The access keys for this page are:

Additional accessibility information for w3.ibm.com can be found on the w3 Accessibility Statement page.

Start of masthead

IBM LogoДомой
Транспартная iнспекцыя Мiнiстэрства транспарту i камунiкацый РБ
220088 Рэспубліка Беларусь,Мiнск, Смaленская 15
Обновите браузер --This Web page is best used in a modern browser. Since your browser, please upgrade your web browser at the ISSI site.

Updated on 12 April 2024

 

Единый день информирования




    Апрель
Hide details for Всебелорусское народное собраниие – гарант политической стВсебелорусское народное собраниие – гарант политической стабильности и суверенитета
В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83 % от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73 % избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».


ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г. Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу» – предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

«Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ
ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 891);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9 % по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3 %.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5 % (в 2022 году – 3,6 %) (при целевом ориентире – не более 4,2 % к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8 % (при прогнозе 7–8 %). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7 % (при прогнозе 102,4 %).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1 % (например, динамика в животноводстве – 104,5 %, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9 %, скота и птицы – на 2,7 %).

Темпы в строительстве выросли до 111,1 %. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4 % больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7 % к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.


ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ
ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.


ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность – 350 человек) – представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.


ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70 % исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.


****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

    Февраль
Show details for Выборы депутатов 2024: аргументы и фактыВыборы депутатов 2024: аргументы и факты
    Январь
Hide details for Год качества – залог успеха социально-экономического развиГод качества – залог успеха социально-экономического развития страны

    Во всех передовых в техническом отношении странах мира большое внимание уделяется проблемам повышения качества выпускаемой продукции. Это относится к потребительским товарам, к средствам производства, к сельскохозяйственной продукции, к строительным сооружениям и вообще ко всем продуктам труда человека и эффективному труду как таковому.
    Международные стандарты трактуют качество, как способность характеристик продукции (системы, процесса) удовлетворить требования потребителей и других заинтересованных сторон. При этом во многих странах в понятие ”качество“ вкладывается разный смысл.

    Справочно:
    Например, в Германии – это ”соответствие характеристикам“, во Франции – ”чувство удовлетворения“, ”роскошь“, в Италии – ”стиль“, в Японии – ”усовершенствование“, ”безупречность“.

    В Беларуси с середины 1990-х годов достижение качества во всех сферах жизнедеятельности страны изначально было определено важнейшей задачей государственной политики. В белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики качество рассматривается, в первую очередь, с позиции качества жизни людей.
    При этом каждый из нас является не только потребителем, но и создателем качества. От того, насколько качественным будет отношение к труду, к тому, что и как человек делает на своем рабочем месте, зависит конкурентоспособность белорусских товаров, услуг, а значит – уровень благополучия страны в целом и каждого гражданина.
    В целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны Глава государства 27 ноября 2023 г. подписал Указ № 375 ”Об объявлении 2024 года Годом качества“.
    5 января 2024 года в ходе совещания об основных направлениях работы по совершенствованию качества в 2024 году и Знаке качества Республики Беларусь Президент нашей страны подчеркнул: Мы должны превзойти себя…Мы пришли к такой ситуации, когда надо подниматься на ступень выше, а может быть, и на две. Во-первых, нас жмут со всех сторон, легче не будет, это объективно. А во-вторых, нельзя остановиться. Если остановимся, начнется загнивание, как в истории нашего государства часто бывало (и не только нашего)“.

