The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Февраль
Hide details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367 ”О назначении выборов депутатов“ и
№ 368 ”О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь“.

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.
Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.
Справочно:
В областные и Минский городской Советы – 388 депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) – 373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских – 8 033 депутата.
В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.
Справочно:
Решение отказаться от формирования участков для голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на территории других стран, сокращении численности работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
На избирательном участке избиратели получат:
в Минске – по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;
в областных и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;
в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.

ВЫБОРЫ В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.
С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.
Вниманию выступающих: при подготовке выступления целесообразно воспользоваться ранее направленными материалами о роли и полномочиях депутатов местных Советов депутатов, Парламента, а также результатах законодательной деятельности Парламента седьмого созыва.
Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.

КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ
Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.
Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно сказать, что почти 5%
(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.
Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.
Справочно:
Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто
298 кандидатов, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство.
Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести общие сведения о кандидатах в депутаты в вашем регионе.
За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).
Справочно:
Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;
массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;
распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.
У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению и радио.
Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на территории округов, сформированных в вашем регионе.
Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.

ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ
Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо тех из них, которые управлялись или финансировались извне.
Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий, насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.
Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская партия ”Белая Русь“).
Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет.
Справочно:
Белорусская партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы
3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в Парламент.
Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.
Республиканская партия труда и справедливости – 420 человек в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.
Либерально-демократическая партия Беларуси – 209 человек в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.
Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.
Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.
Справочно:
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей.
В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.
В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.


ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ
Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.
Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.
Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.
В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.
На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.
По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).
В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.
Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.
Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.
От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.

ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ
Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.
Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.
Справочно:
Среди причин такого решения:
отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;
деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии, что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.
Справочно:
По состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 27 064.
Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены:
миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);
Шанхайская организация сотрудничества (4 человека);
избирательные органы иностранных государств (6 человек).
Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31 января).
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуальную информацию о количестве аккредитованных наблюдателей в вашем регионе.
Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.

ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО
Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.
Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.
Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.

****

Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.
Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.
Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Show details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Show details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Hide details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.
    Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.
    В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.

    Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на республиканском митинге-реквиеме, посвященном
    78-й годовщине Хатынской трагедии
    21 марта 2021 г.

    Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.
    Не секрет, что сегодня историческая память белорусов подвергается атакам и всевозможным фальсификациям.
    Сегодня наши оппоненты в стране и за рубежом плодят фейки о нашей истории, в угоду политическим амбициям искажают давно устоявшиеся факты. Объектом их воздействия становятся наши ценности, идентичность, историческое право на суверенитет. И, как показывает практика, этот поток лжи только плодится и растет, создавая дополнительные риски и угрозы развитию белорусского государства и общества.
    Поэтому необходимо прорабатывать подходы, определять четкую стратегию и тактику национальной исторической политики.
    В этой связи Глава государства А.Г.Лукашенко 4 февраля 2022 г. подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь.

    Справочно.
    Документ подписан в Год исторической памяти в продолжение последовательной политики сохранения правды о героическом прошлом белорусского народа, формирования историко-государственного мировоззрения, укрепления историко-культурной и духовно-этической общности белорусов.
    Руководство советом будет осуществлять Глава Администрации Президента Республики Беларусь, функционировать он будет на базе Национальной академии наук Беларуси. В состав совета вошли известные ученые в области гуманитарных знаний, авторитетные общественные деятели, представители политических партий, общественных объединений, экспертного сообщества, госорганов и организаций.

    Совет будет определять основные векторы развития исторической политики в нашей стране и актуальные направления научных исследований. Весь комплекс мероприятий будет направлен в первую очередь на сохранение исторической памяти, противодействие попыткам искажений и фальсификаций исторических фактов и событий.
    Значимость темы исторического прошлого белорусского народа нашла свое отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь, поддержанной народом на республиканском референдуме
    27 февраля 2022 г.

    Справочно.
    В голосовании по вопросу, вынесенному на референдум, приняли участие 5 359 403 человека. Явка составила 78,63% от общего списка граждан, которые имеют право участвовать в референдуме.
    За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86% голосовавших, или 65,16% от внесенных в списки для голосования.

    В Конституцию Республики Беларусь в том числе внесены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне, массовом героизме народа:
    «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (ст. 15);
    «проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь» (ст. 54).
    Это сделано для настоящего и будущих поколений, для сохранения духовного настроя белорусского общества, его сплочения и мобилизации на преодоление возникающих перед нами вызовов.
    Ведь именно историческая память – нравственный стержень общества, укрепляющий связь между поколениями в условиях глобальной нестабильности.


