The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 27 August 2024

 

Единый день информирования




    Май
Show details for Ключевые аспекты Послания Президента Республики беларусь АКлючевые аспекты Послания Президента Республики беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь
    Апрель
Show details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
    Март
Show details for Республика Беларусь: Проекты БудущегоРеспублика Беларусь: Проекты Будущего
    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Hide details for Материалы 2023Материалы 2023

    Декабрь
Show details for Политическая безопасность как основа общественно-политичеПолитическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
    Ноябрь
Hide details for Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
Выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна. Народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное равенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам… Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада».

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, белорусская экономика демонстрирует рост: увеличилось промышленное производство, снизилась инфляция, выросли денежные доходы населения.

Это стало возможным, в том числе благодаря стратегическому партнерству Беларуси и России. «Единство двух государств – это прежде всего экономика», – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 10 октября 2023 г. на встрече с губернатором Новосибирской области А.А.Травниковым.

1. Общие сведения

В проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция) указано, что экономическая безопасность – состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь.

Основные национальные интересы в экономической сфере:

экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;

обеспечение ценовой и финансовой стабильности;

достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;

обеспечение продовольственной безопасности;

внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;

поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности и др.

Внутренние и внешние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере перечислены в проекте новой Концепции.

2. Экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики

Несмотря на введенные Западом санкции, по темпам роста валового внутреннего продукта (выше среднемировых) нашей республике удалось не только превысить прогнозный показатель на январь–сентябрь 2023 г. (103,1 %), но и опередить ряд стран.

Справочно:

Согласно прогнозам международных финансовых организаций, по итогам 2023 года темп роста мировой экономики ожидается на уровне 102,1–103,0 %.

В Украине в I квартале 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года ВВП снизился на 10,5 %.

В Польше также наблюдается сокращение экономических темпов (на 2,2 % во II квартале 2023 г.), что обусловлено не только отрицательным вкладом товарно-материальных запасов, но и снижением частного потребления и ослаблением внешнего спроса. По мнению независимых экспертов, «текущий спад обусловлен сокращением государственных трат и расходов домохозяйств».

В Германии ВВП за I полугодие 2023 г. оказался «значительно слабее, чем ожидалось». Снижение реальной заработной платы оказало негативное влияние на потребление, а слабый внешний спрос привел к снижению экспорта. Независимые наблюдатели полагают, что «по итогам 2023 года экономика Германии сократится на 0,4 %».

В Нидерландах темпы экономики сокращались как в I, так и во II квартале на фоне снижения потребительских расходов и сокращения экспорта. Годовой рост экономики в 2023 году прогнозируется на уровне 0,5 %.

В нашей стране драйверами роста ВВП являются промышленность, строительство и торговля.

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

По темпам роста промышленного производства (107,9 %) Беларусь сохраняет за собой позиции лидера среди стран ЕАЭС.

Справочно:

По индексу промышленного производства Беларусь опережает Россию (за январь–август 2023 г. – 103,0 %), Казахстан (103,8 %), Узбекистан (105,8 %) и ряд других стран.

В странах ЕС индекс промышленного производства в июле текущего года составил 97,6 % к июлю 2022 г., в обрабатывающей промышленности – 98,2 %. В том числе: в Литве промышленное производство сократилось на 7,8 % (в обрабатывающей – на 5,8 %); в Латвии – на 8,6 % (в обрабатывающей – на 6,2 %); в Польше – на 2,7 % (в обрабатывающей – на 2,4 %); в Чехии – на 2,8 % (в обрабатывающей – на 1,1 %). В Германии в июле текущего года промышленное производство снизилось на 0,8 % при прогнозе 0,5 %.

Высокий спрос на отечественную продукцию (в первую очередь на внешних рынках) позволил нарастить объемы производства на отдельные позиции в несколько раз. «Мы страна автомобилистов. Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные – БЕЛАЗ.МАЗ – среднего класса автомобиль по грузоподъемности», – заявил А.Г.Лукашенко на встрече с молодежным активом 24 октября 2023 г.

Справочно:

За 8 месяцев 2023 г. в стране обеспечен выпуск более 42,7 тыс. легковых автомобилей (рост в 3,6 раза к аналогичному периоду 2022 года). В текущем году существенно нарастили производство телевизоров – в 2,3 раза, оптических приборов и аппаратов – 2,2 раза.

Максимальные объемы за последние 5 лет обеспечиваются по производству комбайнов, грузовых автомобилей, микроволновых печей и ряда других товарных позиций.

Чистая прибыль в организациях промышленности за 7 месяцев 2023 г. превысила 5 млрд рублей.

Динамично развивается строительная отрасль. За 8 месяцев т. г. обеспечен рост валовой добавленной стоимости на 8,7 %. Объем подрядных работ увеличился на 12,1 %.

Положительные тенденции отмечаются на внутреннем потребительском рынке. Розничный товарооборот за январь–сентябрь 2023 г. вырос на 6,7 %.

Положительные тенденции развития национальной экономики обеспечены, в том числе за счет внедрения высоких технологий.

Примеры внедрения перспективных технологий и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.

В машиностроении:

• создание опытного образца автомобиля-мусоровоза с автономным тяговым электрическим приводом и пониженным уровнем кабины;

• проведение в I полугодии 2023 г. предварительных испытаний опытного образца электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах с компонентами силовой установки отечественного производства;

• освоение производства новейшего туристического лайнера (автобуса МАЗ) с улучшенными потребительскими характеристиками (впервые продемонстрирован 10 июля 2023 г. в г. Екатеринбург на выставке «Иннопром–2023»);

• реализация инновационного проекта «Создание высокопроизводительного производства интеллектуальных автокомпонентов и систем для автотранспортных средств экологического класса Евро – 5, Евро – 6» и др.

В химическом производстве:

• проведение технической модернизации в ОАО «Гомельский химический завод» в целях наращивания выпуска серной кислоты, что позволит увеличить выпуск комплексных многокомпонентных удобрений до 1 220 тыс. т в год и создать предпосылки для переработки фосфорсодержащего сырья различного качества;

• введение в эксплуатацию нового азотного комплекса по производству аммиака и карбамида в ОАО «Гродно Азот» и др.

В производстве строительных материалов:

• реализован инновационный проект по производству технологий, снижающих усадку готовых изделий» на ОАО «Керамин»;

• реализован проект по созданию производства стеклянной тары с использованием энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий на ОАО «Гродненский стеклозавод» (способствовало росту производственных мощностей завода на 65 %) и др.

Одна из предпосылок экономического роста – использование потенциала местных ресурсов.

Например, наряду с первичной переработкой льна-долгунца и выработкой льноволокна, 11 льнозаводов республики осуществляют углубленную переработку льна, в том числе:

• переработку костры (одревесневшие части стеблей прядильных растений) для производства костробрикетов (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Пружанский льнозавод», ОАО «Дубровенский льнозавод», ОАО «Ореховский льнозавод», КУП «Кормален», ОАО «Кореличи-Лен», ОАО «Воложинский льнокомбинат»,ОАО «Слуцкий льнозавод», ОАО «Горкилен»);

• производство льняного масла (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Кореличи-Лен»; ОАО «Воложинский льнокомбинат»);

• производство льняного жмыха (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Кореличи-Лен»; ОАО «Воложинский льнокомбинат»).

