The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 27 August 2024

 

Единый день информирования




    Май
Show details for Ключевые аспекты Послания Президента Республики беларусь АКлючевые аспекты Послания Президента Республики беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь
    Апрель
Hide details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83 % от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73 % избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».


ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г. Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу» – предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

«Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 891);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9 % по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3 %.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5 % (в 2022 году – 3,6 %) (при целевом ориентире – не более 4,2 % к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8 % (при прогнозе 7–8 %). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7 % (при прогнозе 102,4 %).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1 % (например, динамика в животноводстве – 104,5 %, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9 %, скота и птицы – на 2,7 %).

Темпы в строительстве выросли до 111,1 %. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4 % больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7 % к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.


ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.


ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность – 350 человек) – представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.


ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70 % исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.


****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

    Март
Show details for Республика Беларусь: Проекты БудущегоРеспублика Беларусь: Проекты Будущего
    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Show details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны



Hide details for Материалы 2023Материалы 2023

    Декабрь
Show details for Политическая безопасность как основа общественно-политичеПолитическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
    Ноябрь
Show details for Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого Экономическая безопасность – ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
    Октябрь
Show details for Социальная безопасность:основные принципы и приоритетыСоциальная безопасность:основные принципы и приоритеты
    Сентябрь
Show details for Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохЕдинство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
    Август
Show details for Роль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеРоль закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь
    Июль
Show details for Демографическая безопасность – основа процветания обществДемографическая безопасность – основа процветания общества, главное условие развития государства
    Июнь
Show details for Экологическая и биологическая безопасность Республики БелЭкологическая и биологическая безопасность Республики Беларусь – национальные интересы, угрозы, оценка состояния и направления обеспечения
    Май
Show details for Историческая память о Великой Отечественой войне как фактоИсторическая память о Великой Отечественой войне как фактор формирования патриотизма
    Апрель
Show details for Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь АКлючевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
    Март
Show details for 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида 80 лет трагедии в Хатыни. Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
    Февраль
Hide details for Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развитОбеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях
    Заложенные в Советском Союзе военные традиции мужества, преданности Отечеству, нерушимого боевого братства продолжают определять облик современной белорусской армии. За более чем вековую историю она не единожды становилась на защиту свободы и независимости Родины, являясь подлинной гордостью своего народа. Величайшим примером самоотверженности и стойкости защитников Отчизны явилась героическая борьба за освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.
    Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь продолжают оставаться ключевым элементом стратегического сдерживания, обеспечивающим предотвращение угрозы применения военной силы против нашей страны.
    1. Особенности современной военно-политической обстановки
    На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские взгляды. Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих ”игроков“ к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке, складывающейся в различных регионах мира (эскалация напряженности в Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).
    Как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались полуфашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.

    Справочно:
    Ярким примером такого положения дел являются итоги состоявшегося в декабре 2022 г. в Генеральной Ассамблее ООН голосования по ежегодной резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизмом. В этот раз против данного документа выступили 50(!) стран (США, большинство стран Евросоюза и др.); за – 120, воздержались – 10.

    Суверенное белорусское государство находится в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.
    Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину… этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах“, – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 22 декабря 2022 г. на совещании об итогах проверки силового блока страны.
    Министерство обороны Республики Беларусь отмечает следующие основные тенденции, свидетельствующие о наличии прямых вызовов военной безопасности Республики Беларусь.
    1. Усиление военной активности США и Североатлантического союза на восточноевропейском направлении. Сегодня в Европе на постоянной основе дислоцируется более 60 тыс. военнослужащих США, оснащенных современным ударным вооружением, а также около 35 тыс. в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более
    22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.

    На Западе идут интенсивные военные приготовления. В Польше и странах Балтии практически завершена реконструкция большинства аэродромов; активно модернизируются военно-морские базы и порты; создаются передовые плацдармы для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств армии США.
    Проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, интенсивность которых ежегодно повышается с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Только в 2022 году в Европе проведено более 40 учений, в которых приняли участие свыше
    100 тыс. человек.

    Свидетельством приверженности Вашингтона курсу на применение военной силы в качестве главного внешнеполитического инструмента является проект военного бюджета на 2023 год в рекордном размере –
    847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.