    1. Качество труда – залог конкурентоспособности Беларуси

    Качество – это важнейший приоритет в политике нашей страны. Достижение высокого качества белорусской продукции, оказываемых в нашей стране услуг – определяющий фактор успешного продвижения отечественных товаров на внешних рынках, а значит – укрепление национальной экономики.
    Главный критерий высокого качества отечественной продукции – это постоянно растущий экспорт белорусских товаров и услуг и узнаваемость нашего национального бренда ”Сделано в Беларуси“, который представлен в 160 странах мира.
    Согласно статистике, за 11 месяцев 2023 года белорусский экспорт достиг 36 млрд долл. США и превысил показатель за аналогичный период 2022 года почти на 6%. Растет и география поставок.
    Об узнаваемости Беларуси свидетельствует не только рост экспорта, но и количества людей, посещающих страну. В прошлом году в Беларуси побывали 1,6 млн человек из 173 стран (это только организованные посещения).
    Востребованы среди иностранцев не только достопримечательности нашей страны: к нам едут лечиться (в 2023 году 123 тыс. граждан из 149 стран оказаны медицинские услуги) и учиться (25 тыс. студентов из более чем 100 стран мира получают образование в Беларуси).
    ”По-белорусски“ – уже значит качественно. Конкурентным преимуществом нашей продукции было и остается соотношение ”цена – качество“.
    Повышение качества производимой продукции предполагает внедрение современных технологий производства, форм контроля качества и организации труда, рационализаторских инициатив, а также высокую мотивацию сотрудников и поддержание благоприятной атмосферы внутри коллектива. Здесь работа найдется всем: руководителям и ученым, производственникам и общественным активистам.
    Надо доступно разъяснить каждому работнику новые правила, по которым ему экономически будет невыгодно работать плохо. Качество работы, строгое соблюдение технологической дисциплины являются условиями повышения благосостояния человека.
    Как справедливо отметил Глава нашего государства на совещании 5 января 2024 г., ”не должно быть формализма и разгильдяйства…Начинайте с себя. Вовремя приходите на работу и начинайте работать качественно“.
    Ключевые направления по повышению качества производства и качества жизни:
    – повышение конкурентоспособности промышленного комплекса (производство востребованной качественной, в том числе экспортно-ориентированной и импортозамещающей, продукции; повышение уровня сервиса (послепродажного обслуживания) белорусскими производителями);
    – бережное и продуманное отношение к ресурсам (дальнейшая модернизация и техническое переоснащение производств с внедрением современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; применение современных материалов и технологий при проектировании и строительстве многоквартирных жилых домов);
    – устойчивая энергетика и энергоэффективность (модернизация электроэнергетической инфраструктуры за счет реконструкции и строительства линий электропередачи различных классов напряжения в объеме не менее 2700 км; расширение возможностей использования населением электрической энергии для целей отопления и горячего водоснабжения);
    – ускоренное развитие сферы услуг (повышение качества бытового обслуживания населения в сельской местности; совершенствование функционала портала рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения);
    – создание комфортных условий для инвестирования и ведения бизнеса (содействие росту кооперационных цепочек, создаваемых промышленными флагманами с субъектами малого и среднего бизнеса; совершенствование электронного взаимодействия с плательщиками в целях обеспечения комфортных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств);
    – укрепление демографического потенциала и здоровья нации (пропаганда здорового образа жизни для качественного долголетия и сохранения здоровья нации; проведение диспансеризации населения);
    – повышение качества и доступности образования.
    Важно помнить, что текущие вызовы экономики – это не только ограничения, но и новые возможности для повышения конкурентоспособности нашей продукции. Несмотря на предпринимаемые попытки сторонников долларовой модели мировой экономики сохранить свое господство, переформатирование мира уже не остановить. Мы видим его новые контуры и место нашей страны в нем. Пропуском для нас в этот новый мир служат достижения экономики, делиться которыми мы готовы со всеми, кто видит в Беларуси партнера. В этой связи спрос на Беларусь в мире колоссальный. Отечественные технологии, производства, услуги позволяют обеспечивать суверенитет страны сегодня и являются залогом успешного будущего. При одном условии – если мы будем неустанно работать над качеством, как это всегда было присуще белорусам.

    2. Обеспечение качественных показателей путем стимулирования инициативы, укрепления в обществе социального оптимизма
    Качество – это показатель не только экономической выгоды и целесообразности, но также социального здоровья и благополучия. Это подразумевает необходимость повышенного внимания к следующим позициям:
    формированию чувства личной ответственности за результат работы. Каждый должен понимать простую истину – добросовестное выполнение своих обязанностей является ключевым условием достижения общего успеха;
    повышению мотивации труда. Здесь уместно использовать советское наследие и опыт (соревнования, рационализаторство, наставничество, меры морального и материального стимулирования и др.);
    поддержанию здорового и благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе, без которого невозможно формирование сопричастности к результатам общего труда.
    Стимулировать организации в работе по повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, внедрению современных методов менеджмента качества помогают республиканские конкурсы в области качества и делового совершенства.
    Контроль за качеством производимой продукции или выполняемых работ – это не только задача технологов, она должна стать важной задачей для первичек ФПБ, БРСМ, Белой Руси, а общественный контроль за обеспечением качества – одним из направлений их деятельности.
    В идеале каждый гражданин должен осознавать, что благосостояние страны, от которого зависит личная удовлетворенность качеством жизни, прежде всего обеспечивается эффективностью его труда.
    В свою очередь люди труда заслуживают, чтобы в них общество видело своих героев, а трудолюбие и профессионализм стали мерилом социального успеха и общественного признания.

    3. Знак качества: традиция прошлого и настоящее
    Трудолюбивым белорусам ментально близок и Год качества, и ”Знак качества“. Готовится проект Указа Президента Республики Беларусь ”О Государственном знаке качества“. Присвоение данного знака будет означать высшую степень как оценки и признания продукции предприятия, так и ответственности за оказанное доверие.

    Изображение Государственного знака качества

    Государственный знак качества представляет собой пятиугольник красного цвета со слегка выпуклыми сторонами.

    В центре Государственного знака качества на белом поле – стилизованное изображение перевернутой буквы ”К“ из двух стреловидных элементов красного цвета. В верхней части Государственного знака качества – надпись ”БЕЛАРУСЬ“ красного цвета.