    Исторические предпосылки принятия Закона о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

    В целях сохранения социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности в марте 2021 г. Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено и расследуется уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками, их пособниками, националистическими формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида белорусского народа.

    Справочно.
    Геноцид – форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем:
    убийства членов этой группы;
    причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
    принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
    насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
    предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

    В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.
    Кроме того, общественность недостаточно осведомлена о ряде фактов геноцида, совершенных националистическими бандформированиями и пособниками фашистов. Это в свою очередь создает предпосылки для попыток их оправдания и даже героизации, и, как следствие, разрушения основополагающих ценностей, на которых строится белорусская государственность. Безнаказанность порождает новые преступления. Поэтому возбуждение уголовного дела по фактам злодеяний в отношении мирного населения Беларуси – важный этап в противодействии реабилитации нацизма. При этом Конвенция ООН по предупреждению преступлений геноцида и наказаний за него установила, что лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом государства, на территории которого было совершено данное деяние. Геноцид не имеет срока давности.
    Уже на текущем этапе расследования выявляются десятки мест ранее не известных захоронений, получены многочисленные свидетельские показания, существенно дополняющие картину преступлений.
    На данный момент допрошено более 13 300 свидетелей, большинство из которых – узники концлагерей и лагерей смерти (7 700 человек).
    Большая работа проводится в архивных учреждениях республики. За период следствия проведено более 2 000 осмотров, в ходе которых были выявлены архивные документы, свидетельствующие о массовом уничтожении мирного населения, сожжении населенных пунктов и угоне в рабство.
    Дополнительно установлены места массового уничтожения и захоронения, которые ранее не были известны и не исследовались. Так, например, в Брестской области на основании показаний свидетелей установлено 4 места, в каждом из которых может быть захоронено более 100 человек. В Витебской области из допросов установлены 2 места, в которых может находиться более 200 человек в каждом. В Гомельской области – 4 места, в которых может быть захоронено от 100 до 3 000 человек. В Могилевской области – не менее 2 мест, в которых может быть захоронено от 300 до 1 000 человек. Аналогичные места захоронений установлены и в других областях республики.
    В 2021 г., с момента возбуждения уголовного дела, проведены раскопки в 12 местах. В общей сложности извлечены останки более 2 200 человек.
    Например, на территории Минского района вблизи урочища Уручье находятся не менее 7 мест массового захоронения времени оккупации нацистской Германией. Количество погребенных в этой местности может достигать более 38 000 человек. В настоящее время обнаружен и вскрыт один из семи участков, в котором, по архивным сведениям, захоронено более 8 000 человек. Наряду с мирным населением здесь уничтожались и военнопленные.
    Также проводятся раскопки (в зимнее время работы приостановлены) места массового захоронения времен Великой Отечественной войны в лесном массиве вблизи 9-го километра Черниговского шоссе в Гомельском районе.
    Первоначально была обнаружена яма с костными останками. В ходе дальнейшего обследования лесного массива обнаружены 34 места захоронения, в которых содержатся костные останки. В период с 06.10.2021 по 23.11.2021 при проведении осмотра места происшествия извлечены останки не менее 400 человек. Также обнаружены и изъяты многочисленные предметы обихода, личные вещи погибших.
    Изъятые предметы позволяют с уверенностью сказать о том, что это были мирные граждане – фрагменты расчесок, ключи, монеты, гражданская обувь, пуговицы.
    Обнаруженные в яме гильзы и пули германской винтовки Маузер, а также обойма этой винтовки свидетельствует о расстрелах. На гильзах сохранилась достаточно четкая маркировка, позволяющая определить год выпуска патронов – 1942–1943 гг.
    В ходе следствия установлено, что людей собирали в специальный лагерь, расположенный в предместье Гомеля – «Монастырьке», а затем партиями вывозили в Новобелицкий лес, где расстреливали. Расстрелы в большой секретности осуществляли только германские, специальные айнзацгруппы. Массовый характер расстрелы мирных советских граждан приняли в октябре–ноябре 1941 г.  
    Геноцид белорусского народа – дело, требующее активного привлечения к его расследованию в том числе зарубежных партнеров. По данному уголовному делу было направлено 47 запросов в 17 государств об оказании правовой помощи. Литва и Латвия отказали в оказании правовой помощи по уголовному делу. По их мнению, исполнение просьб якобы нанесет ущерб суверенитету и безопасности их государств.
    Такая позиция названных прибалтийских республик свидетельствует не только об игнорировании своих международных обязательств, но и откровенном пособничестве в укрывательстве военных преступников, элементарном отрицании прав человека и ценности человеческой жизни.
    Генеральной прокуратурой организовано создание межведомственных групп и комиссий, целью деятельности которых является полное и объективное исследование обстоятельств геноцида белорусского народа и увековечение памяти его жертв.
    Нельзя забывать о том, что геноцид – это не только физическое умышленное уничтожение людей, но и целенаправленное уничтожение культурного и экономического потенциала народа, результатов его труда и творческого наследия.
    По этой причине была создана межведомственная рабочая группа по расчету ущерба, причиненного действиями нацистских преступников
    на территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Работа комиссии, осуществляемая под руководством Государственного комитета по имуществу, позволит оценить действительный ущерб, причиненный народному хозяйству республики нацистскими преступниками и их пособниками, а также потребовать в установленном порядке его возмещения.