    2. Беспрецедентная поддержка США и коллективным Западом Украины. Непрекращающиеся финансовые вливания, ”накачивание“ украинской армии современными образцами вооружения и техники – все это объективно ведет к затягиванию военного противостояния на Украине. Такое положение дел несет риски и вызовы военной безопасности для нашего государства. В условиях усиленного присутствия украинских подразделений в приграничных с нашей страной районах сохраняется вероятность возникновения вооруженных провокаций.
    Серьезные вызовы формируют действующий на Украине ”черный рынок“ оружия и его контрабанда в другие регионы, а также националистические воинские формирования (наподобие т.н. полков ”Погоня“ и ”Калиновского“), готовые при поддержке стран Запада развязать кровавую бойню на белорусской земле.
    3. Наращивание антибелорусской информационной кампании. Усиливается деструктивное информационное воздействие на сознание и мировоззрение белорусского населения с целью дискредитации руководства страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.
    4. Попытки реализации силового сценария смены власти в Беларуси под общим названием ”план Перамога“. Западные стратеги рассчитывают развязать в Беларуси гражданскую войну руками ”беглой“ оппозиции. Ожидается наращивание активности деструктивных сил по раскачиванию обстановки в нашей стране в ходе электоральных кампаний 2024–2025 годов.
    В целях своевременного и адекватного реагирования на существующие и потенциальные риски и вызовы военной безопасности в Беларуси реализуется соответствующий комплекс мероприятий. Вопросы обеспечения военной безопасности находятся под постоянным личным контролем Главы государства А.Г.Лукашенко. ”Если хочешь мира, готовься к войне… Мы уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается… Извлекаем уроки из войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете, – подчеркнул белорусский лидер 4 октября 2022 г. на совещании по вопросам военной безопасности.

    2. Военная безопасность – важнейшая составляющая
    национальной безопасности Республики Беларусь
    Вооруженные Силы составляют основу военной организации нашего государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранности ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

    Справочно:
    Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
    Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз (действий другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь).

    В начале 1990-х годов перед суверенным белорусским государством встали сложнейшие задачи создания собственных Вооруженных Сил. Их строительство фактически началось с упразднением 20 марта 1992 г. Белорусского военного округа. Однако первоначальные попытки реформирования округа в Вооруженные Силы в основном были сведены к механическому сокращению группировки войск.
    После избрания в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь военное строительство приобрело системный, концептуальный характер.
    Белорусский лидер поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.
    Министерство обороны Республики Беларусь 1 ноября 1994 г. было переведено на новый штат. Советом Безопасности Республики Беларусь
    27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.

    В 2001 году, с окончанием первого этапа реформирования Вооруженных Сил, Главой государства были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001–
    2005 годы, план их строительства до 2006 года.

    В 2007–2011 годах основные усилия были направлены на внедрение в Вооруженных Силах инновационных достижений, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Беларусь – обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Армию стали приводить в соответствие с уточненными
    в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.

    В 2015 году Главой государства были конкретизированы основные направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача – максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на возможные вызовы и угрозы. Пристальное внимание уделялось увеличению боевого состава сил постоянной готовности, развитию мобильного компонента.
    В декабре 2019 г. Президентом Республики Беларусь были утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В них уточнена система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации, сделан акцент на предотвращении развязывания агрессии, стратегическом сдерживании.
    Итоги строительства белорусской армии:
    оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил с учетом уточнения задач по предназначению;
    избирательное перевооружение на новые комплексы и системы вооружения и военной техники;
    сохранение кадрового потенциала Вооруженных Сил, повышение уровня укомплектованности должностей офицерским составом, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту;
    избавление от невостребованных материальных средств, мест их хранения, других объектов путем утилизации и реализации вооружения, техники и боеприпасов, передачи высвобождаемых городков местным органам власти.
    В настоящее время нормативную правовую основу обеспечения военной безопасности в Республике Беларусь составляют:
    Конституция Республики Беларусь;
    Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Главой государства 9 ноября 2010 г. (в настоящее время готовится новая редакция с учетом развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, трансформации существующих и появления новых источников военных угроз, необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения военной безопасности);
    Военная доктрина Республики Беларусь и Военная доктрина Союзного государства;
    законы Республики Беларусь в области обороны (”Об обороне“,
    ”О Вооруженных Силах Республики Беларусь“ и др.);

    Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2030 года;
    План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2021–2025 годы;
    международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности.
    Главная роль в обеспечении безопасности нашей страны отведена Главе государства. Он обладает широкими полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности (ему предоставлено право формировать и возглавлять Совет Безопасности Республики Беларусь, являться Главнокомандующим Вооруженными Силами).
    Президент Республики Беларусь как единолично, так и совместно с другими государственными органами может (в некоторых случаях обязан) принимать оперативные решения как в мирное время, так и в условиях, вызванных экстраординарными обстоятельствами, угрожающими безопасности страны. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.
    В 2021 году – начале 2023 гг. были предприняты следующие меры по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь:
    постоянный мониторинг международной военно-политической и стратегической обстановки вокруг нашей страны, прогнозирование ее развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;
    своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям нашего государства планирование противодействия;
    совершенствование законодательства Республики Беларусь по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя;
    уточнение основных направлений и приоритетов военного строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую перспективу;
    поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
    укрепление в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитание сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите;
    противодействие разведывательной деятельности других государств, а также негосударственных субъектов, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;
    укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ, развертывание российской части региональной группировки войск (сил) на территории Республики Беларусь;
    проведение мероприятий по усилению охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь, в том числе с Украиной.



    3. Вооруженные Силы Республики Беларуси на современном этапе
    Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. В то же время белорусское государство будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта.
    В настоящее время в Беларуси существует смешанный тип комплектования армии, при котором сохраняются как срочная военная служба, так и служба по контракту. И такая система полностью себя оправдала. Вопрос о нецелесообразности призыва и необходимости перехода к полностью профессиональной армии с повестки дня снят. Во-первых, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, причем не за денежное вознаграждение, а потому, что это – его земля и Отечество. Во-вторых, армия выступает важным социальным институтом, объединяющим разные социальные группы и слои вокруг единых общенациональных ценностей и идеалов. И, в-третьих, на сегодняшний день порядка 40% от общего числа солдат и сержантов уже служат на контрактной основе, укрепляя общий потенциал белорусской армии.

    Справочно:
    Характерно, что в Польше в 2022 году был принят закон ”О защите Отечества“, восстанавливающий срочную военную службу и регламентирующий обязательную военную службу для женщин. В Литве военный призыв возобновили в 2015 году, сославшись на ”сложную геополитическую обстановку“. В Грузии к обязательному призыву вернулись в 2017 году.

    Общая численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет около 70 тыс. человек. Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
    Центральные органы военного управления: Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь.
    Сухопутные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь – самый многочисленный и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных сил. Обладают большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью; предназначены для решения задач по отражению ударов противника и его разгрому в случае развязывания им агрессии.
    Основу Сухопутных войск составляют оперативные объединения (Западное и Северо-западное оперативные командования), способные в условиях мирного времени выполнить задачи по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание всех Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Имеют в своем составе механизированные соединения, ракетные войска и артиллерию, войсковую ПВО, специальные войска, части и учреждения тылового и технического обеспечения.

    Справочно:
    На вооружении Сухопутных войск состоят танки Т-72 различных модификаций, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, БТР-82А, высокоточные ракетные комплексы ”Точка-У“, реактивные системы залпового огня: ”Полонез“, ”Смерч“, ”Ураган“, ”Град“, самоходные артиллерийские установки: 2С1 ”Гвоздика“, 2С3М ”Акация“, 2С5 ”Гиацинт“, 2С19 ”Мста“, буксируемые артиллерийские орудия, противотанковые ракетные комплексы и минометы, зенитные установки ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы ”Оса-АКМ“, ”Игла“, зенитные ракетные комплексы ”Стрела-10“, зенитный пушечно-ракетный комплекс ”Тунгуска“ и другие.

    Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны – этот вид Вооруженных сил предназначен для ведения борьбы со средствами воздушного нападения в воздухе и на земле, прикрытия административных, промышленных, экономических центров, районов, объектов, группировок войск от ударов противника; поражения с воздуха объектов системы государственного и военного управления, военно-экономического потенциала, транспортных коммуникаций и войск противника; авиационной поддержки Сухопутных войск и решения других задач.
    В состав ВВС и войск ПВО входят: авиация, зенитные ракетные войска (далее – ЗРВ); радиотехнические войска; специальные войска и службы.

    Справочно:
    На вооружении ВВС состоят: истребители МиГ-29, многоцелевые самолеты Су-30СМ, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты Як-130, Л-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76.
    На вооружении соединений и воинских частей ЗРВ состоят зенитные ракетные комплексы и зенитные ракетные системы различной классификации: средней дальности С-300ПС и С300ПТ; малой дальности ”Бук“, ”Тор-М2“ и ”Оса-АКМ“.
    Радиотехнические войска имеют на вооружении радиолокационные станции отечественного производства ”Противник“, ”Сопка“, ”Восток“, ”Роса“, необходимые, в том числе, для обнаружения низколетящих целей.

    Силы специальных операций Вооруженных Сил предназначены для выполнения различных задач в целях недопущения эскалации (обострения) или прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь со стороны любого агрессора и выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания.
    Подготовка военных кадров осуществляется военными учебными заведениями.

    Справочно:
    Обучение офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания ”лейтенант“) производится Военной академией Республики Беларусь, военными факультетами БГУ, БГУИР, БГАА, ГрГУ, военно-техническим факультетом БНТУ, военно-транспортным факультетом БГУТ, военно-медицинским институтом БГМУ, а также в 14-ти военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
    Для обучения граждан мужского пола по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса предназначены 6 военных кафедр в составе учреждений высшего образования Беларуси.

    Важнейшим объединяющим фактором между государством и обществом, позволяющим сплотить и мобилизовать граждан к обороне и борьбе с противником, привлечь местные ресурсы для общего дела является территориальная оборона. В военное время создаются территориальные войска.

    Справочно:
    В качестве приоритетного направления рассматривается также создание и развитие народного ополчения, как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.

    Государство постоянно держит в поле зрения вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 6 декабря 2022 г. был предметно рассмотрен вопрос обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.
    Серьезное внимание в Вооруженных Силах отводится вопросам воспитания личного состава. Система идеологической работы Вооруженных Сил, включает работу с военнослужащими и гражданским персоналом, населением страны и международной общественностью.
    Основу работы с населением составляет патриотическое воспитание граждан, в том числе в рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.
    С сентября 2021 г. в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, главная задача которого заключается в организации и координации работы учреждения по соответствующему направлению.
    Одной из форм работы с учащейся молодежью стала деятельность военно-патриотических клубов на базе воинских частей.

    Справочно:
    18 военно-патриотических клубов с общим количеством воспитанников более 1500 человек действуют на территории воинских частей внутренних войск МВД. Также создано 9 клубов при воинских частях (263 учащихся), подчиненных Министерству обороны.

    Кроме того, в учреждениях общего образования функционирует
    755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом
    3579 обучающихся.

    На протяжении 20 лет Минобразования во взаимодействии с Минобороны организуется республиканские лагеря и слеты военно-патриотической направленности. С 2022 года возобновлено проведение военно-спортивной игры ”Орленок“ на базе 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады.

    4. Оборонно-промышленный комплекс Республики Беларусь
    ”Оборонно-промышленный комплекс является одним из важнейших высокотехнологичных секторов белорусской экономики. Естественно, мы должны опираться на отечественного производителя вооружений“, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшемся 10 мая 2022 г. совещании по государственному оборонному заказу на 2022 год.
    Оборонный сектор экономики представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, способный разрабатывать и производить современные типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию.

    Справочно:
    В систему Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь входят 46% организаций, имеющих научный статус.
    Ежегодно проводится не менее 10 опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).

