The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 27 August 2024

 

Единый день информирования




    Май
Show details for Ключевые аспекты Послания Президента Республики беларусь АКлючевые аспекты Послания Президента Республики беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь
    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Март
Show details for Республика Беларусь: Проекты БудущегоРеспублика Беларусь: Проекты Будущего
    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Hide details for Материалы 2022Материалы 2022

    Декабрь
Show details for Основные направления государственной политики в области инОсновные направления государственной политики в области информационной безопасности
    Ноябрь
Show details for Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развитияЖилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
    Октябрь
Show details for Продовольственная безопасность Республики Беларусь в услоПродовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
    Сентябрь
Show details for История белорусской государственности – основа гражданско-История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
    Август
  • Основная тема:
Hide details for Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь
    Цель единого дня информирования – осветить основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь, меры по государственной поддержке граждан в решении жилищных вопросов, порядок формирования цен на строящееся жилье, новации в порядке возведения и реконструкции объектов строительства, а также механизмы финансирования строительства в современных условиях.

    Вниманию выступающих: при рассмотрении темы целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.


    ***

    Вопросы строительства в целом, и, особенно, обеспечения граждан качественным и доступным жильем, находятся на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
    Как заявил Глава государства 4 января 2022 г. на совещании по актуальным вопросам развития строительной отрасли, если «нет строительства – нет развития страны. Это аксиома, и всем понятно». Данная отрасль действительно является одной из ключевых для экономики нашей страны и во многом определяет не только экономический рост, но и решение социальных задач государства. Поэтому основным приоритетом строительной отрасли является именно жилищное строительство.
    Посещая 17 июня 2022 г. г.Бобруйск, белорусский лидер обозначил глобальную цель жилищного строительства – не стягивать все население страны в Минск, а повсеместно создавать условия для работы и жизни людей. Тем более сейчас – когда как никогда актуальна тема импортозамещения, а значит, и создания новых и развития имеющихся производств по всей стране.
    Для достижения этой и других целей государством используется ряд инструментов, способов и механизмов, о сути которых будет рассказано далее.
    Основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь

    Одним из ключевых нормативных правовых документов, регулирующим основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь, является Государственная программа «Строительство жилья» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа), цель которой – повышение уровня обеспеченности населения Республики Беларусь доступным и качественным жильем.
    К числу приоритетных направлений реализации Государственной программы относятся:
    развитие разных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от их доходов, предпочтений и места проживания как с использованием мер государственной поддержки, так и с применением новых механизмов финансирования строительства;
    увеличение объемов строительства общей площади жилья, жилья с государственной поддержкой, арендного жилья и домов, в которых электрическая энергия используется для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи;
    обеспечение жильем состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, многодетных семей, а также детей-сирот, инвалидов и других социально уязвимых категорий граждан и др.
    Ежегодный объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования планируется увеличить с 4 млн. кв.м в 2021 г. до 4,5 млн. кв.м в 2025 г. Рост объемов строительства жилья предполагается как в целом по республике, так и по регионам.
    Отдельно следует остановиться на относительно новом для нашего государства направлении в обеспечении граждан доступным жильем – развитии арендного жилья.
    Объективно говоря, далеко не все имеют возможность приобрести жилую недвижимость в собственность и далеко не у всех доходы позволяют оплатить разницу, которая сформируется между кредитом и реальной ценой квартиры. Арендное жилье позволяет человеку в соответствии с его доходами принимать решение, продолжать ли арендовать эту квартиру либо через некоторое время ее выкупить.
    Кроме того, это перспективное направление, являющееся трендом для многих стран мира, помогает повысить доступность жилья не только для «очередников», но и в целом для всех желающих получить его. Арендное жилье также способствует обеспечению бóльшой мобильности трудовых ресурсов, ведь на данный момент многие граждане «связаны» собственностью и при поиске работы отдают предпочтение тем вариантам, которые находятся ближе к дому.
    За 2021 г. в Беларуси возведено 120 тыс. кв.м арендного жилья. Ввиду его очевидной востребованности, по итогам пятилетки эту цифру планируется увеличить в 5 раз и довести количество возводимого жилья до 600 тыс. кв.м в год. Строить будут не только в столице, но и в областных и районных центрах.
    Сформированная законодательная база (особенно с учетом последних новаций) позволяет в ближайшей перспективе сделать упор на широкое строительство индивидуального жилья, а также развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры к такому жилью. Расширение индивидуального жилищного строительства также остается одним из важных направлений строительства жилья в текущей пятилетке.

    Формирование цен на строящееся жилье

    Теперь, осветив приоритеты жилищной политики нашей страны, следует отдельно остановиться на вопросе механизма формирования цен на строящееся жилье.
    Безусловно, цена квадратного метра является одним из важнейших факторов для любого белоруса, намеревающегося обзавестись собственным жильем. Действующее в нашей стране законодательство строго регламентирует этот показатель и не позволяет застройщикам выставлять произвольные цены на новостройки. Формирование стоимости происходит на основании разработанной проектными институтами и прошедшей экспертизу проектно-сметной документации с учетом особенностей в зависимости от источника финансирования.
    В соответствии с Директивой Главы государства от 4 марта 2019 г. № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», соотношение стоимости одного квадратного метра жилья с господдержкой не должно превышать среднемесячную заработную плату по стране. В 2021 г. стоимость одного квадратного метра составляла не более 90% от среднемесячной зарплаты, в январе-марте 2022 г. – 76%.
    Стоимость строительства 1 кв.м жилого дома с господдержкой определяется в соответствии с Инструкцией по определению стоимости строительства 1 кв.м жилого дома в базисном и текущем уровнях цен, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен».
    При долевом строительстве жилья стоимость строительства определяется в соответствии с нормативными правовыми актами.

    Справочно.
    К основным нормативным правовым актам, регламентирующим стоимость жилья при долевом строительстве, относятся:
    Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь»;
    Указ Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 473 «О долевом строительстве»;
    Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации (в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.), утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства (далее – Минстройархитектуры) от 3 декабря 2007 г. № 25;
    Постановление Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен»;
    Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14 мая 2007 г. № 10.