Справочно:

Костробрикеты реализуются организациям жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, иным потребителям в качестве топлива. Льняной жмых реализуется предприятиям комбикормовой промышленности и сельскохозяйственным организациям (на кормовые цели), костра используется для производства текстильных материалов, сорбентов, фильтров, клеящихся растворов, утеплителей, строительных и мебельных плит, бумаги, топливных брикетов. На основе семян льна производится масло для пищевых, лекарственных, косметических целей; жмых используется в качестве пищевого белка и соломо-белкового корма для животных и др.

Отходы от переработки льна используются ООО «МедЛен» и ООО «Медватфарм» при производстве изделий санитарно-гигиенического назначения.

Справочно:

ООО «МедЛен» осуществляет производство пеленок и впитывающих простыней, салфеток, ватных дисков, ватных палочек и др.;

ООО «Медватфарм» – медицинской ваты, стоматологических валиков, ватных шариков, бинтов, детских подгузников, ватных палочек и дисков.

В стране созданы условия для сбалансированного развития белорусских регионов. Как следствие – тенденция экономического роста в областях в условиях санкционного давления.

Справочно:

По итогам 8 месяцев 2023 г. всеми областями обеспечен рост валового регионального продукта от 100,5 % в Могилевской области до 108,2 % в Минской области (на которую в 2022 году пришлось основное санкционное влияние).

В 2023 году локомотивом роста в регионах выступила промышленность – отмечается рост производства промышленной продукции практически во всех регионах (в Могилевской области фиксируется восстановительная динамика).

Регионами увеличивается инвестиционная активность (рост инвестиций в основной капитал составил от 103,4 % в Гродненской области до 125,8 % в Брестской).

Рост доходов населения обеспечивается в увязке с сокращением дифференциации регионов по уровню заработной платы.

Справочно:

Реальная заработная плата увеличилась во всех регионах страны: от 104,4 % в г. Минске до 112,3 % в Брестской области.

Во всех регионах за 8 месяцев 2023 г. по сравнению с январем–августом 2022 г. снизилась численность работников, работавших с потерями рабочего времени.

Одновременно наблюдается улучшение деловой среды и бизнес-климата.

Справочно:

По итогам января–августа 2023 г. разница между созданными и ликвидированными коммерческими организациями составила «плюс» 1 682 организации (138,9 % к январю–августу 2022 г.).

Количественный рост коммерческих организаций способствует положительной динамике качественных показателей. Так, объем экспорта товаров малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) за восемь месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом
2022 года составил 124,6 % против 108,4 % у крупных организаций. При этом поступления в бюджет от субъектов МСП за указанный период увеличились на 11,1 %.

3. Поддержание ценовой и финансовой стабильности

Ценовая стабильность означает устойчиво низкие темпы роста потребительских цен в стране.

Низкий уровень инфляции обеспечивает защиту доходов и сбережений граждан, делает для компаний и населения экономические условия более предсказуемыми и тем самым способствует развитию инвестиционной деятельности и устойчивому экономическому росту.

Высокий уровень инфляции оказывает негативное влияние на покупательную способность денег, снижая реальную ценность денежных доходов и сбережений населения и организаций. При этом высокий уровень инфляции также подавляет стимулы предприятий к планированию и реализации долгосрочных инвестиционных проектов, снижает способность экономики реализовать свой производственный потенциал.

В то же время снижение цен (дефляция) не менее опасно для национальной экономики. Когда цены на товары начинают падать, потребители постепенно откладывают покупки на более длительный срок в ожидании их дальнейшего удешевления. Соответственно, сокращаются объемы продаж и прибыль предприятий, отсутствуют возможности для повышения зарплат, стимулы для расширения производства и внедрения инновационных технологий, растет безработица. Все это препятствует экономическому росту и несет в себе не меньшие издержки, чем высокая инфляция.

Таким образом, именно предсказуемая инфляция на низком уровне позволяет обеспечить у производителей наличие стимулов развиваться, а у потребителей – выстраивать модель сбережений и потребления, содействующую росту благосостояния.

Справочно:

Результаты исследований показывают, что в зависимости от степени развития экономики страны наиболее привлекательные условия для экономического роста формируются при годовом уровне инфляции в диапазоне от 1 до 5 %. Более низкая инфляция будет сдерживать структурные изменения в экономике, уменьшать гибкость заработных плат, а более высокая – увеличивать издержки по обеспечению благосостояния граждан.

Благодаря согласованным действиям Национального банка и Правительства, инфляция в Республике Беларусь в 2017–2019 годы снизилась до 4–6 %.

Однако в течение 2020–2022 годов Республика Беларусь столкнулась с рядом серьезных внешних и внутренних вызовов, которые обусловили возросшую интенсивность инфляционных процессов. Негативное влияние на белорусскую экономику оказала пандемия коронавируса, которая привела к шокам предложения на мировых рынках продовольственных товаров, росту логистических затрат, сбоям в цепочках поставок сырья и готовой продукции. Беспрецедентная денежная эмиссия стала причиной рекордного роста мировых цен.

Одновременно наша страна столкнулась с санкционным давлением со стороны недружественных стран. Санкции привели к закрытию ряда традиционных внешних рынков сбыта, блокировке товарных потоков, запрету на транзит белорусской продукции и т.д.

Тем не менее, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в качестве ориентира ценовой стабильности определен прирост потребительских цен не более 5 %.

В результате принятых Национальным банком и Правительством мер (введение в октябре 2022 г. системы регулирования цен, которая нейтрализовала перенос в цены необоснованных рисков и издержек бизнеса, а в дальнейшем способствовала формированию справедливой цены и др.) в Беларуси в сентябре 2023 г. был зафиксирован исторический минимум годовой инфляции – на уровне 2,0 % (при прогнозном – 7,0–8,0 % на конец года), что ниже, чем у ряда европейских государств.

Справочно:

По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в странах Европы в среднем – 5,9 % (по сведениям статистической службы Европейского союза, далее – Евростат).

По данным статистической службы Латвии среднегодовая инфляция по итогам 2022 года составила 17,3 %, что является самым высоким показателем за последние 25 лет (инфляция в 2020 году – 0,2 %, 2021 – 3,3 %). Высокая инфляция обусловлена «вертолетными» деньгами, которые длительно вливались в экономику в связи с COVID-19.

В Польше на 1 июля 2023 г. инфляция составила 10,8 % в годовом исчислении. Наибольшее влияние на показатель инфляции оказал рост цен на энергоносители (+16,7 %), продовольственные товары (+15,6 %) и автомобильное топливо (+15,5 %). Согласно прогнозу Национального банка Польши, инфляция в 2023 году составит в среднем 11,9 %. Как пишут СМИ, «в этой связи люди стали чаще воровать, так как не могут позволить себе делать покупки на прежнем уровне».

