The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Февраль
Hide details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367 ”О назначении выборов депутатов“ и
№ 368 ”О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь“.

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.
Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.
Справочно:
В областные и Минский городской Советы – 388 депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) – 373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских – 8 033 депутата.
В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.
Справочно:
Решение отказаться от формирования участков для голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на территории других стран, сокращении численности работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
На избирательном участке избиратели получат:
в Минске – по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;
в областных и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;
в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.

ВЫБОРЫ В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.
С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.
Вниманию выступающих: при подготовке выступления целесообразно воспользоваться ранее направленными материалами о роли и полномочиях депутатов местных Советов депутатов, Парламента, а также результатах законодательной деятельности Парламента седьмого созыва.
Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.

КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ
Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.
Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно сказать, что почти 5%
(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.
Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.
Справочно:
Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто
298 кандидатов, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство.
Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести общие сведения о кандидатах в депутаты в вашем регионе.
За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).
Справочно:
Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;
массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;
распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.
У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению и радио.
Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на территории округов, сформированных в вашем регионе.
Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.

ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ
Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо тех из них, которые управлялись или финансировались извне.
Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий, насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.
Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская партия ”Белая Русь“).
Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет.
Справочно:
Белорусская партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы
3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в Парламент.
Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.
Республиканская партия труда и справедливости – 420 человек в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.
Либерально-демократическая партия Беларуси – 209 человек в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.
Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.
Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.
Справочно:
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей.
В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.
В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.


ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ
Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.
Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.
Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.
В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.
На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.
По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).
В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.
Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.
Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.
От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.

ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ
Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.
Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.
Справочно:
Среди причин такого решения:
отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;
деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии, что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.
Справочно:
По состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 27 064.
Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены:
миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);
Шанхайская организация сотрудничества (4 человека);
избирательные органы иностранных государств (6 человек).
Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31 января).
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуальную информацию о количестве аккредитованных наблюдателей в вашем регионе.
Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.

ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО
Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.
Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.
Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.

****

Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.
Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.
Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.
    Январь
Hide details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны

    Во всех передовых в техническом отношении странах мира большое внимание уделяется проблемам повышения качества выпускаемой продукции. Это относится к потребительским товарам, к средствам производства, к сельскохозяйственной продукции, к строительным сооружениям и вообще ко всем продуктам труда человека и эффективному труду как таковому.
    Международные стандарты трактуют качество, как способность характеристик продукции (системы, процесса) удовлетворить требования потребителей и других заинтересованных сторон. При этом во многих странах в понятие ”качество“ вкладывается разный смысл.

    Справочно:
    Например, в Германии – это ”соответствие характеристикам“, во Франции – ”чувство удовлетворения“, ”роскошь“, в Италии – ”стиль“, в Японии – ”усовершенствование“, ”безупречность“.

    В Беларуси с середины 1990-х годов достижение качества во всех сферах жизнедеятельности страны изначально было определено важнейшей задачей государственной политики. В белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики качество рассматривается, в первую очередь, с позиции качества жизни людей.
    При этом каждый из нас является не только потребителем, но и создателем качества. От того, насколько качественным будет отношение к труду, к тому, что и как человек делает на своем рабочем месте, зависит конкурентоспособность белорусских товаров, услуг, а значит – уровень благополучия страны в целом и каждого гражданина.
    В целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны Глава государства 27 ноября 2023 г. подписал Указ № 375 ”Об объявлении 2024 года Годом качества“.
    5 января 2024 года в ходе совещания об основных направлениях работы по совершенствованию качества в 2024 году и Знаке качества Республики Беларусь Президент нашей страны подчеркнул: Мы должны превзойти себя…Мы пришли к такой ситуации, когда надо подниматься на ступень выше, а может быть, и на две. Во-первых, нас жмут со всех сторон, легче не будет, это объективно. А во-вторых, нельзя остановиться. Если остановимся, начнется загнивание, как в истории нашего государства часто бывало (и не только нашего)“.