    Стоимость строительства жилого дома на дату начала выполнения строительно-монтажных работ определяется с применением прогнозных индексов цен в строительстве с учетом нормативной продолжительности строительства и остается неизменной на весь период строительства.
    Фактическая (окончательная) стоимость 1 кв.м общей площади квартир жилого дома (жилой части дома) формируется застройщиком на основании фактических затрат, связанных со строительством объекта, и первичных учетных документов.
    Для недопущения чрезмерного роста таких фактических затрат в условиях санкционного давления, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 введено жесткое регулирование цен на товары, используемые в строительстве. Их перечень сформирован посредством определения материалов, имеющих наибольший удельный вес в стоимости строительно-монтажных работ. В то же время, так как цена товаров складывается из затрат, на которые производитель повлиять не может, предусмотрен механизм регулирования стоимости не только непосредственно материалов, используемых для строительства, но и сырьевых составляющих их производства.
    В сфере коммерческого жилья ценообразование определяется рыночными законами спроса и предложения, и зависит от покупательской способности населения и объема предложений на рынке.
    Говоря в целом, то согласно данным Белстата, средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья за январь-март 2022 г. по Беларуси составила 2352 руб. В разрезе регионов с этим показателем можно ознакомиться на приведенной диаграмме (рис. 1).


    Рисунок 1 – Средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья (январь–март 2022 г.)

    Государственная поддержка граждан в решении жилищных вопросов


    Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку, государство оказывает поддержку в виде кредитов на строительство жилья – как льготных (по Указу Президента Республики Беларусь № 13 от 6 января 2012 г., (далее – Указ № 13), так и субсидируемых (по Указу Президента Республики Беларусь № 240 от 4 апреля 2017 г. (далее – Указ № 240).
    В целях совершенствования государственной жилищной политики, а также урегулирования вопросов, возникших в процессе практической реализации указов Главы государства, регламентирующих вопросы строительства или приобретения жилья с господдержкой, 1 октября 2021 г. был подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки» (далее – Указ № 375), которым корректируются некоторые нормы указов № 13, № 240 и иных.
    Без преувеличения можно сказать, что Указ № 375 – это наглядное проявление заботы государства о людях. Он предоставляет право на внеочередное получение государственной поддержки гражданам, которые стоят на учете нуждающихся по месту жительства в областных центрах и г.Минске и осуществляют строительство (приобретают жилье) в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района). 

    Справочно.
    Чтобы лучше понять суть Указа, можно обратиться к следующему примеру.
    Гражданин стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в условном Минске или Витебске и изъявляет желание построить жилье на селе, чтобы переехать туда жить. Получить государственную поддержку под эту цель он не может, потому что вести строительство или приобретать жилье можно было только в том населенном пункте, где стоишь на очереди – а в крупных городах они достаточно большие.
    Новый Указ снимает эти ограничения, и теперь гражданам предоставляется право вне очереди построить квартиру или дом в населенных пунктах с численностью менее 20 тыс. чел.

    Что касается очередников в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, то они могут рассчитывать на поддержку государства при возведении жилья в сельских населенных пунктах, за исключением тех населенных пунктов, которые относятся к Минскому району. Данная мера призвана сократить отток людей из небольших населенных пунктов, тем самым укрепив регионы страны и сохранив человеческие ресурсы, в том числе и трудовые.
    Говоря о многодетных семьях, то они всегда были и остаются в приоритете у государства. Для дополнительной защиты их интересов в Указе № 375 увеличивается до 23 лет возраст детей, при котором предоставляется право на получение финансовой помощи в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по кредитам, полученным в рамках Указа № 240. Ранее такое право предоставлялось многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. Сейчас возраст детей увеличен до 23 лет, но при условии, что они не вступили в брак и проживают вместе с родителями.
    Для дополнительной поддержки отдельных категорий граждан увеличен до 30 кв.м (ранее 20 кв.м) норматив кредитования квартир в блокированных жилых домах для граждан, постоянно проживающих и работающих на селе. Эта норма действует, если эти граждане строят на селе квартиру общей площадью более 100 кв.м.
    Кроме того, с 3 до 6 месяцев увеличен срок возврата гражданами в бюджет перечисленных им сумм субсидий на погашение кредита, если они принимают решение отказаться от строительства жилья с государственной поддержкой.
    Также Указом № 375 увеличена на 15 кв.м максимальная нормируемая стоимость жилья семьям, у которых ребенок признан инвалидом после принятия решения о предоставлении господдержки и имеет право на дополнительную площадь. Такое увеличение может быть только в процессе строительства семьей жилого дома.
    Таким образом, Указ № 375 имеет ярко выраженную социальную направленность, является последовательным продолжением и углублением проводимой государством политики по поддержке населения.


    Механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости для физических лиц


