Единый день информирования
 |
Ключевые аспекты Послания Президента Республики беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь
|
 |
Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
|
 |
Республика Беларусь: Проекты Будущего
|
 |
Выборы депутатов 2024: аргументы и факты
|
 |
Год качества – залог успеха социально-экономического развития страны
|
Материалы 2023
 |
Политическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
|
 |
Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
|
 |
Социальная безопасность:основные принципы и приоритеты
|
 |
Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
|
 |
Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь2
Белорусское государство вынуждено реагировать на деструктивные заявления и конкретные шаги, которые предпринимаются в отношении Беларуси со стороны иностранных государств и западных межгосударственных объединений.
Глава государства А.Г.Лукашенко на состоявшемся 20 февраля 2023 г. заседании Совета Безопасности Республики Беларусь заявил:
«Я уже не раз говорил: каждый мужчина, да и не только мужчина, должен уметь как минимум обращаться с оружием. Хотя бы для того, чтобы в случае необходимости защитить свою семью, свой дом, родной уголок земли и, если понадобится, страну, без которой не будет ни уголка, ни дома, ничего другого. Поэтому мной была поставлена задача Министерству обороны и Министерству внутренних дел проработать вопрос создания народного ополчения».
1. Характеристика военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь
По информации Министерства обороны Республики Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток» указывает на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить градус напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.
Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и численному составу. В воздушном пространстве европейских стран фактически на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.
Справочно:
Только за последние два года в Польше и странах Балтии количество ежегодных учений вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза: с 20 до 75. Состав участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.
Одновременно на территории восточноевропейских государств ударными темпами развивается военная инфраструктура, что направлено на расширение возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса в регионе.
В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов, военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.
По мнению военных аналитиков, результаты прошедшего
11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам «холодной войны». По итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных вооруженных сил блока, усиления военного присутствия на т.н. «восточном фланге»,
а также поддержки Украины в вооруженном противоборстве
с Российской Федерацией.
Справочно:
Коллективное решение стран НАТО об усилении группировки на восточных рубежах до 300 тыс. человек привело к тому, что Польша и страны Балтии взяли курс на усиление вооруженных сил. Активно идут закупки западного вооружения, в первую очередь, американского: боевых танков, реактивных систем залпового огня HIMARS, истребителей 5-го поколения F-35, являющихся носителями американского тактического ядерного оружия.
Варшава, используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».
Справочно:
В текущем году военный бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро, что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021 году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году –
3,1 млрд евро, в 2019 году – 2 млрд евро.
В свою очередь государства Балтии, не обладая необходимым военным потенциалом, основные усилия сосредоточивают на совершенствовании военной инфраструктуры в интересах приема, размещения и обеспечения подготовки войск (сил) альянса, таким образом пытаясь «быть полезными» союзниками в рамках НАТО.
Существенное влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных рубежах нашей страны.
Справочно:
Продолжается масштабная милитаризация украинских рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на подступах к Беларуси 30 противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.
Фактором, усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь, является беспрецедентная по своим масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания. Для достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных организаций и структур.
Справочно:
По замыслу западных стратегов, успешная реализация информационной кампании позволит сформировать благоприятные условия для перехода к ключевой фазе «плана Перамога» – силовому смещению руководства Республики Беларусь. Для этого предполагается подключить боевой компонент, который в настоящее время активно формируется за рубежом, в том числе путем участия в боевых действиях на территории Украины.
Динамика происходящих геополитических процессов указывает на отсутствие возможностей нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в среднесрочной перспективе. Стремление коллективного Запада создать условия для безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует росту напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного противостояния сугубо в военную плоскость.
2. Необходимость принятия Закона Республики Беларусь
«О народном ополчении» в современных условиях
На встрече с жителями агрогородка Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил:
«Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну».
Принятие данного Закона обусловлено следующими факторами:
во-первых, это создание дополнительных условий для поддержания правопорядка в период военного положения на территориях, которые в наименьшей степени будут охвачены органами внутренних дел и войсками (прежде всего, сельские населенные пункты, отдельные районные города);
во-вторых, предоставление гражданам Республики Беларусь, которые не будут охвачены мобилизационными мероприятиями по различным причинам (возраст, отсутствие требуемой подготовки, по семейным обстоятельствам и др.), возможности участвовать в обороне страны.
17 июля 2023 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель Закона – придать обороне белорусского государства всенародный характер.
Справочно:
Народное ополчение – испытанная и опробованная во многих странах мира модель обороны. Есть много примеров даже в западных странах, когда народное ополчение применялось как основная форма защиты собственного государства. Особенно она характерна для стран с небольшой территорией и небольшой численностью населения.
Например, в годы Великой Отечественной войны именно народные ополчения сыграли важную роль при обороне гг.Ленинграда, Могилева, Москвы.
Закон определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, введенного в административно-территориальных единицах республики. Кроме того, создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным ОВД при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.
В Республике Беларусь уже апробировали порядок действий отрядов народного ополчения.
Справочно:
Пробная тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением определенных заданий была организована
в сентябре 2022 г. в Могилевской области (аг.Лобжа, Климовичский район). Первый отряд ополченцев состоял из 22 человек.
Планируется, что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать мгновенно.