    Одновременно с этим под руководством Министерства культуры активизирована деятельность Комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот культурных ценностей, оказавшихся за границей Республики Беларусь.
    Генеральной прокуратурой в рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период геноцида белорусского народа не только принимаются меры к установлению лиц, причастных к преступлениям, их уголовному преследованию, но и проводятся мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о массовом уничтожении гражданского населения и обеспечении идеологической преемственности поколений.
    Для реализации указанных целей по инициативе Генеральной прокуратуры осуществляется создание в музейных учреждениях республики экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа, в том числе с использованием материалов, полученных в рамках расследуемого уголовного дела.
    В частности, запланировано создание передвижной экспозиции «Геноцид белорусского народа» для экспонирования во всех регионах страны.
    Кто-то может задаться вопросом – зачем нужно сейчас ворошить прошлое, бередить едва зарубцевавшуюся рану, нанесенную нашей стране событиями Великой Отечественной войны?
    Ответ на этот вопрос, в первую очередь, обусловлен необходимостью установления всех жертв нацистской агрессии, недопущения их забвения. Потому что если не сделать это сейчас, то через годы выявить правду будет тяжелее: нас покинут последние свидетели и очевидцы тех лет, могилы зарастут лесами, а отдельные политические деятели получат еще больше возможностей для толкования истории на свой лад.
    Понимая, что идеологическую основу, укрепляющую нашу государственность, составляет историческая правда о подвиге советского (в том числе белорусского) народа в Великой Отечественной войне, со стороны отдельных государств осуществляются попытки искажения истории, нивелирования роли народов СССР в спасении мира от коричневой чумы.
    Кроме того, наши недоброжелатели знают о причастности их предков (часть из которых до сих пор проживают в западных государствах) к массовому уничтожению белорусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. В том числе поэтому этими государствами развернута информационная война, направленная на искажение исторических событий.
    В целях сохранения исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности государством предпринимается ряд системных мер по недопущению фальсификации итогов Великой Отечественной войны. Эти меры, помимо прочего, безусловно направлены на укрепление белорусской государственности.


    Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    По инициативе Генеральной прокуратуры Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в январе 2022 г. принят Закон «О геноциде белорусского народа» (далее – Закон).
    Конституционный суд признал Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период соответствующим Основному закону Республики Беларусь.
    Он направлен на дальнейшее законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, недопущение реабилитации нацизма, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе.
    В преамбуле отмечается, что Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Он направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
    Впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период. В статье 1 Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.
    Документально установлено, что в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств проводилась планомерная политика уничтожения мирного населения путем массовых убийств, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на его физическое истребление, осуществлялись карательные операции, насильственная депортация для выполнения принудительных работ, создавались места принудительного содержания населения, концентрационные лагеря и лагеря смерти, практиковались чудовищные медицинские опыты, в том числе над несовершеннолетними. Так, по плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить или выселить на восток 75 процентов населения, непригодного, с точки зрения гитлеровцев, по так называемым расовым и политическим оценкам, 25 процентов подлежало онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов.
    Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, было установлено, что на оккупированной территории БССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Только в г.Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 000 человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206 500 человек); лагерь вблизи д.Масюковщина (более 80 000 человек); лагерь на улице Широкой (20 000 человек). До настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены.
    За 1941–1944 гг. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9 200 сел и деревень республики, из них 5 295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз.
    В течение первой половины 1944 г. оккупационная политика геноцида и выжженной земли на территории Беларуси достигла своей наивысшей точки. Чудовищные злодеяния совершили нацисты в сотнях населенных пунктов Беларуси. Так, в д.Ола Паричского района 14 января 1944 г. карательный отряд согнал в дома жителей из семи окрестных населенных пунктов. Гитлеровцы расстреляли и сожгли 1 758 человек, в том числе 950 детей и 508 женщин.
    На протяжении трех лет оккупации нацисты чинили на территории Беларуси зверства. Согласно выводам Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их соучастников на временно оккупированной советской территории, БССР потеряла за годы войны более половины своего национального богатства. Прямой ущерб, причиненный германскими захватчиками народному хозяйству Беларуси, составил 75 млрд. рублей (в ценах 1941 г.). Оккупанты превратили города и села Беларуси в груды развалин. Они разрушили и разграбили на территории республики 209 из 270 белорусских городов и районных центров, уничтожили 10 338 предприятий, что составило 85 процентов от их довоенного количества, ограбили и разорили более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза и 316 машинно-тракторных станций. Вывезли в Германию 90 процентов станочного оборудования. Почти три миллиона человек (34 процента довоенного населения) лишились крова.
    Из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 3 миллионов человек, или каждого третьего своего жителя.
    Значительное место в обвинении нацизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г., занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Беларуси.
    Геноцид в отношении белорусского народа продолжился и в послевоенное время участниками националистического подполья на территории Польши, Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик. Боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик осуществлялись в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.
    В январе 1946 г. отряд т.н. «проклятых солдат» во главе с Р.Райсом (по прозвищу «Бурый») в районе г.Белостока в течение нескольких дней задерживал и грабил местных жителей православного вероисповедания. Отпускали только тех, кто умел перекреститься по-католически и прочитать молитву «Отче наш» по-польски. В ходе этой акции геноцида было сожжено 5 деревень и убито по этническому признаку 79 православных белорусов, в том числе женщин, детей, стариков. 30 января 1946 г. в лесу у д.Старые Пухалы 30 белорусов были убиты «проклятыми солдатами» с особой жестокостью – обухом топора. 31 января 1946 г. «проклятые солдаты» напали на д.Залешаны и д.Волька-Выгоновская, где убили 16 местных жителей, включая женщин и детей. 2 февраля 1946 г. незаконное вооруженное формирование Бурого сожгло д.Зани и д.Шпаки, убив более 30 жителей.
    Эти и многие другие факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов не в полной мере известны современному поколению, что создает питательную среду для возрождения идей неонацизма, противоправной деятельности под символикой нацистских пособников.
    Также Законом на Генеральную прокуратуру возлагается полномочие принимать дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию (статья 3 Закона).
    Кроме того, законом введена уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, в том числе через размещение информации в СМИ либо в Интернете.

    Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

    26 февраля 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа «Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021–2025 гг.
    Целью Государственной программы является увековечение погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войн. Реализация Государственной программы способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданско-патриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.
    На реализацию мероприятий Государственной программы планируется выделение финансовых средств в размере 9 225 213 рублей.
    Государственная программа включает комплекс мероприятий, в том числе:
    обустройство, содержание, текущий и капитальный ремонт воинских захоронений и захоронений жертв войн, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы;
    создание и установка произведений монументального искусства, посвященных событиям военной истории;
    проведение архивно-исследовательских работ в архивных, музейных и иных учреждениях Республики Беларусь в целях сбора (уточнения) сведений о местах нахождения неучтенных воинских захоронений;
    проведение поисковой работы по установлению данных о погибших узниках лагеря и их сохранение в электронной «Книге Памяти жертв лагеря смерти «Тростенец»;
    проведение организационных, военно-патриотических и иных мероприятий, направленных на популяризацию поисковой работы, привлечение к ней членов общественных объединений и граждан;
    изготовление и приобретение сувенирной, наградной продукции, посвященной памятным датам военной истории, увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн;
    подготовка и издание полиграфической продукции, связанной с событиями военной истории на территории страны, поисковой работой;
    организация и проведение полевых поисковых работ;
    участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами, государственными организациями;
    захоронение останков погибших при защите Отечества и жертв войн, обнаруженных в ходе проведения полевых поисковых работ.
    Выполнение мероприятий Государственной программы осуществляется в плановом порядке.
    Начатый Генеральной прокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида позволит установить конкретных лиц из числа германских захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в рабство.
    Следственной группой осуществляется работа с архивными документами, тысячами уголовных дел в отношении нацистских преступников. Проводятся экспертные исследования, связанные с обнаружением массовых захоронений, продолжаются мероприятия по установлению живых свидетелей геноцида, защите их прав и законных интересов, увековечению памяти погибших.
    В ходе расследования проводятся поисковые мероприятия, в том числе раскопки в местах массового уничтожения населения.
    Страшным подтверждением зверств фашистов явились и результаты проведения в 2021 г. поисковых работ в Логойском, Минском, Гомельском районах.