    На сегодняшний день в республике существуют различные механизмы финансирования строительства (реконструкции) и приобретения недвижимости, в том числе кредитование на финансирование недвижимости с государственной поддержкой и кредитование за счет ресурсов банка.
    В соответствии с Указом № 13 регламентирован порядок предоставления льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
    Предоставление льготных кредитов гражданам осуществляет ОАО «АСБ Беларусбанк». Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения и не превышает 90% (для многодетных семей – 100%) стоимости строительства (реконструкции).
    Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не превышает 20 лет (для многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 40 лет).
    Процентные ставки по льготным кредитам на финансирование недвижимости устанавливаются в привязке к ставке рефинансирования Национального банка в зависимости от категорий граждан (в настоящее время в числовом выражении применяются ставки в размере от 1% до 5% годовых).
    При этом Указом № 240 регулируется предоставление государственной поддержки в виде субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство жилых помещений, субсидии на погашение основного долга по этим кредитам. При этом под кредитами понимаются кредиты, предоставляемые на строительство жилых помещений на условиях банков. Максимальный срок предоставления кредита – 20 лет, процентная ставка по кредиту устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта (в настоящее время 15% годовых).
    Субсидия на уплату части процентов предоставляется в следующих размерах:
    многодетным семьям, имеющим троих детей в возрасте до 23 лет, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
    многодетным семьям, имеющим четверых и более детей в возрасте до 23 лет, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
    иным гражданам, оказание государственной поддержки которым установлено данным Указом, в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной или уменьшенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором, в зависимости от категорий граждан.
    Субсидия на погашение основного долга предоставляется многодетным семьям:
    при наличии троих детей в возрасте до 23 лет в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
    при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
    Предоставление государственной поддержки при кредитовании на финансирование недвижимости осуществляется с соблюдением принципа одноразовости получения государственной поддержки.
    Доля кредитов с государственной поддержкой в общем объеме жилищных кредитов, предоставленных населению за январь–май 2022 г., составила около 75%.
    Также кредиты на финансирование недвижимости могут предоставляться за счет ресурсов банка на рыночных условиях (с учетом стоимости привлеченных для этих целей средств).
    Предоставление возможности банкам самостоятельно определять условия кредитования способствует развитию конкурентной среды на данном сегменте. Разные условия кредитования позволяют гражданам выбрать банк и наиболее приемлемый для них кредитный продукт.
    Помимо строительства жилья с господдержкой, граждане могут воспользоваться иными механизмами приобретения жилья, такими как арендное и социальное жилье, ипотека, а также через жилищные строительные сбережения (в настоящее время принимаются меры по разработке банками Республики Беларусь соответствующего программного обеспечения).
    Говоря о механизме жилищных строительных сбережений (ЖСС), его целью является создание условий для удовлетворения всеми категориями граждан потребности в жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей. Соответствующий Указ Президента Республики Беларусь был подписан 26 октября 2020 г. № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений» (далее – Указ № 382).
    Государственная система ЖСС предусматривает накопление ее участниками денежных средств в банковском вкладе (депозите) для финансирования улучшения своих жилищных условий с выплатой премии государства и предоставлением возможности получения жилищного кредита после истечения периода накопления по ставке ниже рыночной.
    Указом № 382 предусмотрено, что ставка по жилищному кредиту на строительство жилья не может превышать ставку по вкладу (депозиту) более чем на 3%, что позволит гражданам оценить свои финансовые возможности на перспективу.
    Отладка механизма ЖСС еще продолжается и потому пока что сложно сказать, насколько массовым будет строительство по новой схеме. Однако предполагается, что он сможет заметно оживить рынок жилья и повысить его доступность для населения.
    Ипотека наряду с государственной системой ЖСС, а также существующими механизмами строительства жилья, может стать еще одной возможностью стимулирования граждан к улучшению своих жилищных условий. В целях развития ипотечного жилищного кредитования и создания дополнительных условий по обеспечению прав граждан-кредитополучателей 16 апреля 2020 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 130 «Об ипотечном жилищном кредитовании».
    В настоящее время данный финансовый инструмент пока не так популярен у населения, как кредитование, и в 2021 г. им всего воспользовались около 5 тыс. человек.

    Упрощение порядка возведения и реконструкции объектов строительства

    Одной из самых заметных новаций последних месяцев в сфере жилищного строительства является упрощение порядка возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек.
    Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 13 июня 2022 г. подписан Указ № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства» (далее – Указ № 202).
    Действие этого Указа поможет людям избавиться от лишних бюрократических проволочек и упростить сам процесс строительства индивидуального жилья, которого в нашей стране строится достаточно много (в 2021 г. – 44% от общего ввода, в текущем году – уже больше половины всего жилья строится в индивидуальном исполнении).
    Указом № 202 предусмотрено, что возведение и реконструкция одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома, могут осуществляться гражданами:
    в сельских населенных пунктах, расположенных на территории районов, прилегающих к г.Минску и областным центрам, поселках городского типа и городах (за исключением г.Минска) на основании паспорта застройщика (будет выдаваться по принципу «Одно окно», срок оформления – 1 месяц, стоимость – 25 базовых величин);
    в иных сельских населенных пунктах на основании документа, удостоверяющего право на земельный участок, и при условии, что расстояние от границ соседнего (смежного) земельного участка до жилого дома составляет не менее трех метров, нежилых капитальных построек – не менее двух метров.

    Справочно.
    Стоит отметить, что 18 июля 2022 г. Президентом Республики Беларусь был подписан закон, излагающий в новой редакции Кодекс о земле. Помимо разрешения типовых проблем в сфере земельных отношений и иных вопросов, его положения предусматривают возможность предоставления гражданам земельных участков размером до 1 га для строительства жилых домов в сельских населенных пунктах, что в комплексе с положениями Указа № 202 значительно упрощает строительство на селе.

    С вступлением в силу нового Указа при возведении и реконструкции одноквартирного жилого дома и хозяйственных построек в упрощенном порядке перестанут быть обязательными получение разрешительной документации, разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом, а также последующая приемка в эксплуатацию объектов строительства.

    Справочно.
    В то же время, действующий порядок возведения и реконструкции этих построек (с получением всех разрешений, согласований, заключений и разработкой проекта) также сохраняется. Решение о применении упрощенного порядка принимается застройщиками самостоятельно.
    Воспользоваться таким порядком можно будет при возведении объектов на территории всей республики, за исключением г.Минска.

    Как можно видеть, теперь строительству предоставляется полная свобода. Принятие Указа № 202 – справедливая новация, ведь деньги на строительство тратит хозяин, поэтому теперь именно он решает, что и как будет строить.

    Справочно.
    План действий при строительстве теперь выглядит следующим образом: 1) получить земельный участок; 2) обратиться в службу «Одно окно» за соответствующей административной процедурой о выдаче паспорта застройщика в случае, если стройка планируется в г.Минске, областных центрах или районах, которые находятся рядом с областными центрами. Если стройка планируется в сельской местности, то не требуется больше ничего. 