По данным статистического управления Чехии, в августе 2023 г. рост потребительских цен составил 8,5 %. Наиболее существенное влияние на рост потребительских цен оказали цены на топливо, которые растут уже три месяца подряд. За месяц цены на топливо и нефть выросли на 7,7 %. В годовом исчислении цены на товары в целом выросли на 9,4 %, а цены на услуги – на 7,1 %. При этом цены на аренду квартир выросли на 7,6 %, воду – на 16,3 %, канализацию – на 26,9 %, электроэнергию – на 23,1 %, природный газ – на 34,5 %, твердое топливо – на 22,3 %, тепло и горячую воду – на 37,3 %.

По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в России – 5,2 %, Казахстане – 13,1 %, Кыргызстане – 9,5 %, Таджикистане – 4,2 %.

Необходимыми условиями обеспечения низкого уровня инфляции в стране выступают обеспечение финансовой стабильности и минимизация последствий внешнего давления. В Республике Беларусь сохранена устойчивая работа страхового сектора, сегмента лизинговых организаций и иных финансовых посредников. Обеспечена непрерывность функционирования всех платежных систем (в том числе розничных). Усовершенствованная платежная инфраструктура позволила поддержать международные расчеты субъектов хозяйствования и физических лиц.

4. Обеспечение энергетической безопасности

За последние 10 лет в нашей стране введено в эксплуатацию 2,1 тыс. МВт новых генерирующих мощностей, 23,5 тыс. км линий электропередачи, 3,4 тыс. МВА трансформаторных мощностей, что позволило существенно укрепить резервы объединенной энергосистемы. Введен в строй первый блок Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС), запущены энергоисточники на местных видах топлива (торфяное и древесное топливо, биогаз, возобновляемая энергия воздушных и водных потоков и др.), созданы современные ветропарки и солнечные электростанции, широкое развитие получили технологии энергосбережения. За счет реализации этих и других направлений энергоемкость ВВП страны снизилась в 1,2 раза.

Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии.

Справочно:

С момента пуска энергоблока № 1 БелАЭС с 03.11.2020 по 30.09.2023 выработка электроэнергии составила 19,6 млрд кВт·ч, что позволило заместить порядка 5,2 млрд куб. м импортируемого из России природного газа.

Глава государства А.Г.Лукашенко поставил задачу по итогам 2025 года достигнуть доли природного газа в производстве тепловой и электрической энергии не более 65 %.

Справочно:

По данным Министерства энергетики Республики Беларусь, по сравнению с 2021 годом импорт энергоносителей в 2022 году значительно сократился: по электроэнергии – почти в 15 раз, нефти – на 39 %, природному газу – на 5,3 %, углю – на 54 %.

Принимаются меры по увеличению объемов реализации торфяного топлива промышленным предприятиям страны, которое является наиболее доступным и конкурентоспособным.

Справочно:

Беларусь входит в топ стран Европы по запасам торфа. Запасы торфа на территории страны оцениваются в 2,4 млрд т. Использование торфа позволяет ежегодно замещать до 450 млн куб. м природного газа.

В разрабатываемый фонд, доступный для промышленного освоения, включено 99,1 тыс. га земель торфяных месторождений с запасами торфа в количестве 302,1 млн т, что будет достаточно для использования в экономике на ближайшие 100 лет.

Объектами белорусской энергосистемы, использующими энергию ветра и воды, в 2022 году выработано 361 млн кВт ч, что выше уровня 2015 года на 269 млн кВт ч (рост к 2015 году составил 392 %).

Справочно:

В белорусской энергосистеме эксплуатируется 24 гидроэлектростанции суммарной установленной мощностью 88,11 МВт. Из них самые мощные: Витебская ГЭС (40,0 МВт), Полоцкая ГЭС (21,66 МВт) на р. Западная Двина, Гродненская ГЭС (17 МВт) на р. Неман.

Успешно эксплуатируется Новогрудская ветроэлектрическая станция в районе н. п. Грабники суммарной установленной мощностью 9,0 МВт.

По данным Евростата, во II квартале 2023 г. цена импортируемого газа из России в Европу в 4,2 раза превысила стоимость российского газа, импортируемого Беларусью.

По прогнозам аналитиков, в 2024 году средняя цена российского газа для Европы составит 481,7 долл. США за 1 тыс. куб. м.

5. Обеспечение продовольственной безопасности

Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в 2022 году с проблемой голода столкнулись около 735 млн чел.

Справочно:

В 2022 году 58 стран мира находились в состоянии продовольственного кризиса. Это страны Африки и Азии, прежде всего, Конго, Эфиопия, Нигерия, Афганистан, Сирия. Наиболее пострадавшим регионом остается Африка, где голодает каждый пятый, что превышает среднемировой показатель более чем в два раза. ООН признает, что «в обозримой перспективе цели устойчивого развития в области продовольственной безопасности и качества питания не могут быть достигнуты».

Основной причиной нехватки продовольствия во многих государствах являются военные конфликты, которые делают невозможным ведение и развитие сельского хозяйства – в таких условиях находятся приблизительно 119 млн чел.

Отрицательно сказывается на проблеме экономическая нестабильность, а также влияние экстремальных погодных условий в Африке, Индии, Китае, Южной Америке, США.

По оценкам ООН, за 2022 год общемировые расходы на импорт продовольствия возросли на 11 %, приблизившись к рекордным 2 трлн долл. США. Расходы на импорт ресурсов для их производства увеличились почти на 50 %.

На состояние глобальной продовольственной безопасности оказывают негативное влияние торговые барьеры.

Справочно:

К концу 2022 года ограничения или запреты на экспорт агропродовольственной продукции применяли около 30 стран мира, что приводит не только к экономическим проблемам.

Так экспорт сельхозпродукции из Украины привел не только к массовым акциям протеста болгарских сельхозпроизводителей в сентябре 2023 г., но и политическому конфликту на уровне президентов Украины и Польши.

Глобальные вызовы и тенденции, которые наблюдаются на мировом рынке, подтверждают правильность стратегии, выбранной Республикой Беларусь более 20 лет назад, когда по поручению Главы государства разрабатывалась первая Концепция обеспечения национальной продовольственной безопасности.

В нашей стране на территории сельской местности проживает 22 % населения страны, а в сельском хозяйстве трудится более 7 % от занятых в реальном секторе экономики.

Справочно:

Центральным звеном в белорусском АПК является сельское хозяйство, удельный вес которого во внутреннем валовом продукте за последние годы составляет около 7 %. Еще около 5 % – вклад в ВВП страны организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

Основа сельского хозяйства республики – крупное товарное производство, на долю которого приходится более 80 % валовой продукции, около 17 % продукции обеспечивают личные подсобные хозяйства граждан и около 3 % – крестьянские (фермерские) хозяйства.

По размеру сельскохозяйственных угодий на душу населения наша страна входит в двадцатку мировых лидеров: 0,62 га при 0,2 га в среднем по ЕС и мировому сообществу.