3. Основные положения Закона «О народном ополчении»
В соответствии с Законом участие граждан в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм действий.
Формирование народного ополчения осуществляется на основании указа Президента Республики Беларусь.
Отряды народного ополчения (их количество, структура
и численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач) формируются на основании решений местных исполнительных
и распорядительных органов, местных советов обороны.
Справочно:
Планируется, что количество участников отрядов народного ополчения будет зависеть от числа значимых объектов на территории района и их стратегической важности, а также ведутся ли там военные действия или он в тылу.
В каждом отряде народного ополчения назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа добровольцев.
Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности.
Комплектование отрядов народного ополчения осуществляется добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи, и не имеющие препятствий к применению оружия.
Справочно:
По информации Министерства обороны, численность народного ополчения может составить 100–150 тыс. человек. При этом
в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.
Планируется, что для добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.
Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.
По решению местного исполкома, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия
в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы
за работником сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.
Справочно:
В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:
отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы
с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;
в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
в отношении которых принято решение об интернировании;
признанные в установленном порядке недееспособными
либо ограниченно дееспособными;
имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.
Отказ (решение об отказе) местного исполнительного
и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит.
Порядок комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него, извещения нанимателей о зачислении работников в отряды в настоящее время разрабатываются Правительством Республики Беларусь.
Согласно положениям Закона, отряды народного ополчения дислоцируются и выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы.
А добровольцы размещаются по месту жительства.
Общее руководство народным ополчением осуществляется местным советом обороны, а непосредственное – территориальным органом внутренних дел.
В Законе определены полномочия должностных лиц
и государственных органов:
Президент Республики Беларусь принимает решение
о формировании (расформировании) народного ополчения.
Совет Безопасности Республики Беларусь:
· вносит на рассмотрение Главе государства предложения
по формированию (расформированию) народного ополчения;
· координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и реализации решения о формировании (расформировании) народного ополчения.
Совет Министров Республики Беларусь:
· организует работу государственных органов и иных организаций при выполнении задач народного ополчения;
· определяет порядок организации, обеспечения и осуществления подготовки добровольцев к выполнению задач народного ополчения; порядок материального обеспечения народного ополчения.
Министерство обороны обеспечивает отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их выдачи и учета.
Справочно:
Выдача оружия добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи оружия ополченцам: со складов Министерства обороны местным органам внутренних дел, которые, в свою очередь, будут его выдавать проверенным ополченцам-добровольцам по заранее составленным спискам.
Предусматривается, что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие, освоение которого не вызывает сложностей.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь:
· координирует деятельность государственных органов
и организаций, органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований
и военизированных организаций при выполнении задач народного ополчения;
· определяет потребности народного ополчения в оружии
и боеприпасах к нему;
· готовит проект указа Президента Республики Беларусь
о формировании (расформировании) народного ополчения.
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные советы обороны:
· отбирают граждан, изъявивших желание стать добровольцами;
· определяют структуру и численность отрядов народного ополчения, порядок выполнения задач народного ополчения;
· отбирают из числа добровольцев кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, согласовывают их кандидатуры с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности;
· извещают нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения;
· осуществляют формирование и подготовку отрядов народного ополчения в границах административно-территориальных (территориальных) единиц и общее руководство ими в системе территориальной обороны;
· организуют и обеспечивают выполнение задач народного ополчения, подготовку территории и объектов;
· определяют объекты инфраструктуры и коммуникации, подлежащие охране и обороне силами отрядов народного ополчения, порядок их дооборудования и охраны;
· определяют объемы материальных ресурсов для обеспечения деятельности народного ополчения;
· обеспечивают потребности народного ополчения в материальных средствах и других ресурсах, выделяют для нужд народного ополчения земельные участки (здания, постройки, помещения);
· устанавливают для отрядов народного ополчения отличительные знаки.
Территориальные органы внутренних дел:
· оказывают содействие в пределах своих полномочий местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны в формировании отрядов народного ополчения;
· согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей;
· участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
· определяют задачи отрядам народного ополчения и координируют в пределах своих полномочий деятельность этих отрядов при их участии в выполнении мероприятий по обеспечению военного положения.
Органы государственной безопасности:
· согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей.
Местные органы военного управления:
· осуществляют подготовку предложений местным исполнительным
и распорядительным органам, местным советам обороны для принятия решений в сфере деятельности народного ополчения, в том числе по комплектованию отрядов народного ополчения из числа военнообязанных;
· организуют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны отбор граждан, изъявивших желание стать добровольцами, согласовывают их кандидатуры и ведут их учет;
· участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
· осуществляют контроль за ведением учета добровольцев.
Законом регламентируются права и обязанности народных ополченцев. При выполнении задач народного ополчения доброволец имеет право:
· применять физическую силу, применять и использовать оружие
на условиях и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
· производить задержание лиц, совершивших преступление
или административное правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс,
в соответствии с их компетенцией;
· требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им задач;
· оказывать содействие территориальным органам внутренних дел (например, осуществлять досмотр транспортных средств; осуществлять пропуск транспортных средств на охраняемые объекты или территории; осуществлять проверки документов и др.).
Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:
· соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон
и иные акты законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека
и гражданина;
· выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
· обеспечивать защиту территории, объектов и населения
от противоправных посягательств;
· участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
· знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
· оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, представляющем угрозу их жизни и здоровью;
· оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ;
· участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
· исполнять иные обязанности.
