные векторы развития исторической политики в нашей стране и актуальные направления научных исследований. Весь комплекс мероприятий будет направлен в первую очередь на сохранение исторической памяти, противодействие попыткам искажений и фальсификаций исторических фактов и событий.
    Значимость темы исторического прошлого белорусского народа нашла свое отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь, поддержанной народом на республиканском референдуме
    27 февраля 2022 г.

    Справочно.
    В голосовании по вопросу, вынесенному на референдум, приняли участие 5 359 403 человека. Явка составила 78,63% от общего списка граждан, которые имеют право участвовать в референдуме.
    За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86% голосовавших, или 65,16% от внесенных в списки для голосования.

    В Конституцию Республики Беларусь в том числе внесены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне, массовом героизме народа:
    «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (ст. 15);
    «проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь» (ст. 54).
    Это сделано для настоящего и будущих поколений, для сохранения духовного настроя белорусского общества, его сплочения и мобилизации на преодоление возникающих перед нами вызовов.
    Ведь именно историческая память – нравственный стержень общества, укрепляющий связь между поколениями в условиях глобальной нестабильности.


    Исторические предпосылки принятия Закона о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

    В целях сохранения социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности в марте 2021 г. Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено и расследуется уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками, их пособниками, националистическими формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида белорусского народа.

    Справочно.
    Геноцид – форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем:
    убийства членов этой группы;
    причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
    принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
    насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
    предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

    В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.
    Кроме того, общественность недостаточно осведомлена о ряде фактов геноцида, совершенных националистическими бандформированиями и пособниками фашистов. Это в свою очередь создает предпосылки для попыток их оправдания и даже героизации, и, как следствие, разрушения основополагающих ценностей, на которых строится белорусская государственность. Безнаказанность порождает новые преступления. Поэтому возбуждение уголовного дела по фактам злодеяний в отношении мирного населения Беларуси – важный этап в противодействии реабилитации нацизма. При этом Конвенция ООН по предупреждению преступлений геноцида и наказаний за него установила, что лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом государства, на территории которого было совершено данное деяние. Геноцид не имеет срока давности.
    Уже на текущем этапе расследования выявляются десятки мест ранее не известных захоронений, получены многочисленные свидетельские показания, существенно дополняющие картину преступлений.
    На данный момент допрошено более 13 300 свидетелей, большинство из которых – узники концлагерей и лагерей смерти (7 700 человек).
    Большая работа проводится в архивных учреждениях республики. За период следствия проведено более 2 000 осмотров, в ходе которых были выявлены архивные документы, свидетельствующие о массовом уничтожении мирного населения, сожжении населенных пунктов и угоне в рабство.
    Дополнительно установлены места массового уничтожения и захоронения, которые ранее не были известны и не исследовались. Так, например, в Брестской области на основании показаний свидетелей установлено 4 места, в каждом из которых может быть захоронено более 100 человек. В Витебской области из допросов установлены 2 места, в которых может находиться более 200 человек в каждом. В Гомельской области – 4 места, в которых может быть захоронено от 100 до 3 000 человек. В Могилевской области – не менее 2 мест, в которых может быть захоронено от 300 до 1 000 человек. Аналогичные места захоронений установлены и в других областях республики.
    В 2021 г., с момента возбуждения уголовного дела, проведены раскопки в 12 местах. В общей сложности извлечены останки более 2 200 человек.
    Например, на территории Минского района вблизи урочища Уручье находятся не менее 7 мест массового захоронения времени оккупации нацистской Германией. Количество погребенных в этой местности может достигать более 38 000 человек. В настоящее время обнаружен и вскрыт один из семи участков, в котором, по архивным сведениям, захоронено более 8 000 человек. Наряду с мирным населением здесь уничтожались и военнопленные.
    Также проводятся раскопки (в зимнее время работы приостановлены) места массового захоронения времен Великой Отечественной войны в лесном массиве вблизи 9-го километра Черниговского шоссе в Гомельском районе.
    Первоначально была обнаружена яма с костными останками. В ходе дальнейшего обследования лесного массива обнаружены 34 места захоронения, в которых содержатся костные останки. В период с 06.10.2021 по 23.11.2021 при проведении осмотра места происшествия извлечены останки не менее 400 человек. Также обнаружены и изъяты многочисленные предметы обихода, личные вещи погибших.
    Изъятые предметы позволяют с уверенностью сказать о том, что это были мирные граждане – фрагменты расчесок, ключи, монеты, гражданская обувь, пуговицы.
    Обнаруженные в яме гильзы и пули германской винтовки Маузер, а также обойма этой винтовки свидетельствует о расстрелах. На гильзах сохранилась достаточно четкая маркировка, позволяющая определить год выпуска патронов – 1942–1943 гг.
    В ходе следствия установлено, что людей собирали в специальный лагерь, расположенный в предместье Гомеля – «Монастырьке», а затем партиями вывозили в Новобелицкий лес, где расстреливали. Расстрелы в большой секретности осуществляли только германские, специальные айнзацгруппы. Массовый характер расстрелы мирных советских граждан приняли в октябре–ноябре 1941 г.  
    Геноцид белорусского народа – дело, требующее активного привлечения к его расследованию в том числе зарубежных партнеров. По данному уголовному делу было направлено 47 запросов в 17 государств об оказании правовой помощи. Литва и Латвия отказали в оказании правовой помощи по уголовному делу. По их мнению, исполнение просьб якобы нанесет ущерб суверенитету и безопасности их государств.
    Такая позиция названных прибалтийских республик свидетельствует не только об игнорировании своих международных обязательств, но и откровенном пособничестве в укрывательстве военных преступников, элементарном отрицании прав человека и ценности человеческой жизни.
    Генеральной прокуратурой организовано создание межведомственных групп и комиссий, целью деятельности которых является полное и объективное исследование обстоятельств геноцида белорусского народа и увековечение памяти его жертв.
    Нельзя забывать о том, что геноцид – это не только физическое умышленное уничтожение людей, но и целенаправленное уничтожение культурного и экономического потенциала народа, результатов его труда и творческого наследия.
    По этой причине была создана межведомственная рабочая группа по расчету ущерба, причиненного действиями нацистских преступников
    на территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Работа комиссии, осуществляемая под руководством Государственного комитета по имуществу, позволит оценить действительный ущерб, причиненный народному хозяйству республики нацистскими преступниками и их пособниками, а также потребовать в установленном порядке его возмещения.

