The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 27 August 2024

 

Единый день информирования




    Май
Hide details for Ключевые аспекты Послания Президента Республики беларусь АКлючевые аспекты Послания Президента Республики беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь
В соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь (пункт 14 статьи 84), впервые Глава государства обратился с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь на Всебелорусском народном собрании (далее – ВНС, Собрание). По решению Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь седьмое ВНС состоялось 24–25 апреля 2024 г.

Ранее белорусский лидер А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал особое значение этого масштабного форума: «ВНС – это серьезный народный конституционный контроль над всеми процессами в стране. И Президенту, какой бы там ни был Президент, придется считаться с теми решениями, которые будут вынесены на Всебелорусском народном собрании» (на встрече, приуроченной к 30-летию Конституции Беларуси, 15 марта 2024 г.).

На заседании ВНС присутствовали 1 159 делегатов, которые представляли все социальные группы и слои белорусского населения из всех регионов. В качестве приглашенных присутствовали 715 человек (руководители министерств и ведомств, СМИ, организаций, подчиненных Правительству; заслуженные государственные деятели Беларуси; представители экспертного сообщества, общественности и политических партий; главы дипломатических представительств иностранных государств и межгосударственных организаций, аккредитованных в Республике Беларусь; руководители секретариатов межгосударственных интеграционных объединений), в том числе иностранных граждан – 31.

На ВНС было аккредитовано около 490 представителей СМИ, из которых более 30 представляли 10 зарубежных авторитетных изданий (России, Китая, Турции и др.).

В начале заседания седьмого ВНС 24 апреля 2024 г. выступил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Белорусский лидер подробно рассказал о роли и месте ВНС в обновленной политической системе государства, обстановке в мире и вокруг страны, социально-экономических достижениях Беларуси за годы суверенного развития. Емкое и содержательное Послание Главы государства прошло под девизом «Время выбрало нас!» (длилось 1 час 15 минут).


1. Уроки истории

По словам Президента А.Г.Лукашенко, белорусы – миролюбивый народ по своей природе, обладающий запасом мощной жизненной энергии. «Маниакальное желание быть сильными мира сего нам абсолютно чуждо, но мы знаем, что значит быть сильными во имя мира. Это – наша память, это – наш исторический опыт, который стоил нам очень дорого», – отметил белорусский лидер.

Поколение Победителей (прим. – участников Великой Отечественной войны) показало, что сила наций не в капиталах, не в военной мощи, не в амбициях. Она – в истинных ценностях, в стремлении к справедливости и вере в себя.

А.Г.Лукашенко напомнил: когда на землю ступил враг, люди, не жившие в роскоши, победили богатую Европу, ставшую под знамена нацизма. «Победили, потому что сражались за родную землю. И она давала силы на поле боя, силы пережить горе, силы восстановить разрушенное и силы не мстить», – подчеркнул Глава государства.

«Войны за деньги и ради денег никогда и никого еще не делали сильнее. Обогащались кредиторы войн либо на торговле оружием, либо вгоняя в долги, как это сейчас мы видим на примере нашей братской Украины», – убежден Президент.

При этом он подчеркнул: «Цветные революции» не возникают и не побеждают на голом месте. Там, где народ доведен до нищеты, а у верхов карман трещит от награбленного, вывести людей на улицу и обвалить страну больших усилий не надо».

Анализируя провал попытки мятежа в суверенной Беларуси
в 2020 году, Глава государства отметил: «
Мы приобрели колоссальный опыт, стали сплоченной и зрелой нацией, стали сильнее. Увидели истинное лицо и внутренних, и внешних врагов. Мы до деталей изучили, как работает «методичка вашингтонского обкома» на собственном опыте, и извлекли из этого уроки».


2. ВНС – новый этап в политической жизни Беларуси

Наша страна гордится наработанным опытом стратегического планирования. Без малого 30 лет ВНС во многом определяло государственный уклад Беларуси.

Всебелорусское народное собрание седьмого созыва впервые начало свою работу в новом конституционном статусе.

Теперь ВНС утверждает все основные программные документы, определяющие экономическое развитие, безопасность нашей страны, решает все стратегические вопросы.

Поэтому, убежден Президент, «сегодняшнее событие фактически делит историю политической жизни страны на «до» и «после». И это – эволюционное движение и развитие. Историчность момента определяют не только новый статус и новые функции ВНС, новые полномочия вас – делегатов».

А.Г.Лукашенко, обращаясь к делегатам, заявил: «Мы не отказались от советских демократических традиций, дополнив их современными, соответствующими духу нашего периода и его истории. И в этом наша сила. Сила, которая формирует нацию, укрепляет национальную государственность».

Глава государства убежден, что «делегаты должны не только понимать, что написано в документах, но и уметь объяснить людям». «Не будем мы разговаривать с нашими гражданами, с народом о глобальных целях развития государства – за нас это сделают другие. Именно единое понимание национальной стратегии должно еще больше сплотить и укрепить нас», – резюмировал белорусский лидер.

Другой важной и новой задачей ВНС, по мнению А.Г.Лукашенко, является решение кадровых вопросов: «Теперь вы, делегаты Всебелорусского народного собрания, будете избирать судей Конституционного и Верховного судов, членов Центральной избирательной комиссии».

«ВНС дано право принять решение о введении чрезвычайного или военного положения, признать легитимность всех выборов», – констатировал далее Президент.

Одновременно Глава государства отметил, что все решения Собрания займут высшую позицию в иерархии правовых актов страны и приобретут общеобязательный характер.

Кроме того, ВНС получило исключительные полномочия приостанавливать решения любого органа или должностного лица.

При этом А.Г.Лукашенко отметил, что «новый орган еще предстоит грамотно вмонтировать в ныне действующую систему власти, чтобы не допустить неразберихи».