    1. Качество труда – залог конкурентоспособности Беларуси

    Качество – это важнейший приоритет в политике нашей страны. Достижение высокого качества белорусской продукции, оказываемых в нашей стране услуг – определяющий фактор успешного продвижения отечественных товаров на внешних рынках, а значит – укрепление национальной экономики.
    Главный критерий высокого качества отечественной продукции – это постоянно растущий экспорт белорусских товаров и услуг и узнаваемость нашего национального бренда ”Сделано в Беларуси“, который представлен в 160 странах мира.
    Согласно статистике, за 11 месяцев 2023 года белорусский экспорт достиг 36 млрд долл. США и превысил показатель за аналогичный период 2022 года почти на 6%. Растет и география поставок.
    Об узнаваемости Беларуси свидетельствует не только рост экспорта, но и количества людей, посещающих страну. В прошлом году в Беларуси побывали 1,6 млн человек из 173 стран (это только организованные посещения).
    Востребованы среди иностранцев не только достопримечательности нашей страны: к нам едут лечиться (в 2023 году 123 тыс. граждан из 149 стран оказаны медицинские услуги) и учиться (25 тыс. студентов из более чем 100 стран мира получают образование в Беларуси).
    ”По-белорусски“ – уже значит качественно. Конкурентным преимуществом нашей продукции было и остается соотношение ”цена – качество“.
    Повышение качества производимой продукции предполагает внедрение современных технологий производства, форм контроля качества и организации труда, рационализаторских инициатив, а также высокую мотивацию сотрудников и поддержание благоприятной атмосферы внутри коллектива. Здесь работа найдется всем: руководителям и ученым, производственникам и общественным активистам.
    Надо доступно разъяснить каждому работнику новые правила, по которым ему экономически будет невыгодно работать плохо. Качество работы, строгое соблюдение технологической дисциплины являются условиями повышения благосостояния человека.
    Как справедливо отметил Глава нашего государства на совещании 5 января 2024 г., ”не должно быть формализма и разгильдяйства…Начинайте с себя. Вовремя приходите на работу и начинайте работать качественно“.
    Ключевые направления по повышению качества производства и качества жизни:
    – повышение конкурентоспособности промышленного комплекса (производство востребованной качественной, в том числе экспортно-ориентированной и импортозамещающей, продукции; повышение уровня сервиса (послепродажного обслуживания) белорусскими производителями);
    – бережное и продуманное отношение к ресурсам (дальнейшая модернизация и техническое переоснащение производств с внедрением современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; применение современных материалов и технологий при проектировании и строительстве многоквартирных жилых домов);
    – устойчивая энергетика и энергоэффективность (модернизация электроэнергетической инфраструктуры за счет реконструкции и строительства линий электропередачи различных классов напряжения в объеме не менее 2700 км; расширение возможностей использования населением электрической энергии для целей отопления и горячего водоснабжения);
    – ускоренное развитие сферы услуг (повышение качества бытового обслуживания населения в сельской местности; совершенствование функционала портала рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения);
    – создание комфортных условий для инвестирования и ведения бизнеса (содействие росту кооперационных цепочек, создаваемых промышленными флагманами с субъектами малого и среднего бизнеса; совершенствование электронного взаимодействия с плательщиками в целях обеспечения комфортных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств);
    – укрепление демографического потенциала и здоровья нации (пропаганда здорового образа жизни для качественного долголетия и сохранения здоровья нации; проведение диспансеризации населения);
    – повышение качества и доступности образования.
    Важно помнить, что текущие вызовы экономики – это не только ограничения, но и новые возможности для повышения конкурентоспособности нашей продукции. Несмотря на предпринимаемые попытки сторонников долларовой модели мировой экономики сохранить свое господство, переформатирование мира уже не остановить. Мы видим его новые контуры и место нашей страны в нем. Пропуском для нас в этот новый мир служат достижения экономики, делиться которыми мы готовы со всеми, кто видит в Беларуси партнера. В этой связи спрос на Беларусь в мире колоссальный. Отечественные технологии, производства, услуги позволяют обеспечивать суверенитет страны сегодня и являются залогом успешного будущего. При одном условии – если мы будем неустанно работать над качеством, как это всегда было присуще белорусам.

    2. Обеспечение качественных показателей путем стимулирования инициативы, укрепления в обществе социального оптимизма
    Качество – это показатель не только экономической выгоды и целесообразности, но также социального здоровья и благополучия. Это подразумевает необходимость повышенного внимания к следующим позициям:
    формированию чувства личной ответственности за результат работы. Каждый должен понимать простую истину – добросовестное выполнение своих обязанностей является ключевым условием достижения общего успеха;
    повышению мотивации труда. Здесь уместно использовать советское наследие и опыт (соревнования, рационализаторство, наставничество, меры морального и материального стимулирования и др.);
    поддержанию здорового и благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе, без которого невозможно формирование сопричастности к результатам общего труда.
    Стимулировать организации в работе по повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, внедрению современных методов менеджмента качества помогают республиканские конкурсы в области качества и делового совершенства.
    Контроль за качеством производимой продукции или выполняемых работ – это не только задача технологов, она должна стать важной задачей для первичек ФПБ, БРСМ, Белой Руси, а общественный контроль за обеспечением качества – одним из направлений их деятельности.
    В идеале каждый гражданин должен осознавать, что благосостояние страны, от которого зависит личная удовлетворенность качеством жизни, прежде всего обеспечивается эффективностью его труда.
    В свою очередь люди труда заслуживают, чтобы в них общество видело своих героев, а трудолюбие и профессионализм стали мерилом социального успеха и общественного признания.