В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им обязанностей (в том числе при нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного) предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации.
Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
4. Отличия народного ополчения от войск территориальной обороны
В Республике Беларусь основной силовой составляющей системы обороны являются Вооруженные Силы, предназначенные для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты нашей страны. Их состав позволяет решать наиболее важные задачи, требующие концентрации основных усилий государства по его защите.
Органы внутренних дел и внутренние войска в военное время осуществляют борьбу с преступностью, обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность.
Для обеспечения устойчивого функционирования государственных органов и организаций, объектов экономики, инфраструктуры Республики Беларусь в условиях военного времени формируются территориальные войска, решающие второстепенные задачи в основном в тыловых районах и там, где не ведутся активные военные действия. Комплектование территориальных войск осуществляется военнообязанными, предназначенными по мобилизации.
Справочно:
Задачи территориальные войска выполняют, как правило,
в пределах административного района, а размещаются они
в специально выделенных для этих целей зданиях и помещениях либо на объектах выполнения задач.
Главной отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск является добровольность участия граждан в обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.
Их количество, состав и задачи определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей административно-территориальной единицы.
Добровольцы отрядов народного ополчения размещаются по месту жительства.
Основной задачей, выполняемой народным ополчением, является оказание содействия территориальным органам внутренних дел
в обеспечении военного положения и поддержания правопорядка
в местах, где они были сформированы (сельсоветах, сельских населенных пунктах и районах отдельных городов).
Справочно:
Народное ополчение будет составной частью территориальной обороны. Задачей территориальной обороны останется защита блокпостов, важных узлов инфраструктуры, а народного ополчения – собственного дома, поселка, деревни и т.д.
В целом отряды народного ополчения создаются для решения второстепенных задач на местах: для охраны общественного порядка и содействия участковым инспекторам милиции; защиты собственности от мародерства и других противоправных посягательств; обеспечения комендантского часа и ограничения движения транспортных средств; ведения разведки, выявления коллаборантов, шпионов и диверсантов и др.
****
Мы – мирные люди, и для нас нет большей радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать независимость Родины.
Наша страна никогда не была и не будет агрессором, источником зла и насилия. Но мы никому не позволим покушаться на стабильность
и достаток в общем белорусском доме.
Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на церемонии чествования выпускников высших военных учебных заведений 5 июля 2023 г., «В нашей стране защита Родины была и будет в руках мужественных, сильных духом и отважных людей.
В Беларуси… продолжают совершенствовать систему национальной
и в первую очередь военной безопасности страны». Относительно территориальных войск и народного ополчения белорусский лидер заявил следующее: «Требование одно: защитите себя и свою семью».
Материалы в формате PDF |
 |
Демографическая безопасность – основа процветания общества, главное условие развития государства
|
 |
Экологическая и биологическая безопасность Республики Беларусь – национальные интересы, угрозы, оценка состояния и направления обеспечения
|
 |
Историческая память о Великой Отечественой войне как фактор формирования патриотизма
|
 |
Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
|
 |
80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
|
 |
Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях
|
 |
Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-технологическая безопасность
|
Материалы 2022
 |
Основные направления государственной политики в области информационной безопасности
|
 |
Жилищно-коммунальное хозяйство: перспективы развития
|
 |
Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях экономических санкций. Импортозамещение как национальный проект и компле
|
 |
История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения
|
 |
Доступное жилье – приоритетная задача социальной политики Республики Беларусь
Рациональное использование земельных ресурсов – фундамент стабильности государства
|
 |
Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты
|
 |
Молодежь – настоящее и будущее независимой Беларуси: ко Дню Независимости Республики Беларусь
|
 |
Культурное и природное наследие Беларуси как фактор развития туризма
|
 |
Основные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания
Программа социально-экономического развития республики на 2021 – 2025 годы сформирована на основании положений, одобренных на VI Всебелорусском народном собрании.
Именно она увязывает стратегию и тактику действий государства, обеспечивает мобилизацию ресурсов на достижение важнейших приоритетов развития. Программа на пятилетку широко обсуждалась народом, его представителями при подготовке Всебелорусского народного собрания и непосредственно на народном вече. Можно со всей уверенностью утверждать, что во всех отношениях это наш главный программный документ.
Первый год пятилетки – 2021 г. – пришелся на очень непростой период: нестабильность на внешнем контуре, санкционное давление, пандемия и другие неблагоприятные факторы. Однако, несмотря ни на что, белорусская экономика выстояла. Во многом благодаря эффективно применяемым руководством страны инструментам экономической политики белорусы не ощутили на себе этих потрясений. Как результат, благосостояние белорусских граждан продолжало расти: люди зарабатывали деньги, отдыхали, строили семьи, уверенно смотрели в будущее – как это и было последние 5, 10, 15 лет назад. В этом и заключается принципиальный момент эффективности работы власти и экономики.
Цифры тому свидетельство. За год денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 2% (при прогнозе 1,6%), темп роста производительности труда составил 103,2% (при прогнозе 101,9%), производство промышленной продукции выросло на 6,5% (при прогнозе – 3%), ВВП увеличился на 2,3% (при прогнозе – 1,8%).