Таким образом Всебелорусское народное собрание становится защитным буфером от возможных опасных процессов, идущих вразрез с интересами общества и государства.


3. Динамика ситуации на международной арене

3.1. Агрессивная политика стран НАТО


Особое внимание в Послании было уделено обстановке в мире и вопросам национальной безопасности.

А.Г.Лукашенко убежден в том, что «Вашингтон не может согласиться с тем, что Китай превращается в первую экономику мира, и по привычке пытается разговаривать с позиции силы».

В качестве примера Президент Беларуси привел предложение Соединенными Штатами поддержки мира и стабильности в Тайваньском проливе в том случае, если Китай откажется от поддержки российского оборонно-промышленного комплекса. На это последовала жесткая реакция официального Пекина в адрес Белого дома: «Не создавайте проблем и не переходите опасную черту».

«Шантаж – слабый аргумент, – убежден Глава государства. – Мир уже изменился. И не так, как мечтали за Атлантическим океаном. США, предприняв ранее резвую атаку на всех неугодных одновременно (так называемая «ось зла» – от Беларуси до Северной Кореи, включая Россию, Китай, Иран и др.), поняли, что допустили ошибку, объединив непослушную Россию и главного врага – Китай».

А.Г.Лукашенко четко обозначил элементы нынешней стратегии доминирования США на международной арене:

конфликт в Украине «переложить» на плечи Евросоюза и НАТО;

отвлечь, «утопить» Россию в войне с Украиной, ослабить войной и санкциями;

одновременно «разобраться» с Китаем, втянув в конфликт иных «заинтересованных» – страны блока АUKUS, а также Японию и Южную Корею (АUKUS – созданный в 2021 году альянс в составе Австралии, Великобритании и США в целях противодействия влиянию Китая в спорной акватории Южно-Китайского моря).

«Поэтому на западных границах мы лицом к лицу стоим с НАТО», – заявил Президент А.Г.Лукашенко.

В штаб-квартире натовского блока утвержден план развертывания трехсоттысячной военной группировки на восточном фланге Североатлантического альянса под названием «пояс сдерживания».

Поляки уже сосредоточили на границе с Беларусью боевые подразделения для защиты от якобы «массового проникновения с нашей территории мигрантов».

Информируя о продолжающейся милитаризации наших соседей, Глава государства сообщил, что на территории Литвы до 2028 года будет развернуто формирование бригадного уровня вооруженных сил ФРГ.

По сути не богатая страна Латвия по примеру Польши тратит огромные деньги – около 300 млн евро – на строительство бетонных блоков и металлических заграждений в пограничной полосе.

Серьезную проблему А.Г.Лукашенко видит в ускоренной модернизации Вашингтоном тактического ядерного оружия, которое хранится на авиабазах Бельгии, ФРГ, Италии, Турции, Нидерландов. В военной терминологии это называется «ударно-наступательные возможности».

На фоне «военного спектакля» на границе с Беларусью Президент А.Г.Лукашенко критически оценивает «пользу» от подконтрольных Западу наднациональных структур, которые, по его мнению, как «грибы разрослись по всему миру»: «ОБСЕ, Организация Объединенных Наций, Всемирная организация здравоохранения и прочие не смогли предотвратить ни одного кровавого конфликта. А их главная задача в этом».

Обращаясь к руководству стран НАТО, Глава государства заявил: «Вы не толкайте (прим. – провоцируйте) нас к асимметричным мерам. Мы должны быть сильными, чтобы никто не смел поставить нас на колени, как было часто в нашей истории. Мы ни у кого не просим земли, мы ни у кого ничего не требуем. Мы хотим жить на своей земле. Наш народ выстрадал это право, и мы его отдать никому не позволим».


3.2. Беларусь в интеграционных объединениях

Президент Беларуси убежден в необходимости активизации деятельности межгосударственных интеграционных объединений, которые будут уважать национальные суверенитеты, выстраивать взаимодействие участников через диалог, консенсус, поиск компромиссов. «Безопасность должна быть равной и общей для всех стран планеты», – такова позиция белорусского лидера.

А.Г.Лукашенко выразил согласие с экспертами, которые утверждают, что системы сотрудничества и безопасности можно и нужно строить в рамках континента – Большой Евразии.

«Пример мирной и созидательной повестки – проверенные годами наши союзнические отношения с Россией. Союзному государству Республики Беларусь и Российской Федерации удалось предвосхитить сегодняшние тектонические сдвиги во всех сферах. И сейчас именно наше время, – убежден Глава государства. – Белорусско-российская модель имеет шансы на успех и расширение участников».

Президент Беларуси считает, что серьезным ресурсным, хозяйственным и транзитным потенциалом обладает и Евразийский экономический союз (члены: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия; наблюдатели: Куба, Молдова, Узбекистан). Он вполне может претендовать на технологическое и интеллектуальное лидерство в евразийском регионе.

Кроме того, набирает вес Шанхайская организация сотрудничества (члены: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан; наблюдатели: Азербайджан, Армения, Афганистан, Беларусь, Иран, Камбоджа, Монголия, Непал; партнеры: Турция, Шри-Ланка), где уже этим летом Беларусь будет выступать в статусе полноправного члена.

В отношении БРИКС (члены: Бразилия, Египет, Индия, Иран, Китай, ОАЭ, Россия, Саудовская Аравия, Эфиопия, ЮАР; заявки на вступление подали около 20 стран, в том числе Беларусь) Глава государства сказал: «Это уже другая география и другой масштаб влияния на мировую повестку».

Президент Республики Беларусь выразил уверенность в том, что ШОС и БРИКС – прогрессивное мировое большинство. Их деятельность белорусский лидер оценивает, как «вызов идеологии глобальной унификации». «Место Беларуси именно там – рядом с народами, представляющими разные культуры, но объединенными стремлением к миру и развитию», – убежден А.Г.Лукашенко.