    Указ № 202 регламентирует строительство новых зданий и упрощает этот процесс с юридической точки зрения. Однако он не касается тех людей, которые уже приступили к строительству, или которые в силу некоторых объективных обстоятельств получили в наследство дома, построенные с определенными нарушениями.
    Поэтому Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 25 июля 2022 г. подписал указ № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства». Документом предоставлено право местным исполнительным и распорядительным органам принимать в эксплуатацию одноквартирные жилые дома и нежилые постройки, возведенные гражданами без разрешений и проектной документации (за исключением расположенных в г.Минске). При этом такие постройки не будут признаваться самовольными – таким образом, фактически объявляется «строительная амнистия».
    Указ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и носит временный характер (до 1 января 2025 г.). Он позволит узаконить самовольные постройки, возведенные гражданами на земельных участках, полученных ими до 1 сентября 2022 г.


    Итоги реализации государственной политики в области жилищного строительства и дальнейшие перспективы

    В 2021 г. объем введенной в эксплуатацию общей площади жилых домов, построенных с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составил 1,33 млн кв.м (при плане в 1 млн кв.м).
    Также в 2021 г. для многодетных семей было введено в эксплуатацию 12 192 квартиры общей площадью 929,6 тыс. кв.м (138,1% от запланированного).
    С этими и другими наглядными результатами по вводу жилья в эксплуатацию в 2021 г. можно ознакомиться по ссылке.

    Справочно.
    Продолжают оставаться на контроле сроки строительства объектов. За последний год число жилых домов, сроки строительства которых были превышены, сократилось почти в 2 раза, а количество прочих объектов (в том числе относящихся к социальной инфраструктуре) – на треть.

    В целом, в 2021 г. целевые показатели строительства жилья в Беларуси были выполнены как в части общих объемов сданных квартир, так и в части площади, построенной с поддержкой государства. Как итог – средняя по Беларуси обеспеченность жильем на одного человека составила 28,9 кв.м (рис. 2). Для сравнения, в России этот показатель составляет 27,7 кв.м, Польше – 25 кв. м, Казахстане – 22,6 кв.м, Азербайджане – 19,4 кв.м.


    Рисунок 2 – Обеспеченность жильем на одного жителя (на конец 2021 г.)

    В 2022 г. темпы строительства не сбавляются. Так, за январь–май этого года:
    введено в эксплуатацию 1,48 млн кв.м общей площади жилья (до конца 2022 г. планируется построить не менее 4,2 млн кв.м);

    Справочно.
    Самое большое задание по строительству жилья получила Минская область, где в текущем году должно быть построено не менее 1 млн кв.м, в том числе 220 тыс. кв.м – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Увеличены показатели по объему жилья, которое будет возводиться в других областях нашей страны. В Брестской области планируется построить 640 тыс. кв.м, в Витебской – 355 тыс. кв.м, в Гомельской – 520 тыс. кв.м, в Гродненской – 475 тыс. кв.м, в Могилевской области – 330 тыс. кв.м.

    построено 459,7 тыс. кв.м жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки (до конца 2022 г. планируется построить 1,2 млн кв.м);
    сдано 3384 квартиры для 3239 многодетных семей (до конца 2022 г. 8 334 семьи смогут въехать в новое жилье);
    получили направление на улучшение жилищных условий 4 457 многодетных семей (к концу года их получит 9 675 семей).
    Также до конца 2022 г. планируется сдать 268,78 тыс. кв.м жилья для семей с детьми-инвалидами, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 97,8 тыс. кв.м – для военных, 12,13 тыс. кв.м жилья – для специалистов сельхозорганизаций и работников социально-культурной сферы в сельской местности.


    ***

    Как отмечает Президент, «жить в своем доме, на своей земле – стремление, близкое и понятное каждому белорусу».
    Решение жилищного вопроса было и остается важнейшим направлением социальной политики государства. Ежегодно строятся миллионы квадратных метров жилья, улучшаются жилищные условия для нуждающихся, внедряются новые финансовые инструменты для повышения доступности жилья, совершенствуется законодательство.
    Материалы в формате PDF
  • Дополнительная тема:
Show details for Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
    Июль
Show details for Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этаКлючевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
    Июнь
Hide details for Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
    Мотивированные, образованные и активные молодые люди являются залогом успешного развития любого государства, его стратегическим ресурсом.
    Представители белорусской молодежи проявляют активность во всех сферах жизни общества, вносят существенный вклад в наращивание экономического потенциала нашей страны, повышение ее политического авторитета, отстаивают честь Родины на международных спортивных состязаниях и культурных конкурсах, разрабатывают научные проекты и участвуют в социально значимых инициативах.
    На молодежь в современных непростых условиях возложена важная задача – сберечь Беларусь и заложить фундамент ее развития для следующего поколения. Встречаясь 20 мая 2022 г. с пионерским активом по случаю празднования 100-летия пионерского движения, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко уже не в первый раз подчеркнул этот тезис: «Время выбрало вас прежде всего. В ваших руках будущее страны, и вы должны свою страну сохранить».
    Учитывая важность и ответственность этой миссии, крайне важно, чтобы молодые люди были патриотами, уважали свою историю, культуру и традиции. Разделяли духовные ценности, четко осознавали ответственность не только за себя, но и за своих родителей, бабушек и дедушек, за своих предков, многие из которых отдали свои жизни, чтобы сегодня мы жили в свободной и независимой стране. Лишь в этом случае, имея перед собой подобные гражданские и нравственные ориентиры, ощущая подставленное государством твердое плечо поддержки, можно созидать как на благо всей страны, так и себя лично.

    Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту, предприятию.


    Социальный и демографический портрет современной
    белорусской молодежи

    По данным Национального статистического комитета на начало 2022 г., в Республике Беларусь насчитывается 1 663 261 молодых граждан в возрасте от 14 до 31 года (около 20% от общего количества населения). Юношей среди молодежи немного больше, чем девушек – 844,0 тыс. и 819,2 тыс. соответственно.
    Подавляющее большинство белорусской молодежи проживает в городах и поселках городского типа, что объясняется глобальными тенденциями урбанизации населения развитых стран.