В 2021 г. сформировано рекордное положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами – 3,8 млрд долларов США, или 5,5% к ВВП, при росте экспорта товаров и услуг на 32,5%. Рост экспортных поставок обеспечен по всем товарным позициям.
С опережением выполнены обязательства по строительству жилья. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию
4 387,3 тыс. кв. метров общей площади (109,7% к годовому плану).
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на шестом Всебелорусском народном собрании, отметил: «Мы сделали интересы белорусов приоритетом нашей экономической политики. Социальное государство – это наш неизменный национальный бренд». Программа социально-экономического развития страны на 2021–2025 годы направлена на продолжение и укрепление этого курса. И уже по итогам окончания первого года этой пятилетки можно отметить ряд достижений в различных отраслях.
Основные итоги развития промышленного комплекса
Промышленность Беларуси объединяет более 16 000 организаций. В производственной линейке – десятки тысяч наименований продукции: от микросхем и клапанов сердца до самых больших в мире самосвалов. У большинства наших заводов богатейшая история, они давно стали национальными брендами и широко известны далеко за пределами республики. Несмотря на непростые условия, в первый год пятилетки промышленный сектор показал устойчивый рост.
По итогам 2021 г. промышленность сформировала основной положительный вклад в ВВП (1,6 процентных пункта). Индекс промышленного производства (являющийся одним из главных индикаторов состояния экономики страны и измеряющий выпуск продукции в промышленности и добывающих отраслях) составил 106,5%.
При этом стоимость запасов готовой продукции на 1 января 2022 г. составила 5446,1 млн рублей, или 52,7% к среднемесячному объему производства. Это самый низкий уровень запасов на указанную дату за последнее десятилетие.
Таким образом, результаты работы промышленности за 2021 г. свидетельствуют о сохранении высоких темпов роста объемов производства и продаж продукции при относительно низком уровне ее нереализованных запасов.
В 2021 г. в Беларуси проводилась активная работа по модернизации и созданию новых производств, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции практически во всех сферах.
Так, активно развивается новая отрасль машиностроения – электротранспорт. Реализуется комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 гг. (далее – Комплексная программа), создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт».
Справочно.
По итогам реализации мероприятий Комплексной программы, в прошлом году «БКМ Холдинг» произвел 110 электробусов, Минский автозавод – 85. Транспортными организациями республики закуплено 173 электробуса (из них 155 – с динамической зарядкой) и 8 троллейбусов. На экспорт поставлено 208 троллейбусов, 22 электробуса и 5 трамваев. Всего, с учетом экспорта, произведено и поставлено 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта.
Успешные результаты получены в ходе выполнения разработок новых моделей техники. Так, «БЕЛАЗ» изготовил образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 т (на аккумуляторных батареях) и 220 т (дизель-троллейвозного типа). На Минском автозаводе презентовали электрический грузовик МАЗ-4381ЕЕ, который предназначен для перевозки грузов до 4,5 т на расстояние до 200 км без подзарядки (на городских и пригородных маршрутах).
В прошлом году «БЕЛДЖИ» завершил сертификацию легкового электромобиля Geely Geometria C. Белорусские специалисты собрали первую партию из 50 электромобилей, которые адаптированы к климатическим условиям республики.
ОАО «Витязь» организовало производство зарядных станций переменного и постоянного тока. Станции постоянного тока (быстрой зарядки) позволяют создавать развитую сеть зарядной инфраструктуры
по всей стране. Станции переменного тока реализуется владельцам электромобилей для установки в местах стоянки (гаражах).
В рамках развития области биоиндустрии и фармацевтики:
реализовывался ряд инвестиционных проектов по производству современных противоопухолевых лекарственных средств, созданию новых производств твердых лекарственных форм и лекарственных средств в форме капель, реконструкции и модернизации ряда производственных цехов и участков;
получен прототип белорусской вакцины против COVID-19.
В химическом производстве:
введено в эксплуатацию Петриковское рудоуправление ОАО «Беларуськалия», которое позволит укрепить позиции страны на мировом калийном рынке, а также придать импульс развитию всего Петриковского района: за счет создания сотен новых рабочих мест и социальной инфраструктуры (строительства жилых домов, современного детского сада с лего-центром и бассейном и т.д.);
в ОАО «Белшина» освоен выпуск новых моделей шин под брендом «Forcerra Industry» для эксплуатации на самосвалах, погрузчиках и бульдозерах. Для обеспечения стабильной работы предприятия успешно скорректирована стратегия поставок продукции (40% идет на внутренний рынок, 60% – на экспорт в Россию, Армению, Азербайджан, Кыргызстан и т.д.);
в ОАО «Гродно Азот» реализуется проект «Строительство азотного комплекса», направленный на полное обеспечение республики азотными удобрениями и сохранение экспортного потенциала предприятия;
в ОАО «Нафтан» приступили к реализации проекта «Строительство новой этилен-пропиленовой установки на заводе «Полимир». С его помощью путем внедрения нового высокотехнологичного оборудования, соответствующего современным требованиям промышленной и экологической безопасности, удастся сохранить темпы производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой заводом продукции за счет сокращения удельных затрат на ее производство.
В легкой промышленности реализуется ряд инвестиционных проектов, в том числе на предприятиях ОАО «Полесье», ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», ОАО «Гронитекс», СООО «Белвест» – по внедрению инновационных технологий в производстве новых пряж, волокон, тканеподобных трикотажных изделий и обуви.