«Наступает время сильных. Не агрессивно сильных, а сильных духом. Настоящая мощь измеряется стремлением становиться лучше, делать мир лучше, принимать его национальное, конфессиональное, идеологическое многообразие, помогать тем, кто слабее. Мы, белорусы, так понимаем силу нации», – резюмировал Глава государства.


4. Основа для развития

«Развиваясь в ситуации постоянного давления и агрессии, белорусы закалились, стали сильной нацией. А во главе угла – сильная экономика», – заявил Глава государства.

Белорусский лидер напомнил, что «сегодня реальные денежные доходы белорусов в 10 раз превышают уровень середины 1990-х. Это доходы, подкрепленные реальными возможностями покупать, сберегать, отдыхать. Много сделано, чтобы не допустить чрезмерного расслоения общества на бедных и богатых».

По словам Президента, очень важно ценить достигнутое: «помните афоризм про советское прошлое, который родился на фоне разрухи 90-х? Те, кто рукоплескал либеральным реформам, и у нас тоже, хаял советскую систему, вдруг прозрели и начали вспоминать: как хорошо мы плохо жили. Чтобы не пришлось когда-нибудь сказать так же о нашем с вами времени, сравнивая его с какой-нибудь очередной гуманитарной катастрофой, давайте честно признаем: мы никогда еще так не жили хорошо, как сейчас!».

Доходы населения

Наши граждане могут позволить себе иметь сбережения. По данным на 1 апреля 2024 г., в банках на счетах населения хранилось без малого 30 млрд рублей. В среднем это примерно по 1 тыс. долларов США на каждого жителя страны.

Промышленность

«В стране сохранили и приумножили промышленный потенциал. «МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и другие – повод для всеобщей гордости», – подчеркнул А.Г.Лукашенко. Объем промышленного производства с середины 1990-х по 2023 год увеличился в четыре раза.

При поддержке Китайской Народной Республики в Беларуси создан собственный легковой автомобиль. В 2023 году произведено и реализовано почти 70 тыс. автомобилей.

Энергетика, ТЭК

«Мы значительно продвинулись в вопросах обеспечения энергетической независимости, – заявил Президент. – Белорусская атомная станция – это наш сильный бренд и наш суверенитет». По словам А.Г.Лукашенко, «БелАЭС оказывает влияние на улучшение качества жизни граждан, обеспечивая развитием электрожилья, электротранспорта, сокращением выбросов парниковых газов на 7 млн тонн».

Благодаря современным нефтеперерабатывающим предприятиям в республике есть качественное и доступное топливо.

Космическая отрасль

«Мы – космическая держава. Космос наш! Полет Марины Василевской для Беларуси не просто имидж. Это вершина, к которой мы шли с советских времен», – подчеркнул белорусский лидер.

В 2012 году был запущен на орбиту первый белорусский космический аппарат, сейчас там три наших спутника.

По словам Главы государства, компетенции Беларуси в этой сфере востребованы другими странами. Беларусь совместно с Россией работает над проектом по созданию нового белорусско-российского космического аппарата с точностью выше предыдущего почти на порядок.

Сельское хозяйство

В стране в полной мере решены вопросы продовольственной безопасности. Уровень самообеспеченности Беларуси молоком и молочными продуктами составляет свыше 260 %. «Другими словами, есть возможность накормить две с половиной Беларуси, – заявил А.Г.Лукашенко. – Почти полторы Беларуси можем обеспечить мясом и мясопродуктами».

Наша республика входит в пятерку лидеров среди стран СНГ по среднедушевому производству зерна и овощей. Более того, Беларусь готова вносить свой весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности во всем мире.

Дорожное хозяйство

За три десятилетия в стране почти в два раза увеличили протяженность дорог, при этом в полтора раза увеличился километраж дорог с твердым покрытием и на 1 января 2024 г. составил почти 80 тыс. км. Скоростные дороги связали столицу практически со всеми областными центрами.

Лесное хозяйство

Беларусь обладает серьезными компетенциями в глубокой деревопереработке. Выпуская продукцию с высокой добавленной стоимостью, мы стали заметным конкурентом по целому спектру продукции – от спичек до мебели и целлюлозы.

За время развития отрасли в период независимости в стране увеличена площадь лесного массива почти на 1 млн га. Сегодня леса покрывают 40 % территории Беларуси.

Жилье

«В области жилищной политики сохраняется приоритет за семьями с детьми, в первую очередь многодетными, жителями малых городов и поселков, семьями, не имеющими собственного жилья, военнослужащими. И эта практика будет продолжена», – заявил Глава государства.

За годы суверенитета почти 1 млн семей улучшили жилье. Сотни тысяч комфортных и современных квартир построены с государственной поддержкой.

Образование

Отечественное образование по-настоящему является народным достоянием – качественное и доступное каждому. В республике введено в эксплуатацию 170 тыс. ученических мест в учреждениях общего среднего образования, 55 тыс. мест – в дошкольных. За 30 лет достигли почти 100 %-й обеспеченности малышей местом в детском саду.

Растет количество иностранных студентов. В 2024 году в нашей стране обучаются свыше 30 тыс. иностранцев, что в три раза больше, чем 15 лет назад.

Здравоохранение

За период с 1994 по 2022 год почти в два раза увеличилось число амбулаторно-поликлинических организаций (в настоящее время – 2 660 учреждений).

В сфере здравоохранения Беларусь занимает одно из ведущих мест в мире по доступности медицинских услуг для населения. «Еще 10 лет назад пересадка органов человека в стране была историческим событием, сегодня – это широко распространенное бесплатное для белорусов медицинское вмешательство. Более полутысячи таких операций ежегодно проводится не только в столице, но и в областных центрах», – сообщил Глава государства.