    Несмотря на беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада работу оборонного сектора экономики нашей страны можно охарактеризовать как плановую и стабильную, ориентированную как на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа, так и на выполнение обязательств по реализации внешнеторговых контрактов.
    За последние три года предприятиями оборонного сектора экономики в Вооруженные Силы было поставлено более 3 тыс. единиц новых образцов ВВСТ и вспомогательного оборудования.
    Отремонтировано и модернизировано более 70 образцов ВВСТ и более 500 единиц дополнительного оборудования (рулевые винты, двигатели для бронетехники, блоки РЛС и ЗРК и др.).
    Широко известными отечественными брендами являются автоматизированные средства управления войсками и оружием холдинга ”АГАТ“, оптика ”Пеленга“ и БелОМО, тягачи производства МЗКТ. Признание на мировом рынке получили созданные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

    5. Международное военное сотрудничество Республики Беларусь
    Приоритетные направления международного военного сотрудничества:
    обеспечение поддержания стратегического уровня международного военного сотрудничества с Российской Федерацией;
    повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности, подготовка и участие в учениях ОДКБ, реализация положений Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года;
    реализация целей многостороннего военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, подготовка решений, выносимых на рассмотрение заседаний Совета министров, Координационных комитетов и Координационных совещаний государств – участников СНГ;
    поддержание максимально возможного уровня военного сотрудничества с Китайской Народной Республикой;
    расширение сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки;
    расширение участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках ОДКБ;
    стабилизация отношений со странами коллективного Запада
    с учетом национальных интересов.

    Кроме того, в рамках предстоящего вступления Республики Беларусь в Шанхайскую организацию сотрудничества особое внимание уделяется участию в мероприятиях ШОС.
    На фоне складывающейся в последний год военно-политической обстановки у границ России и Беларуси нашими странами приняты дополнительные эффективные меры по обеспечению безопасности Союзного государства.
    На территории Беларуси поэтапно развертывается региональная группировка войск двух стран.

    Справочно:
    В числе последних масштабных мероприятий выделяются совместное оперативное учение ”Союзная решимость – 2022“
    (01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.

    Динамично развивается военно-техническое сотрудничество оборонных ведомств двух стран.

    Справочно:
    Например, заслуживает внимания ряд договоренностей сторон о передаче Вооруженным Силам Республики Беларусь наиболее перспективных образцов вооружения, в том числе полкового комплекта зенитно-ракетного комплекса С-400 и ракетного дивизиона оперативно-тактического ракетного комплекса ”Искандер“. Проведена работа по обучению белорусских специалистов эксплуатации данных комплексов (систем) вооружения.

    Ведется работа по созданию трех учебно-боевых центров совместной подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.
    Республика Беларусь рассматривает ОДКБ в качестве гаранта международной и региональной безопасности, стабильности, а также защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.
    Стоит подчеркнуть, что в 2023 году функции председателя в ОДКБ выполняет Беларусь. Основополагающими целями в ходе белорусского председательства являются: на внутреннем контуре – повышение сплоченности государств-членов ОДКБ и урегулирование противоречий между ними в целях укрепления Организации, обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности; на внешнем контуре – усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений, а также комплексное соответствие деятельности ОДКБ контексту региональной и глобальной безопасности.

    Справочно:
    Основным мероприятием, которое позволило оценить уровень взаимодействия при принятии решения о задействовании сил и средств коллективной безопасности, стала миротворческая операция Коллективных миротворческих сил ОДКБ на территории Казахстана в январе 2022 г.
    В течение прошлого года проведен ряд мероприятий с участием белорусских военнослужащих: командно-штабное учение ”Взаимодействие – 2022“ с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ; специальное учение ”Поиск – 2022“ с силами и средствами разведки; учение ”Эшелон – 2022“ с подразделениями материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ.

    Одним из направлений международного военного сотрудничества является участие армейских команд Вооруженных Сил Республики Беларусь в ежегодных Армейских международных играх (АрМИ). Часть конкурсов в рамках данных игр проводятся на территории Республики Беларусь. Наши команды традиционно находятся среди лидеров армейской олимпиады, традиционно занимая призовые места в общем зачете.

    Справочно:
    VIII ”Армейские международные игры – 2022“ прошли на трех континентах в 12 государствах. Белорусские военнослужащие приняли участие в 27 конкурсах из 34 заявленных. В копилке наших команд
    25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.