    Одновременно с этим под руководством Министерства культуры активизирована деятельность Комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот культурных ценностей, оказавшихся за границей Республики Беларусь.
    Генеральной прокуратурой в рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период геноцида белорусского народа не только принимаются меры к установлению лиц, причастных к преступлениям, их уголовному преследованию, но и проводятся мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о массовом уничтожении гражданского населения и обеспечении идеологической преемственности поколений.
    Для реализации указанных целей по инициативе Генеральной прокуратуры осуществляется создание в музейных учреждениях республики экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа, в том числе с использованием материалов, полученных в рамках расследуемого уголовного дела.
    В частности, запланировано создание передвижной экспозиции «Геноцид белорусского народа» для экспонирования во всех регионах страны.
    Кто-то может задаться вопросом – зачем нужно сейчас ворошить прошлое, бередить едва зарубцевавшуюся рану, нанесенную нашей стране событиями Великой Отечественной войны?
    Ответ на этот вопрос, в первую очередь, обусловлен необходимостью установления всех жертв нацистской агрессии, недопущения их забвения. Потому что если не сделать это сейчас, то через годы выявить правду будет тяжелее: нас покинут последние свидетели и очевидцы тех лет, могилы зарастут лесами, а отдельные политические деятели получат еще больше возможностей для толкования истории на свой лад.
    Понимая, что идеологическую основу, укрепляющую нашу государственность, составляет историческая правда о подвиге советского (в том числе белорусского) народа в Великой Отечественной войне, со стороны отдельных государств осуществляются попытки искажения истории, нивелирования роли народов СССР в спасении мира от коричневой чумы.
    Кроме того, наши недоброжелатели знают о причастности их предков (часть из которых до сих пор проживают в западных государствах) к массовому уничтожению белорусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. В том числе поэтому этими государствами развернута информационная война, направленная на искажение исторических событий.
    В целях сохранения исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности государством предпринимается ряд системных мер по недопущению фальсификации итогов Великой Отечественной войны. Эти меры, помимо прочего, безусловно направлены на укрепление белорусской государственности.


    Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    По инициативе Генеральной прокуратуры Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в январе 2022 г. принят Закон «О геноциде белорусского народа» (далее – Закон).
    Конституционный суд признал Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период соответствующим Основному закону Республики Беларусь.
    Он направлен на дальнейшее законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, недопущение реабилитации нацизма, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе.
    В преамбуле отмечается, что Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Он направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
    Впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период. В статье 1 Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.
    Документально установлено, что в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств проводилась планомерная политика уничтожения мирного населения путем массовых убийств, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на его физическое истребление, осуществлялись карательные операции, насильственная депортация для выполнения принудительных работ, создавались места принудительного содержания населения, концентрационные лагеря и лагеря смерти, практиковались чудовищные медицинские опыты, в том числе над несовершеннолетними. Так, по плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить или выселить на восток 75 процентов населения, непригодного, с точки зрения гитлеровцев, по так называемым расовым и политическим оценкам, 25 процентов подлежало онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов.
    Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, было установлено, что на оккупированной территории БССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Только в г.Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 000 человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206 500 человек); лагерь вблизи д.Масюковщина (более 80 000 человек); лагерь на улице Широкой (20 000 человек). До настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены.
    За 1941–1944 гг. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9 200 сел и деревень республики, из них 5 295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз.
    В течение первой половины 1944 г. оккупационная политика геноцида и выжженной земли на территории Беларуси достигла своей наивысшей точки. Чудовищные злодеяния совершили нацисты в сотнях населенных пунктов Беларуси. Так, в д.Ола Паричского района 14 января 1944 г. карательный отряд согнал в дома жителей из семи окрестных населенных пунктов. Гитлеровцы расстреляли и сожгли 1 758 человек, в том числе 950 детей и 508 женщин.
    На протяжении трех лет оккупации нацисты чинили на территории Беларуси зверства. Согласно выводам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их соучастников на временно оккупированной советской территории, БССР потеряла за годы войны более половины своего национального богатства. Прямой ущерб, причиненный германскими захватчиками народному хозяйству Беларуси, составил 75 млрд. рублей (в ценах 1941 г.). Оккупанты превратили города и села Беларуси в груды развалин. Они разрушили и разграбили на территории республики 209 из 270 белорусских городов и районных центров, уничтожили 10 338 предприятий, что составило 85 процентов от их довоенного количества, ограбили и разорили более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза и 316 машинно-тракторных станций. Вывезли в Германию 90 процентов станочного оборудования. Почти три миллиона человек (34 процента довоенного населения) лишились крова.
    Из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 3 миллионов человек, или каждого третьего своего жителя.
    Значительное место в обвинении нацизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г., занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Беларуси.
    Геноцид в отношении белорусского народа продолжился и в послевоенное время участниками националистического подполья на территории Польши, Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик. Боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик осуществлялись в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.
    В январе 1946 г. отряд т.н. «проклятых солдат» во главе с Р.Райсом (по прозвищу «Бурый») в районе г.Белостока в течение нескольких дней задерживал и грабил местных жителей православного вероисповедания. Отпускали только тех, кто умел перекреститься по-католически и прочитать молитву «Отче наш» по-польски. В ходе этой акции геноцида было сожжено 5 деревень и убито по этническому признаку 79 православных белорусов, в том числе женщин, детей, стариков. 30 января 1946 г. в лесу у д.Старые Пухалы 30 белорусов были убиты «проклятыми солдатами» с особой жестокостью – обухом топора. 31 января 1946 г. «проклятые солдаты» напали на д.Залешаны и д.Волька-Выгоновская, где убили 16 местных жителей, включая женщин и детей. 2 февраля 1946 г. незаконное вооруженное формирование Бурого сожгло д.Зани и д.Шпаки, убив более 30 жителей.
    Эти и многие другие факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов не в полной мере известны современному поколению, что создает питательную среду для возрождения идей неонацизма, противоправной деятельности под символикой нацистских пособников.
    Также Законом на Генеральную прокуратуру возлагается полномочие принимать дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию (статья 3 Закона).
    Кроме того, законом введена уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, в том числе через размещение информации в СМИ либо в Интернете.

    Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

    26 февраля 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021–2025 гг.
    Целью Государственной программы является увековечение погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войн. Реализация Государственной программы способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданско-патриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.
    На реализацию мероприятий Государственной программы планируется выделение финансовых средств в размере 9 225 213 рублей.
    Государственная программа включает комплекс мероприятий, в том числе:
    обустройство, содержание, текущий и капитальный ремонт воинских захоронений и захоронений жертв войн, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы;
    создание и установка произведений монументального искусства, посвященных событиям военной истории;
    проведение архивно-исследовательских работ в архивных, музейных и иных учреждениях Республики Беларусь в целях сбора (уточнения) сведений о местах нахождения неучтенных воинских захоронений;
    проведение поисковой работы по установлению данных о погибших узниках лагеря и их сохранение в электронной «Книге Памяти жертв лагеря смерти «Тростенец»;
    проведение организационных, военно-патриотических и иных мероприятий, направленных на популяризацию поисковой работы, привлечение к ней членов общественных объединений и граждан;
    изготовление и приобретение сувенирной, наградной продукции, посвященной памятным датам военной истории, увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн;
    подготовка и издание полиграфической продукции, связанной с событиями военной истории на территории страны, поисковой работой;
    организация и проведение полевых поисковых работ;
    участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами, государственными организациями;
    захоронение останков погибших при защите Отечества и жертв войн, обнаруженных в ходе проведения полевых поисковых работ.
    Выполнение мероприятий Государственной программы осуществляется в плановом порядке.
    Начатый Генеральной прокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида позволит установить конкретных лиц из числа германских захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в рабство.
    Следственной группой осуществляется работа с архивными документами, тысячами уголовных дел в отношении нацистских преступников. Проводятся экспертные исследования, связанные с обнаружением массовых захоронений, продолжаются мероприятия по установлению живых свидетелей геноцида, защите их прав и законных интересов, увековечению памяти погибших.
    В ходе расследования проводятся поисковые мероприятия, в том числе раскопки в местах массового уничтожения населения.
    Страшным подтверждением зверств фашистов явились и результаты проведения в 2021 г. поисковых работ в Логойском, Минском, Гомельском районах.