За три десятилетия в Беларуси добились невероятных результатов в сакральной теме рождения малышей. Можно по праву гордиться тем, что более чем в шесть раз сократилась материнская смертность, в пять с половиной – младенческая. Это одни из самых низких показателей в Европе и мире. Благодаря ЭКО только за последние пять лет на свет появились более 4 тыс. маленьких белорусов. «За этими сухими цифрами – сотни тысяч счастливых материнских сердец и радостных улыбок малышей», – сказал А.Г.Лукашенко.

Беларусь занимает 20-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран. «В целях повышения комфорта в стране активно работали по всем направлениям – от строительства учреждений дошкольного и школьного образования, медицинских, спортивных, развивающих центров, до разработки общеобразовательных программ», – подчеркнул Президент Республики Беларусь.

Развитие регионов

Глава государства акцентировал внимание на преображении Беларуси: строятся красивейшие города, меняется белорусская глубинка. Модернизировали и возвели немало спортивных сооружений мирового класса. Среди них – Национальный олимпийский стадион «Динамо», спортивно-зрелищный комплекс «Минск-Арена» с велодромом и конькобежным стадионом, спорткомплексы «Чижовка-Арена», «Стайки», «Раубичи», гребные каналы в городах Бресте и Заславле.

Безопасность

«В стране мирная и спокойная жизнь обеспечивается готовностью нашей армии к обороне и защите национальных интересов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь.

Глава государства обратил внимание, как изменилась криминальная статистика: «снизились уровень преступности и уровень криминализации общества. Почти наполовину (со 120 тыс. человек в 2004 году до 70 тыс. в 2023 году)». При этом А.Г.Лукашенко подчеркнул: «В Беларуси очень жесткое отношение к правонарушителям».

«В республике стало безопаснее перемещаться по дорогам. В семь раз сократилось число фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения», – отметил Глава государства.

С 1990 по 2023 год практически в три раза снизилось количество дорожно-транспортных происшествий. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году Беларусь находилась на втором месте в мире (после Исландии) среди стран с наименьшей аварийностью.

«Меньше стали гибнуть люди не только на дорогах, но и при пожарах, на водоемах, на производстве», – сказал А.Г.Лукашенко.

Достигнутые нашей страной результаты отражены в авторитетных международных рейтингах.

«Беларусь кардинально изменила свой социальный статус: из группы стран с низким уровнем человеческого развития переместилась в группу с очень высоким уровнем, где уверенно занимает свою позицию уже более десяти лет», – отметил Президент Республики Беларусь (по данным опубликованного 13 марта 2024 г. Программой развития ООН Доклада о человеческом развитии за 2023–2024 гг. «Выход из тупика: переосмысление сотрудничества в поляризованном мире», Беларусь занимает 69-е место в списке из 193 стран, опережая по уровню развития Болгарию (70), Китай (75), Армению (76), Азербайджан и Бразилию (по 89), Украину (100) и др.).

«У нас достаточно поводов для гордости. Будет еще больше. А работы у нас – еще больше. Будет жесточайшая дисциплина – будет и результат! И если мы не хотим сидеть в окопах, то мы должны работать ответственно. Каждый на своем месте. Честно. Напряженно. Так, как умеем. Мы уже не один раз превзошли себя во всех сферах. А в Год качества должны сделать невозможное», – подвел итог сказанному Глава государства.


5. Будущее Беларуси

Завершая Послание, Президент подчеркнул, что «наша страна прошла очень интересный путь к формированию своей национальной демократии – шесть Всебелорусских народных собраний, четыре всенародных референдума. Мы создали основу гражданского общества – общества сильного и патриотичного».

А.Г.Лукашенко признал важность общего стремления к экономическому, научному, социальному, духовному и культурному развитию, которое складывается из труда, интеллекта, таланта и нравственной силы каждого.

Глава государства заявил: «Мы должны быть сильными, чтобы сохранить мир в своей стране, сохранить традиции, сохранить духовный стержень.

Мы должны быть сильными, чтобы иметь возможность защитить слабых, помочь всем, кто нуждается в нашей помощи.

Мы должны быть сильными, чтобы нас слышали на международной политической арене. И наш голос звучит в мире и будет звучать».

«У нашей Родины, кроме нас, никого нет. Только мы знаем, каким должно быть будущее Беларуси, какой должна быть наша страна, как сделать ее сильнее», – констатировал белорусский лидер.

Глава государства А.Г.Лукашенко заявил: «Было трудно. Но будет не легче. Будет интересно, ибо мы выбрали сильную, суверенную, независимую, мирную Беларусь. И в это сложное, противоречивое время надо выстоять! Мы должны это сделать. Время выбрало нас!».

Справочно:

С полной версией выступления Главы государства на заседании VII Всебелорусского народного собрания можно ознакомиться на официальном сайте Президента Республики Беларусь (https://president.gov.by/ru/events/vystuplenie-na-zasedanii-vii-vsebelorusskogo-narodnogo-sobraniya) и на официальном сайте издания «Беларусь Сегодня» (https://www.sb.by/articles/vystuplenie-prezidenta-belarusi-aleksandra-lukashenko-na-zasedanii-sedmogo-vsebelorusskogo-narodnogo.html).


****

На седьмом Всебелорусском народном собрании был утвержден Временный регламент ВНС, который будет действовать до принятия акта постоянного характера и станет отправной точкой для формирования правовых традиций деятельности Собрания.

В результате тайного голосования избраны абсолютным большинством голосов Председатель Всебелорусского народного собрания – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко («за» проголосовало 1 158 делегатов, «против» – 1), Заместитель Председателя ВНС – А.Н.Косинец («за» – 1 148, «против» – 10), 13 членов Президиума ВНС (В.А.Богуш, А.В.Бранцевич, К.В.Бурак, Н.А.Ермакова, В.С.Караник, М.А.Ленчевская, С.Л.Поляков, С.М.Сивец, Р.Б.Страхар, И.В.Тылец, Д.В.Черняков, О.А.Шпилевская, Ю.В.Шулейко).