    Справочно.
    По территориальному распределению на сельскую местность приходится только 296,5 тыс. жителей в возрасте от 14 до 30 лет. В столице проживают 404,7 тыс. молодых людей. Среди регионов самыми «молодежными» можно назвать Минскую – 256,0 тыс. и Гомельскую области – 240,5 тыс. Меньше всего молодых людей в Могилевской и Гродненской областях – 171,3 тыс. и 176,9 тыс. соответственно.

    Основная доля трудящейся молодежи занята в креативной индустрии, поэтому одним из самых «молодежных» подвидов экономической деятельности являются «информационные технологии», где более трети от общей численности занятых в этой сфере (37,5%) – именно молодые люди.

    Справочно.
    По данным Фонда социальной защиты населения на 1 мая 2022 г., в сфере услуг по проживанию и питанию молодежь составляет 38,4% от общего количества занятых в данной сфере, в сфере торговли – 22,4%, в сфере спорта, развлечений и отдыха – 20,8%, в финансовой деятельности – 20,6%, профессиональной, научной деятельности – 19,9%.

    В целом, для белорусской молодежи являются важными вопросы, связанные с занятостью, здоровьем, семьей и образованием. Об этом говорят результаты социологического опроса молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет («поколения Z»), проведенного в сентябре 2021 г.
    По данным исследования, главными жизненными целями «поколения Z» являются достижение делового успеха, построение карьеры (60,3%), сохранение и укрепление здоровья (51,6%), создание счастливой семьи (49,5%). Топ-5 жизненных приоритетов дополняет желание стать профессионалом в своей специальности и разбогатеть. По мнению молодых людей, гарантией их благополучного будущего выступает открытие собственного бизнеса (51,8%), установки «много, настойчиво работать» (48,8%), «постоянно учиться, повышать свою квалификацию» (47,7%).
    Также молодежь демонстрирует высокую степень удовлетворенности своей жизнью – около 80% молодых людей оценивают свою жизнь в той или иной степени позитивно.
    Результаты исследования также показывают, что современная белорусская молодежь в массе своей – конструктивная, мобильная, нацеленная на успех и развитие часть общества, обладающая высоким потенциалом, готовая добиваться своих целей. Несмотря на выраженный индивидуализм и придаваемое высокое значение материальному фактору деятельности, молодежь является созидательной частью общества, для которой важны как развитие государства, так и личная самореализация.
    Проводимая в Республике Беларусь государственная молодежная политика гармонично сочетает оба этих аспекта. Она позволяет современному молодому человеку инвестировать в себя, развиваться как личность и профессионал, получать достойную оплату своего труда и при этом приносить пользу Родине.


    Реализация государственной молодежной политики как гарантия развития потенциала белорусской молодежи

    Здоровая, развитая, целеустремленная молодежь является залогом процветания страны и ее экономической безопасности в будущем. В 2022 г. этот тезис был закреплен на высшем уровне – обновленная Конституция Республики Беларусь дополнена статьей о создании государством необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политической, социальной, экономической и культурной жизни, реализации ее потенциала в интересах всего общества.
    Молодежная политика в нашей стране является одним из главных государственных приоритетов, и в качестве основных направлений ее реализации можно выделить следующие.

    Государственная поддержка молодежи в получении образования
    Система образования в Республике Беларусь позволяет каждому гражданину страны реализовать конституционное право на образование и удовлетворить свои образовательные потребности для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.
    Социальные гарантии, предоставляемые системой образования, предусматривают ряд льгот для граждан на всех уровнях образования.
    Граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного общего среднего, профессионально-технического, дополнительного образования взрослых и др., а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования.
    Для учащейся молодежи, которая получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование на дневной форме, государством предусмотрен широкий комплекс мер поддержки, в том числе:
    получение стипендии (в том числе социальной для тех, кто не получает учебную стипендию и относится к социально-защищенным категориям граждан);
    проживание в общежитии (в том числе бесплатно для социально-защищенных категорий граждан);
    получение кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
    получение скидки в размере от 40% до 60% на стоимость обучения. Также успешно обучающиеся на платной форме получения образования студенты и учащиеся могут рассчитывать на перевод на обучение за счет средств республиканского и (или) местного бюджета.
    материальная помощь (для находящихся в тяжелом материальном положении);
    возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом для проживания в общежитии и другие льготы.
    Молодежи также предоставлены многочисленные возможности проявлять себя в научной и творческой деятельности. Наиболее успешные студенты и учащиеся включаются в специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

    Справочно.
    По состоянию на февраль 2022 г., в банк данных одаренной молодежи включена информация о 5965 гражданах, в банк данных талантливой молодежи – сведения о 603 гражданах и 248 творческих коллективах.
    Лауреатам специального фонда Президента Республики Беларусь также оказывается социальная поддержка:
    преимущество в выборе места работы при распределении;
    предусматривается повышение тарифных ставок на 15% лауреатам, принятым на работу в бюджетные организации.
    законодательно закреплено право на включение вне очереди
    в списки на получение льготных кредитов на строительство или приобретение жилых помещений;

    Помимо этого, государством уделяется большое внимание повышению практико-ориентированности подготовки кадров.
    В целях расширения доступа обучающихся к современному, высокотехнологичному, энергоэффективному учебному оборудованию в республике на базе учреждений профессионально-технического (далее – ПТО) и среднего-специального образования (далее – ССО) создана
    и развивается сеть из
    52 ресурсных центров, на базе которых
    в образовательный процесс внедряются современные образовательные технологии, применяются новейшие средства обучения и оборудование.

    Также на высокотехнологичных предприятиях республики,
    в институтах Национальной академии наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), организациях Парка высоких технологий создано 76 филиалов кафедр различных учреждений высшего образования (далее – УВО). Всего в организациях экономики и социальной сферы в 2021 г. функционировало 1170 филиалов кафедр. В УВО работают 82 совместные с ведущими мировыми компаниями лаборатории и 33 образовательных центра.

    Эти и другие предпринимаемые меры позволяют выпускникам белорусских учреждений образования уверенно чувствовать себя на рынке труда, поддерживать свою конкурентоспособность и востребованность.