В производстве строительных материалов:
ОАО «Белмедстекло» реализован проект по выпуску медицинского стекла;
ОАО «Гродненский стеклозавод» реализует инвестиционный проект по выпуску стеклотары.
В 2021 г. обеспечено надежное снабжение потребителей энергоресурсами в востребованных объемах. Проведена работа по повышению энергоэффективности и энергетической самостоятельности страны. 10 июня 2021 г. введен в эксплуатацию первый энергоблок Белорусской АЭС. В настоящее время он работает на номинальной мощности, что позволило заместить порядка 1,6 млрд. куб. м природного газа. Ввод второго энергоблока Белорусской АЭС в промышленную эксплуатацию запланирован в 1 полугодии 2022 г.
Также за 2021 г. выполнено строительство (реконструкция) более 1760 км электрических сетей различных классов напряжения, осуществлена замена более 230 км тепловых сетей, газоснабжающими организациями введено в эксплуатацию порядка 1,1 тыс. км газопроводов различных категорий, газифицировано природным газом более 21 тыс. квартир, переведено со сжиженного на природный газ порядка 6,1 тыс. квартир.
Рост экономического потенциала Республики Беларусь
в условиях санкционного давления
Беларусь уже второй год живет в условиях санкционного давления коллективного Запада, однако экономика нашей страны успешно справляется с влиянием этих негативных мер воздействия на нее. В 2022 г., когда стал очевиден беспрецедентный объем насажденных ограничений, руководством страны делается все, чтобы противостоять необоснованному санкционному напору, адаптироваться к новым условиям, смягчить удар по экономике и минимизировать возможный ущерб.
Сельское хозяйство
В условиях санкционного давления пристальное внимание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к сельскому хозяйству как никогда оправдано. На кону собственная продовольственная безопасность Беларуси. Об этом Президент Республики Беларусь заявил 22 марта 2022 г. на совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ. «Мы должны обеспечить всем необходимым белорусский народ. Свой мы, как и всегда, обеспечим отечественными продуктами. Ну и главное – создать стабилизационные фонды. У Беларуси есть для этого абсолютно все: пахотные земли, отечественные удобрения, селекционные семена, сельскохозяйственная техника (не просто в наличии, мы ее производим, весь шлейф), современные перерабатывающие заводы – самые лучшие, люди умеют работать», – подчеркнул белорусский лидер.
Беларусь в полном объеме обеспечена продуктами питания. Уровень собственного сельскохозяйственного производства по основным видам продукции превышает потребности внутреннего рынка: по молоку – в 2,6 раза, мясу – в 1,4 раза, яйцу – в 1,3 раза, – что позволило обеспечить экспорт данной продукции в размере 16,7% от общего экспорта страны.
Справочно.
Также Беларусь производит в 6 раз больше сливочного масла, чем потребляет внутренний рынок, сыров – в 8 раз.
Цельномолочной продукции выпускается в 2 раза больше, чем составляет потребность внутреннего рынка, а сгущенного молока – в 4,5 раза. При этом мощности молочных заводов загружены в среднем по видам продукции, например, по маслу и консервам – на 70-82%, а по сухим молочным продуктам – на 91%.
В сельскохозяйственных организациях обеспечена положительная динамика производства молока (101,1%), яиц (103,6%), крупного рогатого скота (100,7%).
Что касается пшеничной муки, зерна для ее производства, то их текущие запасы составляют около 120 тыс. т, и этих ресурсов достаточно до поступления нового урожая пшеницы. Также наша страна полностью обеспечивает свои потребности в сахаре и соли.
С учетом ранее принятых мер в сельском хозяйстве, есть полная уверенность в том, что продовольственная безопасность страны будет обеспечена. Эти меры позволили уже в 2021 г. увеличить выручку от реализации продукции в сельскохозяйственных организациях на 15,1%, чистую прибыль – в 1,6 раза, рентабельность продаж до 6,2% (против 4,9% в 2020 г.). Одновременно сократилось число убыточных организаций на 38,3%, а сумма убытков таких организаций снизилась в 1,45 раза.
Транспортный комплекс
Беларусь – транзитная страна. Поэтому в условиях сильнейшего санкционного давления коллективного Запада перед Республикой Беларусь стоит важнейшая задача – обеспечить нормальное функционирование транспортной отрасли.
Усилия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в течение 2021 г. были направлены на совершенствование условий функционирования транспорта, развитие его инфраструктуры, обеспечение целей устойчивого развития страны. Для этого реализовывались госпрограммы «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси».
По итогам работы за 2021 г. основные показатели развития транспортного комплекса имеют положительную динамику. Выполнен ключевой показатель – экспорт транспортных услуг. В 2021 г. объем экспорта транспортных услуг был самым высоким в истории суверенной республики – 4,3 млрд. долл.
Справочно.
Объемы грузооборота увеличены всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного – 86%): железнодорожным (104,9%), автомобильным (102,8%), воздушным (121,6%) и водным транспортом (111,2%). Рост грузооборота достигнут в результате освоения новых направлений и выстраивания логистических цепочек.
За 2021 г. совокупный объем грузооборота транспорта составил 119 млрд. тонна-километров, перевезено 385 млн т грузов.