Конъюнктура мирового рынка сегодня складывается в пользу производителя, открывая новые ниши для оригинальной белорусской продукции, произведенной из высококачественного сырья, по современным технологиям и по одним из самых высоких в мире требованиям безопасности. Показательным примером является то, что каждый четвертый килограмм сыра и каждый седьмой литр молока, которые продаются в России, – белорусского производства.

В Беларуси достигнут высокий удельный уровень производства основных продуктов. Он существенно превышает показатели других государств ЕАЭС. Так, картофеля в Беларуси производится 417 кг в расчете на одного человека в год, мяса – 134, молока – 850 кг, яиц – 374 штук.

Уровень самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукции в нашей стране ежегодно превышает 100 %. В том числе, по мясу – 133 %, молоку – 267 %, яйцам – 126 %. Этого достаточно для устойчивого удовлетворения потребности внутреннего рынка в продовольствии и сырье, а также реализации на экспорт.

Справочно:

В расчете на душу населения в Беларуси в среднем в год потребляется: мяса – около 98 кг, молокопродуктов – 238 кг, фруктов, ягод и продуктов их переработки – 92 кг, овощей, бахчевых и продуктов их переработки – 174 кг, картофеля и картофелепродуктов – 161 кг, хлебопродуктов – 78 кг, сахара – порядка 40 кг, масла растительного – 18 кг, яиц – 265 шт.

В 2022 году в хозяйствах всех категорий было произведено продукции на сумму почти 32 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,6 % больше показателя прошлого года. Вклад отрасли в ВВП страны увеличивается и достиг 7,7 %. Доля инвестиций в основной капитал сельского, лесного и рыбного хозяйства в общем их объеме возросла до 15,9 %.

В условиях нарастающего влияния внешних вызовов и угроз именно высокий потенциал собственного производства и выверенная система государственного регулирования рынка стали фундаментальной основой устойчивости национальной продовольственной безопасности.

Справочно:

По состоянию на 31 октября 2023 г. в Беларуси во всех категориях хозяйств намолочено 9096,2 тыс. т зерна с учетом рапса.

Убрано 201,9 тыс. га площадей кукурузы на зерно, намолочено 1668,6 тыс. т с урожайностью 82,7 ц/га.

Собрано 22 400,0 тыс. т зеленой массы кукурузы.

Продолжается уборка сахарной свеклы: накопано 3734,3 тыс. т с урожайностью 472,0, ц/га.

Овощи убраны на 5,04 тыс. га площадей, всего их собрано 150,6 тыс.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуализированные сведения по состоянию на момент выступления.

Результаты мониторинга показывают, что продовольственная безопасность Республики Беларусь полностью обеспечена по качественным и количественным критериям. Все поставленные задачи в области повышения устойчивости аграрного производства, качества питания населения и развития экспортного потенциала последовательно реализуются.

6. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь

Наша страна осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и активно участвует в международных интеграционных процессах.

В январе–августе 2023 г. внешнеторговый оборот Республики Беларусь составил 54,1 млрд долл. США (рост на 14,8 % к аналогичному периоду 2022 года), экспорт – 25,9 млрд долл. США (рост на 8,4 %), импорт – 28,2 млрд долл. США (рост на 21,4 %).

Республика Беларусь экспортирует товары в 150 стран мира.

Главным вектором интеграции рассматривается углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства с соблюдением национальных интересов.

Справочно:

На торговлю с Россией приходится 58 % всех экспортно-импортных операций.

По итогам 2022 года зафиксирован рекордный рост белорусско-российского товарооборота – более 50 млрд долл. США, который продолжился в текущем году. В I полугодии 2023 г. рост по отношению к аналогичному периоду 2022 года составил 16,9 %.

Темп роста экспорта в Россию неизменно высокий: по результатам восьми месяцев 2023 г. составил 124,9 %. Объем поставок достиг исторического рекорда – 16,7 млрд долл. США за январь–август 2023 г., или 64,4 %всего товарного экспорта (55,9 % в январе–августе 2022 г.).

Уход западных поставщиков и производителей позволил существенно увеличить наше присутствие на российском рынке – удельный вес белорусского экспорта в импорте России вырос до 8,9 % (январь–июль 2023 г.). Увеличилась доля белорусских товаров в российском импорте машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, изделий из древесины и черных металлов.

Торговые потоки с рынков стран Запада и Украины полностью переориентированы на рынки дружественных стран. При этом выпадающие объемы экспорта удалось не только восстановить, но и нарастить. В январе–августе 2023 г. стоимостные объемы поставок на рынки дружественных стран возросли в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась на 16 %.

Углубляется взаимовыгодное сотрудничество в рамках международных интеграционных объединений. Экспортные поставки на рынки стран ЕАЭС возросли почти на четверть (на 23,4 %), в страны СНГ – на 14,8 %. Удельный вес стран ЕАЭС в общем объеме экспорта составил 67,2 %, стран СНГ – 69,5 %.

Беларусь продолжает диверсифицировать внешний географический контур, наращивая свое присутствие на рынках стран «дальней дуги». Выстраиваются новые торгово-экономические связи, формируются логистические цепочки. Поставки в страны Азии выросли в 1,6 раза, Северной и Южной Америки – в 1,2 раза. Поступательно осуществляется выход на рынок КНР (рост экспорта на 3,6 %). В перспективе – развитие сотрудничества со странами Африки.

В структуре экспортной корзины стало меньше сырья и материалов, больше инвестиционных товаров (их доля по результатам восьми месяцев 2023 г. составила около 13 %, что является максимумом за последние 16 лет). Экспорт грузовых автомобилей в текущем году вырос почти на 14 %, прицепов и полуприцепов – в 2,7 раза, автобусов – в 1,2 раза, телевизоров и мониторов – в 3,4 раза.

В 2022 году республика достигла рекордного показателя по объему поставок продовольствия на внешний рынок – 8,3 млрд долл. США, что на 24 % больше, чем 2021 году. Значительная доля (88 %) продукции экспортируется в переработанном или частично переработанном виде.

Двузначными темпами растет экспорт строительных услуг (120 % за 8 месяцев 2023 г.), главным образом, в Россию. Белорусские строители принимают активное участие в строительстве на территории России школ и дошкольных учреждений образования, а также участвуют в реконструкции спортивных объектов.

Результаты приносит введенный нашей страной безвизовый порядок въезда для граждан Литвы, Латвии и Польши. Как результат, экспорт туристических услуг вырос за 8 месяцев на 28,7 %, в том числе в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,4 раза, Польшу – в 1,2 раза.

Экспорт услуг здравоохранения за указанный период вырос в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,9 раза, Сербию – в 3,9 раза, Боснию и Герцеговину – в 2,2 раза.

Растет спрос на белорусское образование среди студентов из Китая, Узбекистана, Шри-Ланки, России, Индии, Ливана, Нигерии – как следствие, экспорт услуг образования за 8 месяцев увеличился на 9,9 %.

Примечательно, что недружественные действия отдельных иностранных государств в отношении Республики Беларусь несут негативные последствия для обеих сторон.