    Справочно.
    Объект проведения полевых поисковых работ № 122 (северо-запад г.Логойска).
    Логойск был захвачен германскими войсками 2 июля 1941 г., оккупация продлилась 3 года – до 2 июля 1944 г.
    28 августа евреям старшего возраста было приказано явиться на центральную площадь. Затем их направили колонной на окраину к подножию холма и приказали выкопать ров. Люди посчитали, что рыли окопы. Утром 30 августа 1941 г. всем евреям снова было приказано собраться на площади. Было объявлено, что их переселяют в д.Гайна.
    В акте чрезвычайной комиссии от 8 октября 1944 г. указано
    «30 августа 1941 г. был произведен массовый расстрел еврейского населения городского поселка Логойск. На расстрел из Логойска направляли группами. В первой группе отправлялись женщины с грудными детьми и подростками, во второй группе были женщины средних лет и старухи, в третьей группе были мужчины, старики и больные, кто не мог идти пешком, грузили на автомобили и доставляли к месту расстрела. На месте расстрела сперва раздевали до нижнего белья, приказывали ложиться в заранее подготовленную большую яму вниз лицом и после чего расстреливали из автоматов.

    Таким образом, только в один день было расстреляно 1 200 человек».
    Объект проведения полевых поисковых работ № 168 (лесной массив на 9 км Московского шоссе).
    Основанием для начала проведения поисковых работ в данном районе стала информация из акта Чрезвычайной комиссии от 22 июля 1944 г, в котором указано, что «при раскопках 10 ям-могил в Минском районе обнаружены останки погибших, зарытые в ямах:
    1. Яма № 1 длиною 21 метр, шириной 4 метра, глубиной 5 метров, количество погибших 8 400 чел.
    2. Яма №2 длиною 20 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 8 000 чел.
    3. Яма № 3 длиною 35 метров, шириной 5 метров, глубиной 4 метра, количество погибших 14 000 чел.
    Итого: всего погибших 57 418 чел.
    В ямах 3, 4, 5 обнаружены пепел и остатки костей. Во всех ямах, где опознаны останки, обнаружены не совсем истлевшая одежда, обувь, домашняя утварь».

    Всего только за период с мая по ноябрь 2021 г. силами подразделений поисковой воинской части Министерства обороны Республики Беларусь проведены полевые поисковые работы на 81 ранее неизвестном месте захоронений, в том числе, в рамках расследования уголовного дела; на 13 местах массовых захоронений жертв войны. Обнаружены тысячи останков гражданского населения.
    Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. На сегодняшний день в Республике Беларусь на государственном учете состоит 1 518 захоронений жертв войны, в которых покоятся останки более 1 миллиона детей и стариков, мужчин и женщин, подвергшихся геноциду в самом жутком его проявлении. И эта трагичная цифра далеко не окончательная.
    С апреля 2022 г. в рамках расследования уголовного дела дальнейшие поисковые мероприятия уже спланированы на 26 объектах.
    Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, а также пресечь дальнейшие попытки обесценить исторические факты.


    *****
    Сегодня, как никогда, всей своей жизнью, учебой, работой, службой, воспитанием детей каждый из нас обязан поддержать системные действия государства, сохранить память о погибших и трепетное отношение к своему историческому прошлому для того чтобы сберечь и укрепить единство нашей Родины.
    Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 11 января 2022 г. на церемонии вручения премий «За духовное возрождение», специальных премий Главы государства деятелям культуры и искусства, и «Беларускі спартыўны Алімп»: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Именно поэтому 2022 год мы объявили Годом исторической памяти.
    Хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические…. Донести до мира правду о геноциде белорусского и других народов на территории нашей страны.
    Мы обязаны это сделать. Прежде всего для наших детей и внуков. Они должны знать цену мира и свободы, которые добывались многими поколениями потом и кровью».
    Священный долг всех белорусов – помнить самим об этих событиях, а также не давать другим забывать или, тем более, искажать правду об истории нашей страны.

    Материалы в формате PDF
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use