ВНС своими решениями утвердило Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь и Военную доктрину Республики Беларусь – основополагающие документы, регламентирующие подходы белорусского государства к обеспечению национальной безопасности в различных сферах.


****

Подводя итоги седьмого Собрания, Председатель Всебелорусского народного собрания А.Г.Лукашенко особо отметил: «Сейчас важнейшая задача – удачно вписать ВНС в политический быт белорусского общества».

«В Беларуси происходит коренное изменение органов власти. Очень важно сейчас, в это судьбоносное время, когда решается многое вокруг нас, не разрушить наше единство», – заявил белорусский лидер.

    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Март
Hide details for Республика Беларусь: Проекты БудущегоРеспублика Беларусь: Проекты Будущего
15 марта 2024 г. исполняется 30 лет со дня принятия Конституции Республики Беларусь. Ее основной нормой стало введение института президентства, что существенным образом определило траекторию развития нашей страны.

Выбрав предложенный Президентом А.Г.Лукашенко курс, мы избежали войн и потрясений, сохранили и приумножили достижения советского периода, обеспечили независимость в ключевых отраслях – в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, здравоохранении и других. В условиях сложной ситуации в мировой экономике каждому в нашей стране государством гарантированы работа и соответствующая заработная плата, доступное образование и медицина, безопасность жизни и помощь в любой трудной жизненной ситуации.

Спустя три десятка лет можно сказать уверенно – суверенная и независимая Республика Беларусь состоялась. Но остановиться на достигнутом и почивать на лаврах чревато быть отброшенным на обочину истории. Любую здоровую нацию отличает стремление мечтать, ставить новые цели, жить во имя будущего. Не являются исключением и белорусы. Уже сегодня мы закладываем фундамент нашего завтра, развиваем проекты, которые позволят быть сильными и успешными в стремительно меняющемся мире. Технологические прорывы, как условие нашего самосохранения, нужны уже не нам, они нужны нашим детям.

Сегодня научно-технологический суверенитет государства является залогом его политической и экономической независимости. Не размеры территории и природные ископаемые, а интеллектуальный ресурс и человеческий капитал являются настоящими национальными богатствами нации. Это позволяет белорусам с оптимизмом смотреть в будущее.

В начале 1990-х годов наша страна столкнулась с угрозой уничтожения своего научного потенциала. Останавливалось финансирование исследовательских программ, закрывались научные школы, страну покидали талантливые ученые. На все возмущения и упреки относительно такой политики звучал универсальный ответ, что, дескать, «лучше и выгоднее не придумывать и производить самим, затрачивая огромные ресурсы, а покупать все на передовом Западе».

Переломить тенденцию, ведущую к катастрофе, удалось лишь с приходом к власти действующего Президента Беларуси А.Г.Лукашенко. Логика была проста: если не сохранить уникальную советскую белорусскую науку, не продолжить ее традиции с учетом перехода на новый технологический уклад, то нам достанется роль периферии и колонии для более сильных и успешных наций. Выбор пути был очевиден.

Сегодня мы успешно запускаем в космос свои спутники. Уверенно вступили в клуб ядерных держав. Штурмуем Антарктиду. Развиваем востребованные во всем мире передовые IT- и биотехнологии. И речь идет не столько о конкретных достижениях, открытиях и изобретениях, да, это важно. Но еще важнее – это проектное стратегическое мышление нынешнего поколения белорусов, поколения творцов и созидателей.

РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Важнейший маркер нацеленности государства на решение стратегических задач – достижение энергетической независимости.

Справочно:

Еще в 1965 году в Институте ядерной энергетики в г.п. Сосны был построен исследовательский атомный реактор, здесь же белорусские ученые разработали первую в СССР передвижную атомную энергетическую установку.

В 2013 году в Беларуси был дан старт строительству Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС) около г. Островец Гродненской области. Первый энергоблок был введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 г., а в ноябре 2023 г. был подписан акт приемки в эксплуатацию пускового комплекса второго энергоблока БелАЭС. В настоящее время АЭС эксплуатируются лишь в 32 странах.

Благодаря БелАЭС Беларусь получила ряд конкурентных преимуществ и смогла значительно укрепить энергетическую безопасность:

– получен мощный источник относительно дешевой экологически чистой электроэнергии;

– наша страна полностью отказалась от импорта электрической энергии;

– снижена зависимость республики от импортируемого природного газа;

– БелАЭС обеспечивает удовлетворение возрастающего спроса на электроэнергию реальным сектором экономики и населением.

Глава государства А.Г.Лукашенко 3 ноября 2023 г. во время посещения Островецкого района особо отметил: «БелАЭС – это основа для дальнейшего развития страны… Наша страна таким образом стремительно ворвалась в атомную элиту мира».

В настоящее время доля атомной энергетики в общем потреблении электроэнергии в нашей стране выше, чем в США и России. С вводом второго энергоблока БелАЭС ежегодно будет вырабатываться порядка 18 млрд кВт*ч. Это обеспечит более 40 % внутренних потребностей страны в электроэнергии. Возобновляемые источники энергии, такие, как солнце и ветер, важны. Однако атомная энергетика – это надежное, гарантированное и чистое электричество, гарантия стабильности работы энергосистемы.

Важно отметить, что развитие атомной энергетики способно обеспечить более комфортные условия проживания населения. Электроэнергия все чаще используется в системах отопления и горячего водоснабжения. В стране активно ведется электрификация жилищного фонда: строятся современные многоэтажные электродома. Например, в 2021–2023 годах в Беларуси ввели в эксплуатацию 1,2 млн кв. м нового электрифицированного жилья.