Во многом пострадал европейский бизнес, который ранее весьма успешно работал в Беларуси. Из-за директивных решений Европейского союза многие европейские компании, которые эффективно работали с белорусскими партнерами, приостановили свою деятельность в Беларуси.

Пострадали зарубежные экспортеры, которые продавали в Беларусь свою продукцию. Им пришлось отказаться от сложившейся системы взаимовыгодного сотрудничества, искать новые рынки сбыта и надежных покупателей.

Отсутствие поставок ряда товарных позиций из Беларуси, импорт которых был запрещен Европейским союзом, заставило наших европейских торговых партнеров искать новых поставщиков, что, естественно, крайне негативно повлияло на логистику и стоимость поставок, а также конечную стоимость продукции.

Вынужденный рост цен на многие белорусские товары и услуги, вызванный вводимыми против Беларуси ограничениями, все сильнее бьет по европейским потребителям, вызывая недовольство рядовых граждан других государств.

Справочно:

В сентябре 2023 г. популярная немецкая газета Die Welt опубликовала следующие результаты опроса социологической службы YouGov: в ФРГ ежемесячные расходы немцев серьезно выросли на фоне инфляции за последний год, как следствие – у каждого четвертого жителя Германии они превышают доходы; чтобы справиться с последствиями инфляции, почти две трети респондентов выбирают вариант сокращения расходов, еще 24 % находят подработку, а 23 % опрошенных пробуют продать имущество.

На фоне инфляции 33 % немцев вынуждены покупать меньше свежих продуктов и делать выбор в пользу консервов.

По мнению экспертов Института экономических и социальных наук (WSI) Фонда Ханса Бёклера, «осложнение финансовой ситуации во многих домохозяйствах страны может привести к серьезному росту социальной напряженности и утрате доверия по отношению к госинститутам».


*****

В условиях беспрецедентного внешнего давления белорусское государство уверенно сохраняет социально-ориентированный курс развития национальной экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г. № 307 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год:

валовой внутренний продукт – прирост на 3,8 %;

реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к 2023 году – рост на 3,5 %;

инвестиции в основной капитал, в процентах к 2023 году (в сопоставимых ценах) – рост на 3,9 %

экспорт товаров и услуг, в процентах к 2023 году – увеличение на 7,6 %.

Белорусский лидер А.Г.Лукашенко на состоявшейся 19 октября 2023 г. встрече с главой Республики Мордовия А.А.Здуновым заявил: «Наши баталии сегодня продолжаются в полях, на заводах, в культурной, информационной сферах, в школах и университетах – за нашу правду, наши перспективы развития, наше право быть суверенными и независимыми. Все это будет, если будем иметь сильную экономику. Это – база всего».

    Октябрь
Show details for Социальная безопасность:основные принципы и приоритетыСоциальная безопасность:основные принципы и приоритеты
    Сентябрь
Show details for Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохЕдинство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
    Август
Show details for Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеРоль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь
    Июль
Hide details for Демографическая безопасность – основа процветания обществДемографическая безопасность – основа процветания общества, главное условие развития государства
    Развитие человечества неразрывно связано с трансформациями демографических процессов. В XXI веке наблюдается быстрый и непрерывный, но при этом неравномерный рост численности населения планеты. На фоне стремительного увеличения численности жителей многих стран Африки, Азии и Латинской Америки минимальный прирост населения либо отрицательные демографические тенденции отмечаются в Европе, на постсоветском пространстве, Японии и др. По прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль населения будет наблюдаться минимум на 10%. В эту группу попадает и восточноевропейский регион, в том числе Беларусь.
    Ученые обращают внимание на связь демографических процессов с господствующими в современном обществе ценностными ориентирами. Стремление жить в свое удовольствие, нежелание жертвовать своим комфортом, приоритет личностных интересов над общественными составляют первую группу причин снижения рождаемости, особенно в развитых странах мира.
    Негативно на рождаемости сказываются объективные достижения современного общества, связанные с изменением роли в нем женщины: рост ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать карьерных успехов, желание получить нескольких образований. Нередко указанные тенденции ведут не только к позднему рождению детей, но даже и отказу от него.
    1. Демографическая безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности Республики Беларусь
    Одним из составляющих элементов национальной безопасности Республики Беларусь является демографическая безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию численности населения, развитие человеческого потенциала страны, сохранение семейных и межпоколенческих связей.
    В нашей стране вопросы обеспечения демографической безопасности, поддержки семьи, защиты материнства, отцовства и детства находятся на постоянном контроле Главы государства.
    Выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент А.Г.Лукашенко подчеркнул: Здоровье детей – вопрос демографической безопасности, без чего нет смысла думать о завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть значительно больше – это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много, чтобы обеспечить для этого соответствующие условия“.
    В демографической сфере основными национальными интересами являются:
    стабилизация численности населения и создание предпосылок для его устойчивого роста на основе последовательного увеличения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности;
    повышение общего уровня здоровья народа, охрана здоровья матери и ребенка;
    укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности;
    оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение положительного сальдо миграции.
    Осознание значимости демографического фактора в обеспечении национальной безопасности послужило причиной для актуализации демографической составляющей в проект новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
    В этом документе в числе основных угроз национальной безопасности указаны: депопуляция, демографическое старение, снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни.
    В демографической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
    диспропорции в половозрастной структуре населения;
    снижение репродуктивных установок населения, их неполная реализация;
    негативные трансформации института семьи (снижение уровня брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост числа неполных семей, овдовение и иное);
    снижение общего уровня здоровья населения, его отдельных половозрастных групп;
    неблагополучная эпидемиологическая ситуация.
    Во многих странах созданию условий для роста населения и решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд субъективных факторов.
    В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“, суть которой состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По этому поводу Глава государства А.Г.Лукашенко в своем Послании заявил: ”Любая популяризация идей бездетной семейной пары в нашем информационном и культурном пространстве должна пресекаться. Любые вбросы таких завуалированных призывов, равно как и все нетрадиционные веяния – не что иное, как попытка обезлюдить и ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология должна быть вне закона“.
    Мы вырастили детей, которые ни в чем не нуждались, и теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было следующее замечание А.Г.Лукашенко. – Парадигму такого мышления надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их некому передать“.
    Помимо этого, Президент указал на необходимость разрушения стереотипа ”либо карьера, либо семья“, поскольку в Беларуси ”созданы все условия, чтобы женщина могла реализовать себя, как мама и как профессионал“.
    Основным внешним источником угроз национальной безопасности в демографической сфере является проведение иностранными государствами политики, направленной на стимулирование эмиграции населения Республики Беларусь.
    2. Динамика демографических процессов в Беларуси
    Несмотря на то, что в Республике Беларусь созданы условия для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, демографическая ситуация продолжает требовать пристального внимания.
    Справочно:
    В 2021 году доля населения в возрасте старше 65 лет составила 15,8%. В начале 2021 года базовое значение продолжительности жизни при рождении составило 74,5 года (69,3 для мужчин и 79,4 для женщин).
    За последние 10 лет на 14,5% уменьшилось число женщин репродуктивного возраста (с 2 494 тыс. в 2012 году до 2 134 тыс.
    в 2022 году).