    Содействие в реализации права молодежи на труд
    В Беларуси создаются все необходимые условия для повышения востребованности молодежи, содействия ее занятости.
    Так, для вовлечения в трудовую деятельность студенческой и учащейся молодежи проводится широкомасштабная работа по организации временной занятости молодых людей.

    Справочно.
    За 2017–2021 гг. государственной службой занятости оказано содействие в трудоустройстве в свободное от учебы время 159,3 тыс. учащихся, из них свыше 85% являются школьниками в возрасте до 18 лет. Для этих целей заключены договоры более чем с 9 тыс. нанимателями.
    Ознакомиться с информацией о трудоустройстве молодежи в свободное от учебы время в 2022 г. можно на сайте Минтруда и соцзащиты (https://www.mintrud.gov.by/ru/trud-molodezh-ru).

    Большое внимание уделяется и возможностям занятости студенческой молодежи в период получения образования. Республика Беларусь является одной из немногих стран постсоветского пространства, которая сохранила традиции студотрядовского движения. Хотя его история в Беларуси насчитывает несколько десятилетий, новый импульс движение получило в 2005 г. благодаря решению Главы государства А.Г.Лукашенко поддержать возрождение и развитие в стране студенческих отрядов.
    Координирует студотрядовское движение Республиканский штаб студенческих отрядов ОО «БРСМ», который ежегодно трудоустраивает тысячи ребят.

    Справочно.
    По итогам 2021 г. Республиканский штаб студенческих отрядов ОО «БРСМ» трудоустроил 34 тыс. человек в составе 2408 студенческих отрядов.
    В этом году студенческие отряды массово приступят к работе с июля, после сдачи летней экзаменационной сессии. Уже по состоянию на начало мая заявки на работу в студенческих отрядах в трудовом семестре 2022 г. подали более 22 тыс. человек

    В Год исторической памяти самым важным и знаковым проектом станет Всебелорусская молодежная стройка на территории государственного мемориального комплекса «Хатынь» (статус Всебелорусской молодежной стройки присвоен согласно Указа Президента № 176 от 13 мая 2022 г.). Это позволит объединить молодежь значимой гражданско-патриотической идеей, будет способствовать повышению социальной активности молодых граждан, а также популяризации и развитию студотрядовского движения.
    Также в трудовом семестре 2022 г. планируется реализовать следующие трудовые проекты: «Город молодости» (г.Островец), молодежный производственный трудовой проект «Атлант-2022», а также производственные трудовые проекты «Тракторостроитель – 2022» на ОАО «МТЗ» и «Автозаводец – 2022» на ОАО «МАЗ», педагогический трудовой проект «Вожатый» на базе Национального детского центра «Зубренок» и др.
    Востребованность студотрядовского движения у белорусской молодежи высокая, и на это есть несколько причин. Во-первых, студотряд – это школа жизни, где можно получить не только практические основы той или иной специальности, но и научиться работать в команде; во-вторых, это возможность проявить себя, развить лидерские качества; в-третьих – заработать деньги собственным трудом.

    Справочно.
    Заработная плата зависит от трех компонентов: профиля отряда, объема выполненных работ и периода работы.
    Так, по итогам 2021 г., зарплата в республиканских трудовых проектах составила от 700 – 750 до 1000 – 1200 руб. Традиционно она выше в студенческих строительных отрядах.

    После окончания получения образования молодой специалист также не остается без поддержки государства. К основным социальным гарантиям относятся:
    денежная помощь в виде единоразовой выплаты в размере месячной стипендии, получаемой в последнем полугодии до выпуска;
    дополнительные выплаты молодым специалистам, работающим
    в
    агропромышленном комплексе, бюджетной сфере и в районах радиоактивного загрязнения;
    компенсации в связи с переездом в другую местность.
    В целом, следует отметить, что молодежный рынок труда
    в Республике Беларусь характеризуется невысоким уровнем безработицы
    (6,2%, тогда как в Европейском союзе она в среднем превышает 20%).
    Немалую роль в этом играет профессиональное обучение, которое проводится почти по 100 специальностям, востребованным на рынке труда «здесь и сейчас». Кроме того, по направлению органов по труду, занятости и социальной защите молодые люди могут пройти курс обучения основам предпринимательской деятельности.

    Справочно.
    За 2017–2021 гг. на обучение направлено 10,4 тыс. человек из числа граждан в возрасте до 31 года, в январе–марте 2022 г. –
    229 человек (около 31% от направленных на обучение).

    Каждый третий из числа безработных, получивших субсидию для организации собственного дела, – в возрасте до 31 года.

    Государственная поддержка молодых семей
    Большое значение в Республике Беларусь придается поддержке молодых семей и семей с детьми.
    Предоставление правовых гарантий начинается еще до рождения ребенка. Это бесплатное комплексное медицинское сопровождение женщины во время беременности и родов, а также предоставление работающим женщинам отпуска по беременности и родам с выплатой пособия в размере 100% среднедневного заработка за последние 6 месяцев до начала отпуска.
    Беларусь является одной из немногих стран, где можно находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (с сохранением рабочего места) и получать за весь этот период государственное пособие в полном размере независимо от оформления ребенка в дошкольное учреждение образования.
    Студенткам дневной формы получения образования на период беременности также предоставляется академический отпуск по медицинским показаниям. На период листка нетрудоспособности по беременности и родам выплачивается пособие по беременности и родам, а работающим студенткам дневной формы получения образования пособие по беременности и родам выплачивается и по месту работы, и по месту учебы.

    Справочно.
    Систему государственных пособий семьям, воспитывающим детей, составляют: пособия по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми. Самое значимое из названных пособий – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Оно установлено на уровне 35–45% среднего заработка по стране причем для всех получателей, независимо от того, застрахованы они или нет.
    На 1 июня 2022 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составляет 540 руб. на первого ребенка, на второго и последующих детей – 617 руб. На 1 января 2022 г. 425,5 тыс. детей обеспечены пособиями.
    Размеры единовременных пособий также значительны: при рождении первого ребенка единовременная выплата составляет:
    10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения (3112 руб.), при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ (4 356 руб.).
    Дополнительные выплаты осуществляются при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого родившегося ребенка.