Помимо укрепления энергетической и экономической безопасности, это большой вклад и в сохранение окружающей среды: ожидается, что состоявшийся запуск двух энергоблоков БелАЭС позволит снизить выбросы парниковых газов более чем на 7 млн т в год.

Ввод в эксплуатацию БелАЭС послужит мощным стимулом для развития смежных высокотехнологичных производств и энергоемких отраслей. В их числе металлургия, 3D-печать (аддитивные технологии), электротранспорт и накопители энергии, IT-технологии, включая ресурсоемкие приложения для искусственного интеллекта, суперкомпьютерных вычислений, работы с базами больших данных, ядерной медицины и др. Считается, что одно рабочее место при создании и эксплуатации АЭС создает более 10 новых рабочих мест в смежных отраслях.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

БелАЭС вот-вот заработает на всю мощь. Вспоминаем, как в Беларуси появилась атомная станция и что о ней говорил Лукашенко. Проект агентства БелТА «По факту: Решения Первого».

ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИЙ

Развитие биотехнологий в Беларуси демонстрирует прорывные открытия, прежде всего, в аграрном секторе и в области здравоохранения (в том числе при оказании медицинской помощи гражданам и организации лекарственного обеспечения населения).

Один из самых масштабных технологических проектов, который появился в ноябре 2022 г. с подачи Президента Республики Беларусь, – ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация» (далее – БНБК). БНБК реализует инвестиционный проект по высокотехнологичному агропромышленному производству полного цикла. Цель – глубокая переработка зерна по современным биотехнологиям, что позволяет получать высокопродуктивные и сбалансированные корма и кормовые добавки. Аналогов данному проекту нет на постсоветском пространстве. Такими технологиями обладают только семь стран в мире, среди них – Беларусь.

БНБК полностью покрывает потребности Беларуси в комбикормах и кормовых добавках, а также поставляет на экспорт более 85 % произведенной продукции. Все сертифицировано по строжайшим международным стандартам.

Идет активная работа с Китайской Народной Республикой по вопросу реализации БНБК проекта по глубокой переработке зерна полного цикла. Цель – выпуск принципиально новых для Беларуси и стран СНГ продуктов: нескольких аминокислот, лимонной кислоты и кристаллической глюкозы. Успешная реализация проекта позволит не только заместить имеющийся импорт данной продукции, но и выйти на новые рынки.

В частности, в Национальной академии наук Беларуси организованы производства инновационных биопрепаратов широкого перечня: для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, заготовки кормов, профилактики и лечения животных, очистки сточных вод и др. По своим характеристикам отечественные биопрепараты не уступают лучшим зарубежным аналогам и пользуются высоким спросом в Беларуси и за рубежом.

Развитие биотехнологий в Беларуси демонстрирует прорывные открытия и в сфере здравоохранения. В качестве примеров можно привести следующие:

– создание трансгенных коз, в ДНК которых внедрен ген человека. Это позволяет выделить из их молока ценный продукт – рекомбинантный белок лактоферрин, обладающий противовирусными, антимикробными, антибактериальными, антиканцерогенными, противовоспалительными, антиоксидантными, регенеративными и стимулирующими иммунитет свойствами;

– разработанные методы клеточной иммунотерапии онкологических заболеваний широкого спектра, которые позволяют значительно увеличить выживаемость пациентов и предотвратить развитие рецидивов болезни;

– создание клеточных технологий для лечения иммунологических, аллергических и функциональных патологий (ринита, сахарного диабета 1-го типа, системного склероза, опухолей урогенитальной сферы и др.), а также новые методы ДНК-диагностики болезней человека и животных.

Биотехнологии востребованы и в фармацевтике. В Академии наук созданы производства отечественных лекарственных препаратов, основанных на собственных технологиях ферментного синтеза соединений с противоопухолевой и иммуностимулирующей активностью.

В Витебской области активно формируется биофармтехнологический кластер.

Справочно:

Планируется, что центром кластера станет завод «БелВитунифарм».

Здесь уже выпустили опытную серию противовирусной вакцины. Работают ученые и над созданием отечественного препарата от гриппа. Наработанные технологии будут использовать для производства других вакцин и лекарств. Например, среди перспективных направлений – выпуск препаратов для лечения заболеваний крови.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, посещая 4 ноября 2022 г. БНБК, сказал: «Несколько десятков лет назад термин «биотехнологии» и выговаривали с трудом, не все понимали, что это такое. Но мы тогда говорили о том, что за биотехнологиями будущее. Как за атомной энергетикой и так далее... Когда я стал Президентом, мне пришлось этим заниматься. Моя мечта – чтобы наше общество поднялось на несколько ступеней».

Можно с уверенностью сказать, что белорусы это сделают.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

БНБК. Белорусские биотехнологии. Проект Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании «Вопрос номер один».

БЕЛАРУСЬ В КЛУБЕ КОСМИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ

Очевидно, что без развития отечественной космической отрасли невозможно дальнейшее полноценное развитие национальной экономики.

В 2013 году Республика Беларусь стала полноправным членом Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Мы создали новую отрасль экономики – космическую. Белорусы гордятся этими успехами, но главное – видят перспективы. В космической отрасли страны задействовано более 20 научных и производственных организаций, в которых работает около 4 тыс. человек. На орбите – четыре белорусских спутника. И это не предел.

Несмотря на относительную молодость (первый спутник был запущен 22 июля 2012 года), космическая отрасль Беларуси уже внесла значимый вклад в экономику страны. Практически во всех отраслях экономики востребована космическая информация, получаемая в системе дистанционного зондирования Земли. Спутниковая информация используется, чтобы прогнозировать погоду, состояние лесов, пожароопасные ситуации, изучать климатические изменения, прогнозировать урожайность культур, проводить мониторинг земельного фонда, и др. В таких областях, как связь, государственное управление, торговля, транспорт, навигационное обеспечение, энергетика, окружающая среда, путешествия и развлечения и др. широкое распространение получили товары и услуги, базирующиеся на результатах космической деятельности.