    В 2022 году число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению с 2019 годом. Суммарный коэффициент рождаемости за данный период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного возраста.
    Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов. Ценность и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но количество браков несколько снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов.
    Справочно:
    В 2021 году коэффициент заключенных браков составил
    6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год –
    6,8 и 3,4 соответственно).

    Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%, частота искусственного прерывания беременности в стране остается высокой (в 2021 году – 7,8 на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Это свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов, включая проведение предабортного психологического консультирования.
    В современных условиях отмечается рост гинекологических заболеваний, высокий уровень женского и мужского бесплодия. Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении вспомогательных репродуктивных технологий. Число женщин, страдающих бесплодием, составляет около 750-780 на 100 тыс. женского населения 18-49 лет, мужчин – около 100-200 на 100 тыс. мужского населения в возрасте 18 лет и старше. Эффективность применения экстракорпорального оплодотворения колеблется в пределах 41-43%.
    Справочно:
    Согласно результатам общереспубликанского мониторингового исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси:
    имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка – 35,3%, двух детей – 48,9%, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%);
    планируют с учетом реальных жизненных обстоятельств одного ребенка – 22,4%, двух детей – 44,6%, трех – 10,7%, четырех и больше – 2,2% (учитывая тех, которые уже есть);
    по мнению 52,4% опрошенных, современные пары не могут иметь желаемое количество детей по причине боязни того, что не смогут обеспечить ребенка всем необходимым;
    если бы позволяли материальные и другие условия, то планировали иметь одного ребенка 14,8%, двух детей – 45,5%, троих – 19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.
    Серьезной проблемой безопасности общества является преждевременная смертность. В Республике Беларусь смертность от внешних причин (ДТП, несоблюдение техники безопасности на производстве, убийства и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз превышает потери, связанные с болезнями системы кровообращения и в три раза – онкологическими заболеваниями.
    Экономические потери общества от смертности от внешних причин сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета страны на социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси.
    Основными особенностями смертности от внешних причин является ее предотвратимость и социальная обусловленность. Исходя из этого снижение указанного вида смертности необходимо сопровождать мероприятиями, нацеленными на рост доходов населения, снижение уровня безработицы, повышение качества медицинского обслуживания, развитие инфраструктуры и пропаганду здорового образа жизни. Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до 50 человек на 100 тыс. населения только в результате сокращения смертности от внешних причин.
    3. Ключевые направления деятельности белорусского государства по обеспечению демографической безопасности
    Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
    В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье задачами законодательства о браке и семье являются:
    укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
    построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
    установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с настоящим Кодексом;
    установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права;
    охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка;
    учет наилучших интересов ребенка при принятии государственными органами, иными организациями решений в отношении детей.
    Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 утверждены основные направления государственной семейной политики. Основные цели государственной семейной политики:
    обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
    укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
    Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Ее практическое воплощение осуществляется в рамках Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2021–2025 годы, иных государственных программ и национальных планов (Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы и др.).
    4. Социальная защита матери и ребенка
    Одно из ключевых направлений государственной политики – повышение благополучия семей как основы демографической безопасности государства и общества.
    Комплексная система поддержки семей с детьми предусматривает гарантии и льготы в различных сферах их жизнедеятельности. Особое внимание уделяется многодетным семьям.
    Поддержка семьи начинается еще до рождения ребенка – с бесплатного комплексного медицинского сопровождения женщины во время беременности и родов, а также предоставления отпуска по беременности и родам с выплатой пособия в размере 100% среднедневного заработка.
    Основным инструментом материальной поддержки при рождении и воспитании детей выступает система государственных пособий.
    Единовременное пособие в связи с рождением ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их занятости и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему пособий от других государств, поскольку во многих странах выплаты зависят от заработной платы родителей, а незастрахованные лица получают их в минимальном размере.
    Для отдельных, наиболее уязвимых категорий семей, предусмотрено пособие на детей старше 3 лет, которое также назначается на каждого ребенка в семье.
    Справочно:
    По состоянию на 1 июня 2023 г. пособия составляют:
    единовременное пособие в связи с рождением ребенка:
    при рождении первого ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения);
    при рождении второго и последующих детей – 4 929,82 руб.
    (14 БПМ);

    ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет:
    на первого ребенка – 605,99 руб. (35% средней заработной платы работников (далее – СЗП) в стране);
    на второго и последующих детей – 692,56 руб. (40% СЗП);
    на ребенка-инвалида – 779,13 руб. (45% СЗП);
    ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо ребенка, инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют инвалидность 1 или 2 группы; из семей, в которых отца (отчима) призвали на срочную военную службу):
    на ребенка-инвалида и ребенка, инфицированного ВИЧ, –
    246,49 руб. (70% БПМ);

    на других детей в таких семьях – 176,07 руб. (50% БПМ).
    Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или иным видом пособия, при этом дети до 3 лет – 100% (пособие выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет).
    В 2023 году на систему государственных пособий выделено
    3,5 млрд рублей
    , из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за ребенком до 3 лет.
    Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей – это программа семейного капитала, которая реализуется с 2015 года при рождении третьего или последующего ребенка. Его размер
    с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей
    (на 4 тыс. рублей больше, чем в 2022 году).
    За более чем 8 лет реализации программы специальные депозитные счета открыли почти 127 тыс. многодетных семей, из республиканского бюджета на них зачислено 826 млн долларов США и 1,1 млрд рублей (за 5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс. депозитов ”Семейный капитал“).
    С 2020 года многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты назначения) использовать средства семейного капитала на строительство (реконструкцию) или покупку жилья, погашение кредитов (займов организаций), выданных на эти цели, – если они нуждаются в улучшении жилищных условий; на оплату образования, медицинских услуг и средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью.
    Справочно:
    Из общего количества поданных заявлений на досрочное распоряжение семейным капиталом, 83% составляют заявления на решение жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7% – на образование).
    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений“ многодетным семьям предоставляется субсидия на погашение основного долга в соответствии с количеством детей в возрасте до 23 лет в следующих размерах:
    при наличии троих детей в возрасте до 23 лет – в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
    при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет– в размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
    Молодым семьям, предоставляется субсидия на погашение основного долга в следующих размерах:
    при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
    при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
    В 2023 году на обеспечение программы семейного капитала
    в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей.
    Из средств местных бюджетов финансируется адресная социальная помощь, в системе которой четыре вида поддержки.
    Бесплатными продуктами питания в 2022 году обеспечены более 12 тыс. детей в возрасте до 2 лет (6,5% от общей численности детей
    до 2 лет), с
    редний размер помощи на одного ребенка составил порядка 200 рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни) получают детское питание без учета доходов (более 4 тыс. детей).
    Семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид с 4 степенью утраты здоровья, предоставляется социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены. В 2022 году средний размер выплаты составил 435 рублей, такое пособие выплачено
    на 12,6 тыс. детей-инвалидов.