Показатель пассажирооборота за 2021 г. также имеет положительную динамику. Драйверами роста выступили железная дорога (120%) и авиация (161,2%), которыми обеспечена почти половина общего объема данного показателя. Этому способствовало возобновление международного пассажирского железнодорожного сообщения между Беларусью и Россией – рост в 3,4 раза.
В авиационной отрасли сформирована программа полетов на 2022 г., отвечающая реальному спросу. Карта полетов по состоянию на март 2022 г. включает в себя 8 государств и 14 аэропортов (Москва, Санкт-Петербург, Стамбул, Тбилиси, Ташкент, Батуми, Дубай, Ереван, Баку, Алматы и другие города). Запланирована чартерная программа на летний период.
Кроме того, планируется придать новый виток развития Национальному аэропорту «Минск» – 11 февраля 2022 г. была представлена Архитектурная концепция его перспективного и комплексного развития, в которой нашли свое отражение планы по строительству новых пассажирских терминалов, Школы Авиации и других объектов. Перспективная стратегия на будущее предусматривает развитие концепции города-аэропорта, который предлагает не только авиационные услуги: вокруг него будет развиваться целый бизнес-город с паркингами, гостиницей, офисами, выставочным и торговым центром.
В 2021 г. Белорусская железная дорога (далее – БЖД) завершила электрификацию участка Жлобин – Калинковичи, что позволило довести долю электрифицированных участков ж/д путей до 25%, обновлен подвижной состав. В целях развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР БЖД реализуется пилотный проект по переходу на сквозной электронный формат транзитной накладной для перемещения грузов на маршруте Китай – Европа – Китай.
В области государственного дорожного хозяйства в 2021 г. введено в эксплуатацию 31,8 км республиканских автомобильных дорог.
Справочно.
Также в 2021 г. завершена реконструкция гидроузла «Переруб» восточного склона Днепро-Бугского канала. Открыты участки автодорог: Р-53 Слобода – Новосады; Р-23 Минск-Микашевичи; Р-16 Тюхиничи – Высокое – граница Республики Польша (Песчатка), мост через р. Орлянка на М-7. Начато возведение автомобильной дороги «Юго-западный обход г. Могилева». Проводятся работы по реконструкции 13 мостовых сооружений.
В сфере автомобильного транспорта продолжается работа над созданием условий для международных перевозок грузов и развитием рынка пассажирских перевозок.
В рамках первого направления реализуются мероприятия по созданию условий для расширения присутствия белорусских грузоперевозчиков на международном рынке транспортных услуг и, как следствие, повышения экспортного потенциала грузового автомобильного транспорта. Осуществляется переориентирование потоков грузоперевозок на восточное и южное направление: Азербайджан, Грузию, Турцию, Узбекистан, Таджикистан и Иран. Также в настоящее время активно ведется проработка разрешения белорусским перевозчикам возможности выполнения в Российской Федерации каботажных перевозок – то есть предоставления возможности водителям из Беларуси выполнять дополнительные внутренние перевозки внутри нашей страны-соседки.
По второму направлению работы можно отметить, что в 2021 г. транспортными организациями коммунальной формы собственности приобретено 437 автобусов, 163 троллейбусов, 18 электробусов (в 2020 г. – 196 автобусов, 84 троллейбуса, 9 электробусов).
Потребительский рынок
За развитием ситуации на потребительском рынке в Беларуси ведется постоянное наблюдение и контроль. Выступая на шестом Всебелорусском народном собрании, А.Г.Лукашенко подчеркнул, что контроль за ценообразованием остается одним из приоритетов работы ряда госорганов. Сегодня, по объективным причинам, он усилен.
Справочно.
Принятые Правительством меры по сдерживанию роста цен, прежде всего на социально значимые товары, показали свою эффективность: хоть годовая инфляция и превысила прогнозный показатель, удалось не допустить достижения ею двузначного уровня (9,97%). Основным фактором ускорения роста цен стала «импортируемая» инфляция через рост цен импортных потребительских товаров, рост цен отечественных производителей, использующих импортные материалы и комплектующие, давление роста цен на мировом рынке продовольствия.
С целью защиты уязвимых групп населения в Беларуси продлено государственное регулирование цен на социально значимые товары (принято постановление Правительства, продлевающее государственное регулирование цен на социально значимые товары. Документ вступил в силу с 1 апреля текущего года). Кроме того, с 17 торговыми сетями подписано Соглашение о предоставлении социально уязвимым категориям населения скидок на социально значимые товары продовольственной группы.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) ежедневно отслеживает ситуацию о состоянии потребительского рынка. Основные крупные торговые сети информируют МАРТ о поставках, спросе населения, наличии продукции и в целом о ситуации в магазинах. Если какие-то товары пользуются повышенным спросом, то МАРТ оперативно решает вопросы о дополнительной поставке товара. В целом, Беларусь самообеспечена продуктами питания в полном объеме, начиная от муки и хлеба и заканчивая молочными и мясными продуктами.
Более того, несмотря на непростые условия, инфраструктура потребительского рынка продолжает развиваться: растет количество торговых объектов, площадей, вырос розничный товарооборот.
Справочно.
За 2021 г. количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, увеличилось на 2,8%, торговая площадь торговых объектов увеличилась на 4%.