    Справочно.
    Объект проведения полевых поисковых работ № 122 (северо-запад г.Логойска).
    Логойск был захвачен германскими войсками 2 июля 1941 г., оккупация продлилась 3 года – до 2 июля 1944 г.
    28 августа евреям старшего возраста было приказано явиться на центральную площадь. Затем их направили колонной на окраину к подножию холма и приказали выкопать ров. Люди посчитали, что рыли окопы. Утром 30 августа 1941 г. всем евреям снова было приказано собраться на площади. Было объявлено, что их переселяют в д.Гайна.
    В акте чрезвычайной комиссии от 8 октября 1944 г. указано
    «30 августа 1941 г. был произведен массовый расстрел еврейского населения городского поселка Логойск. На расстрел из Логойска направляли группами. В первой группе отправлялись женщины с грудными детьми и подростками, во второй группе были женщины средних лет и старухи, в третьей группе были мужчины, старики и больные, кто не мог идти пешком, грузили на автомобили и доставляли к месту расстрела. На месте расстрела сперва раздевали до нижнего белья, приказывали ложиться в заранее подготовленную большую яму вниз лицом и после чего расстреливали из автоматов.

    Таким образом, только в один день было расстреляно 1 200 человек».
    Объект проведения полевых поисковых работ № 168 (лесной массив на 9 км Московского шоссе).
    Основанием для начала проведения поисковых работ в данном районе стала информация из акта Чрезвычайной комиссии от 22 июля 1944 г, в котором указано, что «при раскопках 10 ям-могил в Минском районе обнаружены останки погибших, зарытые в ямах:
    1. Яма № 1 длиною 21 метр, шириной 4 метра, глубиной 5 метров, количество погибших 8 400 чел.
    2. Яма №2 длиною 20 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 8 000 чел.
    3. Яма № 3 длиною 35 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 14 000 чел.
    Итого: всего погибших 57 418 чел.
    В ямах 3, 4, 5 обнаружены пепел и остатки костей. Во всех ямах, где опознаны останки, обнаружены не совсем истлевшая одежда, обувь, домашняя утварь».

    Всего только за период с мая по ноябрь 2021 г. силами подразделений поисковой воинской части Министерства обороны Республики Беларусь проведены полевые поисковые работы на 81 ранее неизвестном месте захоронений, в том числе, в рамках расследования уголовного дела; на 13 местах массовых захоронений жертв войны. Обнаружены тысячи останков гражданского населения.
    Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. На сегодняшний день в Республике Беларусь на государственном учете состоит 1 518 захоронений жертв войны, в которых покоятся останки более 1 миллиона детей и стариков, мужчин и женщин, подвергшихся геноциду в самом жутком его проявлении. И эта трагичная цифра далеко не окончательная.
    С апреля 2022 г. в рамках расследования уголовного дела дальнейшие поисковые мероприятия уже спланированы на 26 объектах.
    Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, а также пресечь дальнейшие попытки обесценить исторические факты.


    *****
    Сегодня, как никогда, всей своей жизнью, учебой, работой, службой, воспитанием детей каждый из нас обязан поддержать системные действия государства, сохранить память о погибших и трепетное отношение к своему историческому прошлому для того чтобы сберечь и укрепить единство нашей Родины.
    Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 января 2022 г. на церемонии вручения премий «За духовное возрождение», специальных премий Главы государства деятелям культуры и искусства, и «Беларускі спартыўны Алімп»: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Именно поэтому 2022 год мы объявили Годом исторической памяти.
    Хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические…. Донести до мира правду о геноциде белорусского и других народов на территории нашей страны.
    Мы обязаны это сделать. Прежде всего для наших детей и внуков. Они должны знать цену мира и свободы, которые добывались многими поколениями потом и кровью».
    Священный долг всех белорусов – помнить самим об этих событиях, а также не давать другим забывать или, тем более, искажать правду об истории нашей страны.

    Материалы в формате PDF
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use