    Семьи с детьми – основные получатели ежемесячного и единовременного социальных пособий – более 70% от общей численности получателей таких пособий. Причем для многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ (для других семей 100% БПМ). В 2022 году ежемесячное социальное пособие получили более 50 тыс. человек из категории многодетных семей.
    На оказание адресной социальной помощи в 2023 году выделено 132,7 млн рублей.
    Поддержка семьям с детьми предоставляется не только в виде материальных выплат. Широкий спектр социальных услуг оказывают
    146 территориальных центров социального обслуживания населения и 2 центра социального обслуживания семьи и детей
    (гг.Минск, Гомель).
    Востребованной является услуга няни, которая предоставляется бесплатно семьям, в которых:
    воспитываются тройни (до 40 часов в неделю), двойни
    (до 20 часов в неделю), дети с инвалидностью (до 20 часов в неделю);

    оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами
    1 или 2 группы (до 20 часов в неделю).

    Справочно:
    В 2022 году услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в том числе 1,6 тыс. – воспитывающих двойню (тройню).
    Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в территориальных центрах оказывается услуга социального патроната.
    Справочно:
    В 2022 году такую услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми.
    Детскими домами-интернатами предоставляется услуга социальной передышки для родителей детей-инвалидов в возрасте
    от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в календарном году) освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом с целью отдыха, восстановления сил, решения иных вопросов семьи.

    Справочно:
    В 2022 году такую услугу получили 106 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
    На обучение навыкам уважительного и позитивного взаимодействия с детьми, гармонизацию супружеских и детско-родительских отношений направлены программы, реализуемые в территориальных центрах (”Папа-школа“, ”Искусство быть мамой“, ”Семья как ценность“), иные социальные проекты.
    Поддержка работающих родителей представлена гарантиями в трудовой сфере, которые являются обязательными для реализации всеми нанимателями и формируют ключевые условия для комфортного совмещения родительства и работы.
    Справочно:
    Например, обеспечивается защита занятости родителей, находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. На период нахождения в этих отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того, после окончания отпуска по уходу за ребенком наниматель обязан с согласия родителя продлить с ним контракт (заключить новый) до достижения ребенком 5 лет.
    Родители обладают своеобразным иммунитетом при увольнении. Например, гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет.
    Ряд гарантий учитывает потенциальную потребность работающих родителей в дополнительном свободном от работы времени.
    Справочно:
    Например, по желанию беременной женщины, женщины с ребенком до 14 лет наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, неполный рабочий день).
    Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один дополнительный выходной день в месяц.
    Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином локальном правовом акте. Родителям
    с тремя и более детьми до 16 лет или ребенком-инвалидом до 18 лет предоставляется дополнительный выходной день в неделю, который оплачивается в размере среднего дневного заработка.
    Несмотря на достаточно развитый механизм государственной поддержки родителей на рабочих местах, а также их дополнительной поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно ищет новые возможности удовлетворения потребностей современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание детей и работу без ущерба для какой-либо из сфер жизни.
    Справочно:
    С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск отцу (отчиму) при рождении ребенка продолжительностью
    до 14 дней
    . Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника в течение 6 месяцев после рождения, его оплата может быть предусмотрена коллективным договором, локальным актом нанимателя.
    В июне 2023 г. Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой кодекс, которые расширяют возможности для совмещения работы и родительства (законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.).
    Справочно:
    В частности, по желанию многодетного родителя по согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной деятельности организации, вместо одного свободного от работы дня в неделю предоставляется возможность работать с сокращением ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с сохранением заработной платы.
    Государственная поддержка родителям предоставляется
    не только в период воспитания детей, но и в дальнейшемв пенсионный период.
    Периоды, когда один из родителей ухаживал за детьми в возрасте до 3 лет и не работал, включаются в общий трудовой стаж, который влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет).
    Женщинам с четырьмя детьми для назначения пенсии снижены требования к страховому стажу – до 10 лет работы с уплатой взносов.
    Женщине с пятью детьми пенсия назначается на пять лет раньше общего пенсионного возраста (если женщина не менее 10 лет работала в производстве сельскохозяйственной продукции такая пенсия назначается независимо от возраста). При этом для них требования к страховому стажу снижены до 5 лет.
    В республике создана и функционирует Национальная комиссия по правам ребенка (в г.Минске и каждом областном центре работают уполномоченные Национальной комиссии и общественные приемные), основной целью деятельности которой является осуществление и совершенствование государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
    Справочно:
    В течение последних трех лет в ходе заседаний Национальной комиссии особое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья и жизни детей, защиты их прав и законных интересов, противодействия насилию в отношении детей, защиты детей и молодежи от наркоторговли и потребления наркотиков, профилактики суицидо-опасного поведения детей и молодежи, совершенствования социальной политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи.
    Труд материнства высоко ценится на государственном уровне. Женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, награждаются высокой государственной наградой – орденом Матери.
    Справочно:
    Уже в текущем году ее удостоены более 200 женщин, всего за период с 1996 года орденом Матери награждено 13 тыс. женщин. При этом при награждении орденом Матери предоставляется единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ.
    Целенаправленная политика поддержки семей с детьми с фокусом на многодетные семьи дает ощутимые результаты.
    Справочно:
    На 1 июня 2023 г. в Беларуси проживает более 122 тыс. многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%) – это семьи с тремя детьми, 14,3% – с четырьмя, 5,3% – с пятью и более детьми.
    В Республике Беларусь сформирована государственная политика по реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье. Вместе с тем на сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс. детей, которые признаны находящимся в социально опасном положении в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими детьми – сохранить ребенка в родной семье, не допустить ухудшения ситуации, оказать необходимую помощь.
    5. Оптимизация внешних миграционных потоков
    В условиях сокращения населения путем естественного движения крайне актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать численность населения, но и удовлетворить потребности страны в трудовых ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и профессиональной подготовке кадров. Неслучайно многие страны Евросоюза ведут активную политику, направленную на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной Европы, в том числе Беларуси.
    Справочно:
    По информации Министерства внутренних дел, в 2022 году в Беларуси трудились 11071 иностранных граждан. Основное количество въехавших в нашу страну на работу иностранцев составили граждане Российской Федерации – 3080, Китая – 2018, Украины – 1265 и Туркменистана – 808.
    Всего по состоянию на 1 января 2023 г. на учете в территориальных органах внутренних дел состояло более 215 тыс. иностранцев, в том числе более 45 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них 19 тыс. прибывших на учебу и более
    8,5 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более 169 тыс. постоянно проживающих.