Розничный товарооборот в 2021 г. увеличился на 1,6% к 2020 г. На изменение потребления, главным образом, оказала влияние положительная динамика денежных доходов населения.
Удельный вес продажи отечественных товаров в товарообороте организаций торговли составил 59,2%, в том числе продовольственных товаров – 76,6%, непродовольственных – 40,6%.
Продолжают внедряться новые формы обслуживания, расширяется номенклатура услуг общественного питания (организация питания по форме «шведского стола», доставка продукции общественного питания по заказу потребителей, обслуживание детских и иных мероприятий, открытие сезонных площадок), развивается организация выездного обслуживания.
Традиционно большое внимание уделяется открытию объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни, с целью ее популяризации и знакомства с кулинарными традициями региона.
Справочно.
По состоянию на 1 января 2022 г. количество объектов общественного питания, специализирующихся на белорусской кухне, составило 181 ед. на 15 738 мест.
Занятость населения
Обеспечение эффективной занятости населения – приоритет в социальной политике белорусского государства.
Несмотря на сложившуюся в мире обстановку в последние два года из-за распространения коронавируса, ситуацию на рынке труда Республики Беларусь удалось сохранить стабильной.
Справочно.
Общая численность населения, занятого в экономике страны в 2021 г., составила 99,1% к соответствующему периоду 2020 г.
Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте (по методологии Международной организации труда) составил 3,8% (при прогнозе 4,2–4,4%).
Продолжает выполняться поставленная государством задача – обеспечить каждого трудоспособного гражданина рабочим местом.
Справочно.
В 2021 г. на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии при содействии службы занятости на постоянную работу трудоустроено 108,4 тыс. человек, из них 42,9 тыс. безработных; направлено на обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, 3,7 тыс. человек; в оплачиваемых общественных работах при содействии службы занятости приняли участие 28,5 тыс. человек; на новое место жительства и работы переселено 108 семей безработных.
Не прекращается работа по расширению гибких (нестандартных) форм занятости: предусматривается расширение формы применения дистанционной работы как на постоянной основе, так и временно (не более шести месяцев в течение календарного года), а также комбинирование занятости (с чередованием дистанционной работы и работы по месту нахождения нанимателя).
Разрабатываются дополнительные меры для повышения занятости нуждающихся в трудоустройстве инвалидов.
Устойчивый рост доходов населения
Одна из главных задач для Беларуси – обеспечить устойчивый рост реальной заработной платы и иных доходов населения. По итогам 2021 г. реальный рост доходов населения составил 102%, при этом обеспечен рост всех видов доходов.
Приняты меры по увеличению заработной платы отдельных категорий работников. С 1 января 2021 г. установлены дополнительные стимулирующие выплаты воспитателям и помощникам воспитателей детских дошкольных учреждений, работникам учреждений социального обслуживания и культурно-просветительных учреждений.
Усовершенствован состав стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций (размер средств, направляемых на премирование, увеличен с 5 до 20% от суммы окладов работников в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда).
Установлен новый порядок определения размера минимальной заработной платы – не ниже 30% значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике, определенного в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год.
Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в 2021 г. составил 522,93 рубля (номинальный темп роста – 110,3%; реальный – 100,7%). Задача по 40% соотношению пенсии и зарплаты достигнута во всех областях, за исключением г. Минска и Минской области (с учетом более высокой средней зарплаты в столичном регионе).
С 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Введение новой программы расширит для граждан возможности сформировать дополнительные сбережения на старость.
Также в целях поддержки работников бюджетных отраслей Правительство Республики Беларусь приняло решение о поэтапном (начиная с марта) повышении базовой ставки с опережающим графиком.
Справочно.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. №194 установлены следующие размеры базовой ставки: с 1 марта – 208 рублей, с 1 апреля – 209 рублей, с 1 мая – 210 рублей. На повышение базовой ставки в марте-мае из бюджета будет направлено 27 млн рублей. Около 850 тыс. работников бюджетной сферы уже
в апреле получат заработную плату за март с учетом ее увеличения.
Обеспечение гарантий социальной защиты населения
Принцип социального государства сохраняется в качестве одной из важнейших основ конституционного строя нашей страны.
Невзирая на происходящее в мире, в Беларуси продолжают неукоснительно обеспечиваться права граждан на:
охрану здоровья (включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения);
получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования;
социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом и прочие права.
Сегодня в Беларуси каждый трудоспособный человек имеет возможность работать и укреплять свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан предусмотрена помощь со стороны государства – система государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП). В рамках ГАСП оказывается материальная поддержка малообеспеченным гражданам, семьям, воспитывающим малолетних детей, инвалидам.
Справочно.
За 2021 г. получателями ГАСП стали 282,4 тыс. человек на сумму порядка 123 млн. рублей. Основными получателями традиционно являются многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (72,5% от общей численности получателей этих пособий).
Обеспечен 100% охват обратившихся и имеющих право на получение государственной социальной помощи граждан.
Большое внимание уделяется людям старшего возраста. Поддержка ветеранов войны и пострадавших от последствий войны граждан всегда была и остается одним из приоритетов государственной социальной политики. При этом она является системной и комплексной.