Экономический эффект использования космической информации высок: превышение доходов над расходами на эксплуатацию спутника составило около 44 млн долларов США (по состоянию на начало 2024 года).

Успешная космическая деятельность становится сегодня необходимым условием сохранения национального суверенитета как в военно-политическом аспекте, так и в сфере информационной безопасности. Не зря говорят, что лидерство на Земле сегодня решается в космосе. Защита целостности и неприкосновенности территории Республики Беларусь в ХХI веке не представляется возможным без использования космических средств и технологий.

Многое сделано, но решение важнейших социально-экономических задач требует ускоренного развития данного направления.

В настоящее время белорусскими и российскими специалистами совместно создается группировка новых спутников с высоким пространственным разрешением – 0,35 м (запуск первого спутника планируется в 2028 году). Они соответствуют лучшим мировым аналогам.

Знаковый проект – подготовка и полет на российский сегмент Международной космической станции белорусского космонавта.

В покорении космоса и ранее принимали участие уроженцы Беларуси.

Справочно:

Петр Ильич Климук – уроженец д. Комаровка Брестской области. Совершил три космических полета: в 1973, 1975, 1978 гг. Общая продолжительность полетов – 78 суток.

Владимир Васильевич Коваленок – уроженец д. Белое Минской области. Совершил три космических полета: в 1977, 1978 и 1981 гг. Общая продолжительность полетов – 216 суток.

Олег Викторович Новицкий – уроженец г. Червень Минской области, гражданин Российской Федерации. Совершил три космических полета: в 2012, 2016, 2021 гг. Общая продолжительность полетов – 531 сутки.

Принципиально важно, чтобы впервые в истории суверенного белорусского государства на орбитальной станции побывал гражданин Республики Беларусь.

В 2023 году в Центре подготовки космонавта им. Ю.А.Гагарина из 6 кандидатов из Беларуси для полета были выбраны 2 человека (участник космического полета и его дублер). Они в настоящее время завершают подготовку к космическому полету на космодроме Байконур (Республика Казахстан). В основной экипаж 21-й экспедиции посещения МКС вошли российский космонавт Олег Новицкий, белоруска Марина Витальевна Василевская (бортпроводник-инструктор авиакомпании «Белавиа») и астронавт NASA Трейси Дайсон.

Старт космического корабля с белорусским космонавтом на борту запланирован на 21 марта 2024 г. В рамках 21-й экспедиции планируется проведение ряда научных экспериментов белорусским космонавтом в области медицины, биологии, физиологии и дистанционного зондирования Земли.

Таким образом, наша страна уверенно закрепляет за собой статус современной космической державы.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

Беларусь и выход в космос: первый этап космической жизни страны. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».

Почему Беларусь настоящая космическая держава и какой вклад в это внес Лукашенко? Проект БелТА «По факту: Решения Первого».

АНТАРКТИДА: НА РАВНЫХ С КРУПНЕЙШИМИ ДЕРЖАВАМИ

Большинство развитых государств имеет свои интересы в этом регионе, богатом минеральными и биологическими ресурсами, нефтью, газом. Льды этого континента составляют около 90 % всех водных запасов мира.

Справочно:

В исследованиях Антарктиды белорусы принимают участие с 1955 года. В составе советских экспедиций на ледовом континенте побывало более 100 наших соотечественников.

При поддержке Главы государства А.Г.Лукашенко независимая Беларусь в 2006 году начала свой путь в освоении ледового континента, когда присоединилась к Договору об Антарктике.

Справочно:

На начало 2024 года в число участников Договора об Антарктике входят 56 государств. Среди них: США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Италия, Россия и др. В настоящее время добыча полезных ископаемых в этом регионе запрещена.

Собственные станции здесь имеют далеко не все участники Договора об Антарктике. Белорусская станция «Гора Вечерняя» (расположена в Восточной Антарктиде) в 2020 году была признана международной инспекцией одной из лучших.

Интерес белорусской стороны к исследованию Антарктиды обусловлен тем, что наше присутствие на этом материке позволяет:

– осуществлять мониторинг биоразнообразия наземных и водных экосистем Антарктиды, в том числе с использованием генетических методов;

– проводить мониторинг озоносферы этого материка (осуществляется белорусскими физиками при помощи разработанных уникальных технологий и приборов) и экологический мониторинг Антарктики;

Справочно:

Впервые выполнена оценка выбросов стойких органических загрязнителей в Антарктике за 30-летний период.

Результаты исследований в полярных регионах важны с фундаментальной и практической точек зрения. Геофизические процессы, происходящие в Антарктиде, определяют климат планеты и сохранение биоразнообразия. Это является причиной активной деятельности стран-технологических лидеров в данном регионе.

Но самое главное – наше присутствие в Антарктиде закрепляет статус Республики Беларусь на международной арене как государства науки и высоких технологий.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

На связи – полярники! Как Лукашенко дал зеленый свет изучению Антарктики и зачем нам своя база в Антарктиде. Проект БелТА «По факту: Решения Первого».


****

Успехи белорусских ученых не ограничиваются названными направлениями. К числу передовых достижений можно отнести следующие.

В области информатизации и искусственного интеллекта:

«Платформу искусственного интеллекта BELAI.BY» – веб-приложение для специалистов в сфере искусственного интеллекта (далее – ИИ) и всех заинтересованных в технологиях ИИ;

программный комплекс для первичной диагностики заболеваний легких в условиях массового обследования населения (цифровой рентген), а также для автоматизации процессов обнаружения новообразований в легких на основе компьютерно-томографических изображений;

беспилотные летательные аппараты «Бусел МКР» и «Гексакоптер-1», оснащенные новейшим аппаратно-программным комплексом отечественной разработки, сочетающим в себе технологии искусственного интеллекта.