    3. Знак качества: традиция прошлого и настоящее
    Трудолюбивым белорусам ментально близок и Год качества, и ”Знак качества“. Готовится проект Указа Президента Республики Беларусь ”О Государственном знаке качества“. Присвоение данного знака будет означать высшую степень как оценки и признания продукции предприятия, так и ответственности за оказанное доверие.

    Изображение Государственного знака качества

    Государственный знак качества представляет собой пятиугольник красного цвета со слегка выпуклыми сторонами.

    В центре Государственного знака качества на белом поле – стилизованное изображение перевернутой буквы ”К“ из двух стреловидных элементов красного цвета. В верхней части Государственного знака качества – надпись ”БЕЛАРУСЬ“ красного цвета.

    Пять углов Государственного знака качества символизируют качество белорусской продукции, достигаемое сочетанием пяти показателей производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности.

    Нижний стреловидный элемент означает устойчивость системы качества, верхний, как символичные весы, – оптимальное соотношение общественного мнения о продукции и достижений производства.


    В своем новогоднем обращении к белорусскому народу Президент Республики Беларусь сказал: ”Качество давно стало стилем жизни белорусов, национальной чертой, а теперь станет символом всех начинаний. В нашу жизнь вернется добрая традиция присваивать почетный знак лучшим производителям товаров и услуг. Его первые обладатели войдут в историю независимой Беларуси“.
    В этом вопросе Беларусь будет основываться на традициях советского периода. ”Этот исторический период дал старт нашему национальному развитию. Теперь вы понимаете, почему я ”цепляюсь“ за то советское время: если бы не было того советского времени, не было бы самых современных и новых образцов. Загубить все – проще, но на базе чего мы бы создавали новые, прогрессивные образцы? Этой базы бы не было. Умные люди сохраняют и развивают все то, что накоплено прежними поколениями. Мы это сделали“,заявил на совещании
    5 января 2024 г. белорусский лидер.

    Справочно:
    Государственный знак качества СССР введен в действие
    20 апреля 1967 г. в целях стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства. Он разработан Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации.

    ”Знак качества“ в БССР
    Первым Государственный знак качества в республике получила продукция БелАЗа – карьерный самосвал БЕЛАЗ 540.
    Если в 1967–1970 годах он присвоен 54 изделиям, то уже
    в 1973 году – 614. На начало 1978 года в БССР Государственный знак качества имели
    2,8 тыс. изделий, из них 1,9 тыс. – товары народного потребления. Доля продукции с Государственным знаком качества в общем ее выпуске составляла: строгальных станков – 93,7%, протяжных станков – 78,9%, измерительных приборов – 48,3%, грузовых автомобилей – 94,2%, тракторов – 98%, мотоциклов – 86,2%, холодильников бытовых – 92%, телевизоров широковещательных – 53,3%, радиоприемников широковещательных – 39,9%.
    В числе аттестованных изделий – автомобили семейства МАЗ и БелАЗ, металлорежущие станки, тракторы, измерительные приборы, телевизоры, холодильники, мебельные гарнитуры, наручные часы, ткани, швейные и трикотажные изделия, пищевая и другая продукция белорусских предприятий.
    Официально использование Государственного знака качества прекращено с распадом СССР, однако некоторые производители продолжали наносить его на свою продукцию вплоть до 1994 года.
    На присвоение Государственного знака качества суверенной Беларуси может претендовать продукция таких известных в нашей стране и за рубежом компаний как ОАО ”МТЗ“ (трактор Belarus), ОАО ”БЕЛАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ“ (карьерный самосвал БЕЛАЗ 7513), ОАО ”МАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАВТОМАЗ“ (автомобиль-самосвал МАЗ-65262L); ОАО ”ИНТЕГРАЛ“ – управляющая компания холдинга ”ИНТЕГРАЛ“ (линейка лавинных фотодиодов), КУП ”Молочный гостинец“ (молочная продукция в ассортименте) и др.
    При этом на совещании 5 января 2024 г. Глава государства заявил: ”БЕЛАЗы, МТЗ, МАЗ и так далее – не могут не иметь знака качества на какой-то свой товар. Но этот товар должен быть уникальным, он должен быть конкурентоспособным на международных рынках“.
    Новый знак будет получать самая лучшая продукция. Однако это не значит, что остальная продукция и услуги станут хуже или будут некачественными. Наоборот – это стимул и мотивация к тому, чтобы достичь более высокой планки в оценке, найти самые эффективные решения и приемы в работе, и получить наилучший результат.
    Мы говорим о движении вверх – создании нового механизма еще более сильной конкуренции и мотивации.
    И определяющими здесь должны быть меры нематериального стимулирования, как это и было во времена СССР.
    С одной стороны – гордость производителя за качество своей работы и следуемый за этим общественный статус. С другой – узнаваемость продукции и услуг и кратное повышение их востребованности за счет гарантированного соответствия стандартам, подтверждаемого государством.