    С 2016 г. лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставлено право бесплатно пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органов по труду занятости и социальной защите. В период обучения также выплачивается стипендия.
    Для стимулирования рождаемости и повышения уверенности молодых семей в завтрашнем дне, с 2015 г. в Беларуси реализуется программа семейного капитала – единовременное предоставление безналичных денежных средств при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. С 2020 г. семейный капитал предоставляется в белорусских рублях с ежегодной индексацией, и в целом эквивалентен 10 тыс. долларов США (с 2022 г. – почти 26 тыс. руб.).
    Государством также уделяется особое внимание вопросу обеспеченности жильем. В частности, молодым семьям предоставляется финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам: при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – 10% от суммы задолженности по выданным кредитам, второго ребенка – 20%.
    Малообеспеченным молодым семьям предоставляется субсидия на погашение основного долга по кредитам, выдаваемым банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений.
    Многодетным семьям, в том числе молодым, предоставляется льготный кредит на срок до 40 лет под 1% годовых.

    Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
    29 декабря 2021 г. Правительством утверждена Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы. Она направлена на совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижений в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Беларуси.
    С этой целью с сентября 2021 г. в учреждениях образования введено около 2,2 тыс. должностей руководителей по военно-патриотическому воспитанию, которые выступают проводниками данной политики.
    Важным аспектом также является работа по воспитанию у молодежи уважительного отношения к государственной символике. С этой целью Министерством образования подготовлен приказ, в котором предусмотрено проведение на постоянной основе торжественных линеек с обязательным прослушиванием Государственного гимна, поднятием (выносом) Государственного флага в дни государственных праздников и праздничные дни Беларуси во всех учреждениях образования, а также в летних оздоровительных лагерях и студенческих отрядах.
    Заслуживают внимания военно-патриотические классы, созданные в ряде учреждений образования страны. Ежегодно для учащихся в них ребят проводится республиканский слет оборонно-спортивного профиля, в ходе которого участники состязаются в знаниях военной истории Беларуси, военно-прикладных эстафетах, посещают исторические памятные места, знакомятся с условиями службы и быта военнослужащих, порядком поступления в военные учебные заведения.

    Справочно.
    В 2021/2022 учебном году в 83 учреждениях общего среднего образования функционировали 89 профильных классов военно-патриотической направленности, в которых обучаются более тысячи учащихся Х–XI классов.

    Новой формой работы с учащейся молодежью являются военно-патриотические клубы на базе воинских частей. В 2021/2022 учебном году для обучающихся учреждений общего среднего образования было открыто 18 таких клубов, которые являются центрами патриотического воспитания и вызывают большой интерес у учащейся молодежи.
    В рамках текущей летней оздоровительной кампании, стартовавшей
    в Беларуси 1 июня, будут работать около 60 детских
    спортивно-патриотических лагерей, организуемых Министерством обороны и Министерством образования совместно в период школьных летних каникул.


    Активная молодежь – залог независимости и суверенитета Республики Беларусь

    Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем обращении к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г. подчеркнул: «Молодежь – это не только будущее, но и наше настоящее!».
    Современные молодые люди вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие страны.
    Молодежь в науке. Каждый пятый исследователь НАН Беларуси является молодым ученым.

    Справочно.
    Из числа последних, наиболее значимых научных разработок НАН Беларуси, выполненных молодыми учеными, стоит отметить:
    проект «ПЦР-диагностика грибных и бактериальных заболеваний овощных культур», позволяющий снижать потери урожая в нашей стране в пересчете на продукцию до 500 тыс. тонн/год;
    проект Института микробиологии по разработке Биопрепарата «Мультифаг-С», который позволяет снизить заболеваемость растений томата бактериозами на 59-69% и увеличить урожайность томата на 28–33%;
    разработку технологии синтеза искусственных генов, без которой невозможно представить метаболическую инженерию, редактирование и создание синтетических геномов, разработку вакцин и диагностических систем.

    Республиканский молодежный проект ОО «БРСМ» «100 идей для Беларуси» является ключевым с точки зрения реализации важного направления деятельности по поддержке и развитию творческого, научного потенциала молодых людей.
    За время существования этого проекта воплощено в жизнь более 3 тыс. предложенных идей и инициатив, значимых для экономики, промышленности и социальной сферы нашей страны.

    Справочно.
    Об этом свидетельствуют лишь несколько следующих примеров:
    разработанные молодым ученым А.Базаровым из г.Гомель датчики температуры для железнодорожных составов не уступают мировым аналогам, а по качеству и себестоимости в разы эффективнее и дешевле их. Небольшой элемент для поездного состава дает огромную экономию в масштабах Белорусской железной дороги;
    уникальный косметический комплекс для восстановления пораженной кожи человека, разработанный доцентом кафедры детской хирургии Гродненского государственного медуниверситета А.Глуткиным, уже принес его учреждению более 1 млн. 440 тысяч белорусских рублей прибыли.
    ориентированный на простого потребителя проект студента БНТУ М.Масюченко «3D-проектирование печей, каминов и барбекю комплексов» востребован не только в Беларуси, но и в России, Украине, странах Балтии и ЕС.