С помощью ИИ уже сейчас решается множество проблем в различных областях деятельности человека от разработки сложных систем и проведения медицинской диагностики, бизнес-анализа и специальных приложений до обеспечения кибербезопасности и реализации творческого потенциала. Перспективы его применения безграничны.

В сфере электротранспорта:

малогабаритный двухместный грузопассажирский электромобиль малого класса ACADEMIC ELECTRO;

спортивный электромобиль Electro Roadster;

коммерческий грузовой электромобиль МАЗ 4381ЕЕ грузоподъемностью 12 т;

малый грузовой автомобиль, грузоподъемностью 1,5 т (находится на испытаниях для дальнейшего производства);

разработаны и изготовлены экспериментальные образцы мехатронного модуля, тяговой аккумуляторной батареи системы верхнего уровня управления электрической силовой установкой легкового электромобиля, в том числе содержащие уникальные конструкторские, схемотехнические и программно-алгоритмические решения;

разработан комплекс конструкторских, схемотехнических и программно-алгоритмических решений и изготовлен экспериментальный образец тяговой аккумуляторной батареи легкового электромобиля БЕЛДЖИ еХ50, проведены испытания.

Справочно:

Преимущества электротранспорта перед транспортом с двигателями внешнего или внутреннего сгорания – более высокая производительность и экологичность.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 213 принята Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Цель – создание новой области экономического роста на основе формирования отрасли машиностроения – производства электротранспорта, а также условий для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию.

Для реализации госпрограммы создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт», в который вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, Белкоммунмаш, Могилевлифтмаш, «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, «ЭТОН-ЭЛТРАНС» и др.

Первый отечественный электромобиль, созданный на базе Geely SC7, академические ученые представили в 2017 году. Вся компонентная база его электропривода изготовлена в Беларуси. Создание экспериментального образца электромобиля позволило отработать оптимальные компоновочные решения в части электрокомпонентов, уточнить их характеристики и приступить к созданию полноценного опытного образца и освоению его производства в стране.

В области микроэлектроники и приборостроения:

республиканская система автоматизированного мониторинга окружающей среды;

система для фиксации присутствия субъектов на контролируемой территории, основанная на нейросетевых методах распознавания лиц;

многофункциональный тренажерный комплекс для подготовки спасателей-пожарных действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием электромобилей используется для повышения уровня подготовки обучающихся и работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

автоматизированная система непрерывного мониторинга технического состояния несущих конструкций высотных зданий и большепролетных сооружений;

комплекс приборов оптоакустического контроля материалов и конструкций (в том числе и сварных), определяющий дефекты размером в несколько микрон.

Справочно:

Рекомендуемые видеоматериалы для просмотра:

Как в Беларуси развивается микроэлектроника и почему Лукашенко ставит на собственное производство. Проект БелТА «По факту: Решения Первого»;


****

Многовековая история Беларуси свидетельствует: трудности никогда не останавливали белорусов. Наоборот, мотивировали, помогали решать самые амбициозные задачи.

Республика Беларусь располагает серьезными точками роста, которые будут определять лицо страны в ближайшие десятилетия. Достижения в космической, атомной, биотехнологической отраслях привносят в народное хозяйство синергетический эффект, служат драйвером для смежных отраслей, создания новых производств, подготовки кадров по новейшим специальностям.

Данные направления деятельности становятся мерилом успешности страны, символом высокой мечты. Народу, у которого есть высокая мечта, не страшны «майданы».

Как подчеркнул Глава государства 20 октября 2023 г. на совещании по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов: «Это будущее не только любой системы, но и любой страны в целом. Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, это будущее нашей страны… Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство».

Иной альтернативы для Беларуси просто нет.

    Февраль
Hide details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367 ”О назначении выборов депутатов“ и
№ 368 ”О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь“.

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.
Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.
Справочно:
В областные и Минский городской Советы – 388 депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) – 373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских – 8 033 депутата.
В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.
Справочно:
Решение отказаться от формирования участков для голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на территории других стран, сокращении численности работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
На избирательном участке избиратели получат:
в Минске – по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;
в областных и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;
в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.

ВЫБОРЫ В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.
С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.
Вниманию выступающих: при подготовке выступления целесообразно воспользоваться ранее направленными материалами о роли и полномочиях депутатов местных Советов депутатов, Парламента, а также результатах законодательной деятельности Парламента седьмого созыва.
Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.

КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ
Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.
Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно сказать, что почти 5%
(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.
Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.
Справочно:
Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто
298 кандидатов, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство.
Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести общие сведения о кандидатах в депутаты в вашем регионе.
За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).
Справочно:
Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;
массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;
распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.
У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению и радио.
Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на территории округов, сформированных в вашем регионе.
Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.

ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ
Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо тех из них, которые управлялись или финансировались извне.
Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий, насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.
Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская партия ”Белая Русь“).
Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет.
Справочно:
Белорусская партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы
3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в Парламент.
Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.
Республиканская партия труда и справедливости – 420 человек в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.
Либерально-демократическая партия Беларуси – 209 человек в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.
Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.
Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.
Справочно:
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей.
В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.
В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.


ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ
Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.
Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.
Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.
В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.
На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.
По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).
В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.
Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.
Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.
От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.

ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ
Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.
Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.
Справочно:
Среди причин такого решения:
отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;
деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии, что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.
Справочно:
По состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 27 064.
Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены:
миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);
Шанхайская организация сотрудничества (4 человека);
избирательные органы иностранных государств (6 человек).
Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31 января).
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуальную информацию о количестве аккредитованных наблюдателей в вашем регионе.
Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.

ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО
Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.
Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.
Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.

****

Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.
Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.
Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Show details for Материалы 2022Материалы 2022


Terms of use