Справочно.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
21 июля 2021 г. № 281 «О выплате ежегодной материальной помощи отдельным категориям граждан ко Дню Победы» устанавливается дополнительная социальная поддержка в виде выплаты ежегодной материальной помощи ветеранам ВОВ и некоторым категориям граждан, пострадавшим от последствий войны, в связи с празднованием Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Размер материальной помощи, а также период ее выплаты ежегодно будут устанавливаться Правительством.
Сегодня в республике проживает около 14 тыс. человек, которым согласно Указу предусмотрена выплата материальной помощи, начиная с 2022 г. На эти цели запланировано порядка 11 млн рублей.
Приоритеты экономического развития Беларуси на предстоящие годы в условиях усиления санкционного давления
и пути его преодоления
Главная цель предстоящего пятилетия – обеспечение социальной стабильности в обществе и увеличение благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации. В основе этого – доходы, цены, занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.
Поставленная цель требует расширения емкости внутреннего рынка, запуска нового инвестиционного цикла, улучшения деловой среды, снижения рисков и издержек инвесторов и бизнеса.
Приоритетами развития на текущую пятилетку в Программе социально-экономического развития на 2021–2025 гг. определены:
счастливая семья – укрепление традиционных семейных ценностей, основанных на физическом и духовном благополучии человека, воспитании детей и молодежи, заботе о старшем поколении;
сильные регионы – комфортные и безопасные условия жизни и труда, развитая социальная инфраструктура, высокая мобильность, инвестиции в новые эффективные производства;
интеллектуальная страна – качественное и доступное образование, раскрытие личностного потенциала, развитие науки; создание образовательной системы нового типа, нацеленной на воспитание гражданина, формирование его навыков и компетенций, в полной мере отвечающих потребностям экономики;
государство-партнер – укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом.
Вместе с тем, принятый в 2022 г. в отношении нашей страны беспрецедентный пакет санкций и геополитическая ситуация резко ухудшили условия функционирования экономики. В этой связи усилия руководства страны оказались сконцентрированы на создании условий для повышения ее внутренней устойчивости, включая обеспечение макроэкономической стабильности.
С этой целью 7 апреля 2022 г. Правительство утвердило план поддержки экономики Республики Беларусь.
План предусматривает:
поддержку экспорта и расширение кредитования экспортеров вне зависимости от рынка поставок белорусской продукции;
снижение таможенных пошлин для импортных товаров, необходимых для производства на экспорт;
возможность реструктуризации задолженности и уплаты пеней по таможенным платежам;
выстраивание новых транспортно-логистических цепочек для перенаправления экспортных потоков;
создание с Российской Федерацией совместных импортозамещающих производств;
дополнительную финансовую поддержку для малых и средних предприятий, которые будут выпускать продукцию, не производимую в Беларуси и России;
освобождение бизнеса от административной ответственности по результатам проверок за впервые допущенные и неумышленные нарушения;
предоставление организациям права на получение субсидий из ФСЗН для осуществления доплат работникам, а также государственной адресной социальной помощи некоторым категориям граждан в виде ежемесячного социального пособия исходя из доходов, полученных
за 3 месяца;
индексацию денежных доходов, пенсий, пособий к уровню инфляции;
возможность предоставления резидентам ПВТ доступных льгот и преференций по аналогии с мерами, принятыми в России, в том числе права на отсрочку от призыва на военную службу.
Также в документ включены меры локального характера по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта и туризма.
План носит комплексный характер и позволит поддержать организации реального сектора экономики и их трудовые коллективы, обеспечить выполнение предприятиями текущих обязательств, сохранить рабочие места и доходы населения.
Кроме того, в сложившейся политической и экономической ситуации качественно новый импульс придан развитию всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией. Введенные Западом ограничения способствовали большему сближению наших стран и народов.
Так, Россия сохранила для Беларуси благоприятные цены на газ и нефть, а переход в расчетах за них на российские рубли позволит снизить финансовую нагрузку на организации реального сектора экономики и население в целом.
Кроме того, для белорусских производителей открываются новые возможности по целому ряду направлений на рынке Российской Федерации: продукция АПК, машиностроения, легкой промышленности и другим видам товаров и услуг.
Также будет расширена кооперация в сфере освоения космоса. Об этом свидетельствует подписанный Президентом Российской Федерации 16 апреля 2022 г. закон, позволяющий белорусским специалистам и компаниям работать на территории такого знакового (и закрытого) объекта, как космодром Восточный.
Поэтому, как отметил белорусский лидер, нет сомнений в том, что «мы не просто выстоим, а возродимся, как феникс из пепла».
*** Благодаря упорной работе белорусов в первый год пятилетки заложен фундамент для безусловного достижения важнейших параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.
Именно поэтому, несмотря на негативное воздействие внешних факторов, неблагоприятное влияние пандемии и санкционное давление, в Беларуси сумели сохранить экономический рост и достойный уровень благосостояния людей. «Какие бы ни были санкции, как бы на нас ни давили, что бы с нами ни пытались сделать, мы должны предпринимать такие меры, чтобы люди этих санкций не почувствовали. По крайней мере, чтобы эти санкции и меры извне не определяли жизнь людей. Запомните: это главное», – подчеркнул Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 3 декабря 2021 г. на совещании по работе экономики в 2021 г. и проектах прогноза развития страны на 2022 г.
Материалы в формате PDF
|
 |
О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
|
 |
Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
|
 |
Конституция Республики Беларусь как основа единства нации и сохранения исторической памяти народа
|
|