    Волонтерская деятельность. Учащаяся молодежь готова проявлять себя не только в науке и образовании, но и приходить на помощь в трудные для страны минуты. Так, в период активного распространения инфекции COVID-19, более 2,5 тыс. студентов медицинских университетов 4–6 курсов были привлечены к оказанию волонтерской медицинской помощи пациентам. Ребята работали в колл-центрах, контактных бригадах, фельдшерами выездных бригад скорой медицинской помощи (студенты были трудоустроены на должности среднего медицинского персонала с оплатой согласно занимаемой должности). Учащиеся медицинских колледжей работали санитарами в стационарных организациях здравоохранения, волонтерами (также принимали звонки в колл-центрах, разносили рецепты, оказывали помощь пациентам с хроническими заболеваниями, одиноким пожилым гражданам).
    Молодые таланты Республики Беларусь ежегодно заявляют о себе блестящими выступлениями на престижных международных
    и республиканских художественно-творческих состязаниях
    .
    Весомый вклад в укрепление имиджа Беларуси на международной спортивной арене внесли наши батутисты В.Гончаров и В.Литвинович – олимпийские чемпионы 2016 г. и 2020 г. соответственно, а также призеры Олимпийских играх–2020 в Токио И.Курочкина и В.Колодинская, М.Кадимагомедов (все – вольная борьба), М.Недосеков (прыжки в высоту), А.Горносько (художественная гимнастика). Серебряные медали зимней Олимпиады в Пекине завоевали биатлонист А.Смольский
    и представительница лыжной акробатики А.Гуськова.

    Молодые лидеры. Площадкой для активной, самостоятельной, трудолюбивой и ответственной личности является ОО «БРСМ», который по праву можно назвать молодежной кузницей кадров. Сегодня самая массовая молодежная организация Республики Беларусь объединяет лучших представителей нового поколения; тех, кто стремится приложить свои силы и способности, чтобы сделать интереснее, ярче, осмысленнее собственную жизнь и жизнь своих сверстников, а самое главное – своими руками строить Беларусь.
    В ОО «БРСМ» молодые люди приобретают первый опыт выработки
    и коллегиального принятия решений, самостоятельной реализации общественно-значимых инициатив. По поручению Главы государства ОО «БРСМ» координирует работу по грантовой
    поддержке молодежных инициатив в Республике Беларусь. В 2021 г. проведен первый конкурсный отбор, в котором приняли участие почти полтысячи молодежных команд. 18 проектов были высоко оценены жюри и получили финансирование на общую сумму 400 тысяч белорусских рублей. Под эгидой молодежи до конца года будут созданы музей молодежного движения Беларуси, мультифункциональная площадка для занятий экстремальными видами спорта «На все 100» в г.Бобруйске, круглогодичный уличный скалодром «Вежа» в г.Бресте, организована работа поисково-спасательного отряда «Феникс» и другие.
    Молодежь также привлекается и к работе госорганов. Яркий пример – Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь.
    Молодые парламентарии являются участниками практически всех важных мероприятий в нашей стране: Всебелорусского народного собрания, совещаний, Республиканского педагогического совета, заседаний сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания и др.
    Молодежный совет – это также возможность проявить себя, быть услышанным с инициативным предложением, а также доказательство того, что юношеские энергия и амбиции всегда могут найти практическое применение в нашей стране.

    Справочно.
    Так, к примеру, по инициативе председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, спорту и туризму Молодежного парламента В.Волчека в декабре 2021 г. был создан Республиканский Молодежный совет, в который входят сотрудники организаций здравоохранения, студенты, молодые сотрудники Минздрава.
    В 2022 г. Республиканский Молодежный совет:
    инициировал вопрос о предоставлении возможности медицинским сестрам и братьям с высшим образованием обучаться в аспирантуре (на данный момент этот вопрос находится на стадии обсуждения в Высшей аттестационной комиссии);
    на базе Гомельского государственного медицинского университета организовал и провел конкурс стартап-проектов в сфере здравоохранения «MedicalStarup».

    Помимо деятельности в рамках Молодежного парламента, новое поколение активных и ответственных белорусов представлено в числе депутатов Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также в Советах депутатов местного уровня действующего созыва.

    Справочно.
    Депутатами местных Советов депутатов 28 созыва являются 720 человек (или 4%) в возрасте до 30 лет.

    Сегодня различными формами молодежного самоуправления охвачено более 120 тыс. обучающихся. На поддержку и обучение молодежных лидеров ориентированы такие мероприятия, как «Молодежная смена», школа актива «Лидер», республиканский лидер-форум «Молодежное лидерство: современный взгляд», «Минская смена» и др.

    Справочно.
    «Минская смена» – уникальный проект, который на протяжении более чем шести месяцев реализовывался в столице и завершился 7 июня 2022 г. Студенты представляли свои инициативы, которые можно применить на территории города и тем самым улучшить жизнь горожан. Организаторами (Академией управления при Президенте Республики Беларусь и Мингорисполкомом) особо были отмечены идеи по:
    созданию информационного комплекса по повышению уровня финансовой грамотности;
    улучшению качества жизни для людей с ограниченными возможностями (на примере разработки интерактивной карты для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата);
    созданию обучающего модуля по сурдопереводу;
    организации приюта для животных.



    ***
    Забота о молодом поколении, о настоящем и будущем, всегда была и будет главным смыслом государственной политики Беларуси. Государство предпринимает все меры для того, чтобы каждый молодой человек, живущий в Беларуси, был уверен, что он нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы.
    На государственном уровне созданы все необходимые условия для самореализации, раскрытия творческого, спортивного и интеллектуального потенциала молодых людей.
    У нашей молодежи есть возможность получить качественное образование, интересную и высокооплачиваемую работу, создать крепкую и надежную семью, обрести собственное жилье. В Беларуси оказывается поддержка и социальная защита молодым семьям и начинающим специалистам.
    Вместе с тем каждый молодой человек должен понимать, что ничто не возникает из ниоткуда и не дается просто так. «Результат приходит через напряженный труд. И легкого хлеба не бывает! Поэтому мы ждем от молодежи твердости, дерзости самой настоящей и самоотдачи во имя общего блага!
    «Мы создали государство, удержали его, приумножили полученное наследие. Миссия молодых – сохранить его и придать стране импульс», – подчеркнул Глава государства в своем обращении к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

    Материалы в формате PDF
    Май
Show details for Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развитКультурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
    Апрель
Show details for Основные экономические достижения первого года пятилетки вОсновные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
    Март
Show details for О геноциде белорусского народа в годы Великой ОтечественноО геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Январь
Show details for Конституция Республики Беларусь как основа единства нации Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа



Terms of use