    4. Повышение качества жизни – дело каждого
    Необходимо различать понятия уровня жизни и качества жизни. Если в первом случае речь идет о конкретном просчитываемом экономическом показателе, который отражает уровень обеспеченности материальными благами, то второй подразумевает степень удовлетворения широкого круга потребностей человека – материальных, духовных, социальных, охватывая физическое, психологическое здоровье человека.
    Крайне важно изменить у людей отношение к пониманию качества. Его невозможно измерить исключительно цифрами. Есть области, в которых только сам человек может улучшить показатель качества. Это т.н. ”территория личной ответственности“: самообразование, собственное здоровье, занятие спортом, культура отдыха, семейных отношений, благоустройство территории и др.
    В Беларуси созданы условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения: поддерживается высокий уровень безопасности, создаются новые рабочие места, обеспечены устойчивый рост реальной заработной платы, равный доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, сохранены и приумножаются культурные ценности, поддерживается высокий уровень социальной защиты, созданы условия для участия в общественной жизни.

    Справочно:
    По данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе–октябре 2023 г. составили 106,1% к уровню
    января–октября 2022 г.

    Однако благосостояние должно быть предметом совместной заботы человека и государства. Личная ответственность граждан – самообразование, здоровье, досуг, семейное благополучие и др.
    ”Мы видим возрастающий спрос на ценности социального государства... Возвращение к этим ценностям – вопрос качества жизни людей: духовной сферы, экономического благополучия, социальной справедливости. Все здесь взаимосвязано“, – сказал Александр Лукашенко на совещании, посвященном вопросам проведения Года качества.
    Качественный подход – это еще и уважение к себе. Жить и работать по принципам качества – значит находиться в постоянном личном совершенствовании:
    непрерывно развиваться, получать знания. Для реализации на практике принципа ”образование через всю жизнь“ государство предоставило гражданам все возможности;
    следить за своим здоровьем (своевременная диспансеризация, здоровое питание и др.). В здравоохранении реализован ряд мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению. Крепкое здоровье – один из главных показателей благополучия человека;
    в жизни человека важное значение имеет его культурный досуг. Для этого в нашей стране созданы все условия (функционируют театры, концертные организации, музеи, библиотеки; проводятся фестивали, праздники и др.);
    поддерживать хорошую физическую форму (обустроены площадки для занятий спортом, спортивной ходьбой, велосипедные дорожки, проводятся республиканские и региональные спортивно-массовые мероприятия, туристические и др.);
    жить в семейном согласии и мире с окружающими людьми.
    Задача Года качества – это еще и приобщение населения к занятиям спортом, здоровому образу жизни, повышение культуры времяпровождения, укрепление семейных отношений. Поэтому приоритетное внимание необходимо уделить формированию у граждан личной ответственности за повышение качества жизни.
    Люди должны видеть, что это Год качества. И наше жесточайшее требование к качеству жизни людей, к самим себе, комплекс мероприятий – должно быть видно, что в стране идет Год качества и когда он закончится, вот его результат“, – заявил Глава государства на совещании 5 января 2024 г.

    ****
    Беларусь не обладает значительными природными богатствами. Поэтому благополучие жителей нашей суверенной страны не придет само по себе. Мы можем его обеспечить только своим трудом, интеллектом и настойчивостью. Успех зависит от того, насколько эффективно, творчески и результативно будет трудиться каждый из нас.
    Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 12 сентября 2023 г. во время вручения государственных наград заслуженным людям страны особо подчеркнул: ”Работая в самых разных сферах, ставя перед собой самые разные цели, мы достигаем высоких результатов, которые в итоге становятся общим успехом, успехом всей нашей страны. И чем больше личных достижений, тем сильнее наша Беларусь“.
    Комплекс экономических, идеологических, культурных и иных мероприятий, запланированных в Год качества, направлен на достижения амбициозной цели: поставить контроль качества производимых товаров и услуг, качества жизни страны на более высокий уровень. И эта цель будет достигнута, если каждый белорус определит для себя свой личный план по повышению качества своей работы, своей жизни и будет усердно ему следовать.
    Стандарты качества мы сохранили, приумножили, теперь – этап улучшения. Довольствоваться достигнутым нельзя!

    Материалы в формате PDF



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Show details for Материалы 2022Материалы 2022


Terms of use