    В области регулирования миграции приняты решения по созданию в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов отдельных преференций, способствующих их более активному вовлечению в белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит, вступившая в силу с 1 июля 2023 г., новая редакция закона ”О внешней трудовой миграции“: отменяется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемое раньше МВД тем субъектам хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из других стран – от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных граждан, получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в нашей стране – для них отменено соответствующее требование по получению специального разрешения. Это дает возможность формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество и заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах экономики.
    При этом на данный момент анализ рынка труда Беларуси показывает, что в стране не хватает работников по некоторым специальностям, где требуются не высококвалифицированные специалисты, а рабочие кадры с определенными навыками (сельское хозяйство, строительство, сфера обслуживания). Мигранты смогут занять должности, пользующиеся малым спросом у жителей Беларуси. Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с экономической (на подготовку необходимых местных кадров требуется время и средства), так и с демографической точек зрения.
    Также одним из способов увеличения миграционного прироста страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с белорусской диаспорой. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и высококвалифицированные специалисты – потенциальное возвращение белорусов представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом для демографического развития страны.
    6. Формирование ценностей семьи, брака, материнства и отцовства
    Предоставление льгот и гарантий семьям с детьми, безусловно, очень важно. Но без прочного духовно-нравственного фундамента семья не может быть устойчивой.
    С 1996 года в нашей стране празднуют День матери (14 октября).
    С 1998 года – День семьи (15 мая).
    В 2022 году Указом Главы государства учрежден новый праздничный день – День отца (21 октября). Тем самым подчеркнута значимость роли отца в создании крепкой семьи, счастливого детства.
    Сегодня как никогда необходима целенаправленная пропаганда и утверждение, особенно в молодежной среде, ценности брака и семьи с детьми, повышение престижа материнства и отцовства.
    В этих целях в учреждениях образования реализуются:
    учебные программы факультативных занятий для учеников
    9-10 классов школ
    ”Основы семейной жизни“, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к институту брака и семьи;
    республиканский проект ”Родительский университет“
    (с 2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей. Основная задача – формирование родительских компетенций и культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей;

    Справочно:
    Программы педагогического просвещения родителей реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего среднего образования, участие приняли порядка 975 тыс. родителей.
    В целях укрепления духовно-нравственных основ семьи, возрождения и пропаганды семейных ценностей и традиций с 2012 года проводится республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом число его участников увеличивается – в пятом республиканском конкурсе, состоявшемся в 2022 году, участие приняли более 500 семей из всех регионов страны.
    В 2023 году организован региональный фестиваль ”Семьи за мир и созидание!“, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие в ”семейном движении“ приняли порядка 16 тыс. семей
    (более 50 тыс. участников).

    В ряду мероприятий по повышению престижа семьи – республиканский конкурс среди печатных и электронных средств массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“, республиканский фотоконкурс ”Счастливая семья“, телевизионный проект ”Родные люди“.
    7. Место Беларуси в международных рейтингах по вопросам демографии
    Меры по улучшению демографической ситуации, предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно высокими позициями нашей страны в соответствующих рейтингах.
    Согласно подготовленному агентством финансово-экономической информации Bloomberg рейтингу стран мира по эффективности системы здравоохранения – 2020 (Bloomberg Health Care Efficiency – 2020), Беларусь поднялась с 49 места в 2018 году на 47 место в 2020 году среди 57 стран, опережая, в том числе, Россию (54), США (55), Болгарию (56).
    Одновременно в 2020 году агентство Bloomberg применило новую методику составления рейтинга (включает влияние Covid-19 на смертность, а также валовой внутренний продукт в 57 крупнейших экономиках мира). В соответствии с новыми критериями Беларусь заняла 35 место в мире, опережая, в том числе, Бельгию (36), Великобританию (41), Германию (46), Россию (53), США (55).
    По данным, опубликованным американским журналом CEOWorld Magazine в рейтинге стран с лучшими системами здравоохранения (Countries With The Best Health Care Systems – 2021), в 2021 году Беларусь заняла 57 место из 89, обойдя Россию (58), Болгарию (67), Кипр (76), Сербию (77).
    Согласно рейтингу лучших стран мира для рождения ребенка (World’s Best Countries For A Child To Be Born) того же издания в 2020 году Беларусь заняла 40 место из 180 стран, опережая, в том числе, Латвию (42), Казахстан (58), Грузию (75), Россию (78), Китай (96).
    По опубликованному Институтом показателей и оценки здоровья Вашингтонского университета (Institute for Health Metrics and Evaluation) индексу ЦУР охвата основными услугами здравоохранения (Coverage of essential health services, as defined by the UHC service coverage index) в 2021 году Беларусь заняла 54 место из 204 стран, опережая, в том числе, Россию (63), Армению (62), Румынию (60).
    По показателю младенческой смертности (Child Mortality Report –2022) Беларусь по итогам 2021 года (в 2021 году – 2,7
    на 1 тыс. родившихся живыми; в 2020 году – 2,9 на 1 тыс.)
    входит в top-10 из 236 стран с наиболее низкими показателями (делит 10 место с Норвегией), опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу (33), Францию (37), Россию (40), Великобританию (38), США (60).
    По показателю перинатальной смертности (от 23 недель внутриутробной жизни плода до 7 дней после рождения) Беларусь по итогам 2019 года (в 2019 году 3 на 1 тыс. родившихся живыми; в 2018 году – 2,7 на 1 тыс.) входит в top-15 из 53 стран, опережая, в том числе, Польшу (3,3), Россию (4,9), Германию (6,7), Казахстан (7,0).
    По показателю неонатальной смертности (количество детей, которые умерли в первые 28 дней после рождения) Беларусь по итогам 2020 года (в 2020 году 0,9 на 1 тыс. родившихся) входит в top-5 из 53 стран, опережая, в том числе, Россию (2,0), Германию (2,2), США (3,3).
    Согласно рейтингу счастливого детства (End of Childhood Index Ranking – 2021), подготовленному международной неправительственной организацией Save the Children, Беларусь поднялась с 40 места в 2020 году на 35 место в 2021 году среди 186 стран, опережая, в том числе, Россию (37), США (43), Китай (45), Казахстан (49).
    ****
    Государство предпринимает сегодня последовательные меры по обеспечению охраны здоровья и демографической безопасности:
    содействие укреплению репродуктивного здоровья, формированию культуры здорового образа жизни белорусов;
    совершенствование системы поддержки семей с детьми, улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;
    охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения,
    в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий;

    повышение качества информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей;
    создание условий для воспитания в семьях детей-инвалидов,
    в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    внедрение в учреждениях общего среднего образования родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной жизни обучающихся;
    создание условий для снижения смертности от внешних причин;
    оптимизация законодательства, направленная на повышение миграционной привлекательности Беларуси.

    Материалы в формате PDF
    Июнь
Show details for Экологическая и биологическая безопасность Республики БелЭкологическая и биологическая безопасность Республики Беларусь – национальные интересы, угрозы, оценка состояния и направления обеспечения
    Май
Show details for Историческая память о Великой Отечественой войне как фактоИсторическая память о Великой Отечественой войне как фактор формирования патриотизма
    Апрель
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Март
Show details for 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Show details for Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развитОбеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях
    Январь
Show details for Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-технологическая безопасность

Show details for Материалы 2022Материалы 2022


Terms of use