    6. Вклад Республики Беларусь в укрепление
    архитектуры безопасности и стабильности в мире
    Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров. Во главу угла белорусская сторона ставит принцип неделимости безопасности, в соответствии с которым нельзя строить чью-то безопасность за счет других.
    Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без каких-либо предварительных условий и оговорок (27 ноября 1996 г. в Россию был отправлен последний эшелон с межконтинентальными баллистическими ракета РС-12М ”Тополь“).
    По этому поводу Президент А.Г.Лукашенко, выступая 13 октября 2022 г. в г.Астане на шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии отметил: ”И что мы получили взамен? Заверения вместо реальных международно-правовых гарантий, пустые, ничем не подкрепленные декларации вроде Будапештского меморандума (прим. – подписан 5 декабря 1994 г. в г.Будапеште на саммите ОБСЕ руководителями США, Великобритании и России), бесконечные попытки дестабилизировать ситуацию в спокойной трудолюбивой Беларуси.
    Будучи с 1992 года полноправной участницей Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Беларусь вывела со своей территории 584 ракеты средней и меньшей дальности с последующей их ликвидацией на полигонах бывшего СССР.
    По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами-участницами ДОВСЕ.
    Наша страна осуществляла активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
    Только в течение трех последних лет Глава белорусского государства выдвинул ряд масштабных инициатив, направленных на укрепление безопасности, снижение конфронтации и восстановление доверия между странами.
    В частности, было предложено сформировать ”пояс цифрового добрососедства“ путем заключения международных соглашений об обеспечении информационной безопасности.
    В целях заполнения правого вакуума, образовавшегося после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Глава белорусского государства выступил с инициативой о принятии многосторонней политической декларации стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе.
    Беларусь исходит из того, что урегулирование современной ситуации в мире требует еще более широкого, чем Хельсинкский, – глобального международного переговорного процесса ”в духе Сан-Франциско“ (Сан-Францисская конференция 1945 года разработала Устав ООН), с идеей которого Президент нашей страны выступил в 2022 году.
    Новое звучание приобретает еще одна широко известная белорусская инициатива об интеграции интеграций“. Развитие взаимодействия по линии ЕАЭС – ШОС – китайский проект ”Пояс и путь“, конвертация взаимного интереса к сотрудничеству ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и других регионов будут способствовать и снижению конфликтного потенциала в мире.
    Однако, к сожалению, в большинстве своем эти и другие белорусские мирные инициативы услышаны не были.
    С ноября 2021 г. практическое сотрудничество Республики Беларусь с НАТО в военной сфере не осуществляется ввиду его приостановки по инициативе альянса.
    Отдельные государства продолжают считать существующие механизмы контроля над вооружениями лишь способом для политизации проблем, игнорируя конструктивные посылы со стороны Беларуси и России. Отличительной чертой современной международной политики стал дефицит доверия.



    ****

    Празднуя 105-летие Вооруженных Сил Республики Беларусь, мы преклоняем головы перед немеркнущими подвигами наших предков, в жестоких сражениях, отстоявших Отечество ценою собственных жизней, гордимся их самоотверженностью и несокрушимой силой духа.
    Беларусь никогда не была и не будет источником зла и насилия. Неоспоримой ценностью для белорусов всегда выступал и выступает мир. Об этом свидетельствует вся наша многовековая история – ни одна из множества войн, проходивших на нашей территории, не затевалась по инициативе белорусского народа. Не случайным стало и объявление в Беларуси
    2023 года
    Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.
    Но вместе с тем, мы никому не позволим покушаться на стабильность и достаток в общем белорусском доме. В нашей стране сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Белорусская армия способна сберечь Республику Беларусь и стать надежной опорой для союзников.
    Президент А.Г.Лукашенко в Новогоднем обращении к белорусскому народу особо отметил: ”Всё в нашей жизни будет зависеть от каждого из нас. И от всех нас вместе. Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон“.
    Материалы в формате PDF
    Январь
Show details for Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-Приоритеты и основные достижения белорусской науки. Научно-технологическая безопасность

Show details for Материалы 2022Материалы 2022


Terms of use