    Пять углов Государственного знака качества символизируют качество белорусской продукции, достигаемое сочетанием пяти показателей производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности.

    Нижний стреловидный элемент означает устойчивость системы качества, верхний, как символичные весы, – оптимальное соотношение общественного мнения о продукции и достижений производства.


    В своем новогоднем обращении к белорусскому народу Президент Республики Беларусь сказал: ”Качество давно стало стилем жизни белорусов, национальной чертой, а теперь станет символом всех начинаний. В нашу жизнь вернется добрая традиция присваивать почетный знак лучшим производителям товаров и услуг. Его первые обладатели войдут в историю независимой Беларуси“.
    В этом вопросе Беларусь будет основываться на традициях советского периода. ”Этот исторический период дал старт нашему национальному развитию. Теперь вы понимаете, почему я ”цепляюсь“ за то советское время: если бы не было того советского времени, не было бы самых современных и новых образцов. Загубить все – проще, но на базе чего мы бы создавали новые, прогрессивные образцы? Этой базы бы не было. Умные люди сохраняют и развивают все то, что накоплено прежними поколениями. Мы это сделали“,заявил на совещании
    5 января 2024 г. белорусский лидер.

    Справочно:
    Государственный знак качества СССР введен в действие
    20 апреля 1967 г. в целях стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства. Он разработан Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации.

    ”Знак качества“ в БССР
    Первым Государственный знак качества в республике получила продукция БелАЗа – карьерный самосвал БЕЛАЗ 540.
    Если в 1967–1970 годах он присвоен 54 изделиям, то уже
    в 1973 году – 614. На начало 1978 года в БССР Государственный знак качества имели
    2,8 тыс. изделий, из них 1,9 тыс. – товары народного потребления. Доля продукции с Государственным знаком качества в общем ее выпуске составляла: строгальных станков – 93,7%, протяжных станков – 78,9%, измерительных приборов – 48,3%, грузовых автомобилей – 94,2%, тракторов – 98%, мотоциклов – 86,2%, холодильников бытовых – 92%, телевизоров широковещательных – 53,3%, радиоприемников широковещательных – 39,9%.
    В числе аттестованных изделий – автомобили семейства МАЗ и БелАЗ, металлорежущие станки, тракторы, измерительные приборы, телевизоры, холодильники, мебельные гарнитуры, наручные часы, ткани, швейные и трикотажные изделия, пищевая и другая продукция белорусских предприятий.
    Официально использование Государственного знака качества прекращено с распадом СССР, однако некоторые производители продолжали наносить его на свою продукцию вплоть до 1994 года.
    На присвоение Государственного знака качества суверенной Беларуси может претендовать продукция таких известных в нашей стране и за рубежом компаний как ОАО ”МТЗ“ (трактор Belarus), ОАО ”БЕЛАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ“ (карьерный самосвал БЕЛАЗ 7513), ОАО ”МАЗ“ – управляющая компания холдинга ”БЕЛАВТОМАЗ“ (автомобиль-самосвал МАЗ-65262L); ОАО ”ИНТЕГРАЛ“ – управляющая компания холдинга ”ИНТЕГРАЛ“ (линейка лавинных фотодиодов), КУП ”Молочный гостинец“ (молочная продукция в ассортименте) и др.
    При этом на совещании 5 января 2024 г. Глава государства заявил: ”БЕЛАЗы, МТЗ, МАЗ и так далее – не могут не иметь знака качества на какой-то свой товар. Но этот товар должен быть уникальным, он должен быть конкурентоспособным на международных рынках“.
    Новый знак будет получать самая лучшая продукция. Однако это не значит, что остальная продукция и услуги станут хуже или будут некачественными. Наоборот – это стимул и мотивация к тому, чтобы достичь более высокой планки в оценке, найти самые эффективные решения и приемы в работе, и получить наилучший результат.
    Мы говорим о движении вверх – создании нового механизма еще более сильной конкуренции и мотивации.
    И определяющими здесь должны быть меры нематериального стимулирования, как это и было во времена СССР.
    С одной стороны – гордость производителя за качество своей работы и следуемый за этим общественный статус. С другой – узнаваемость продукции и услуг и кратное повышение их востребованности за счет гарантированного соответствия стандартам, подтверждаемого государством.

    4. Повышение качества жизни – дело каждого
    Необходимо различать понятия уровня жизни и качества жизни. Если в первом случае речь идет о конкретном просчитываемом экономическом показателе, который отражает уровень обеспеченности материальными благами, то второй подразумевает степень удовлетворения широкого круга потребностей человека – материальных, духовных, социальных, охватывая физическое, психологическое здоровье человека.
    Крайне важно изменить у людей отношение к пониманию качества. Его невозможно измерить исключительно цифрами. Есть области, в которых только сам человек может улучшить показатель качества. Это т.н. ”территория личной ответственности“: самообразование, собственное здоровье, занятие спортом, культура отдыха, семейных отношений, благоустройство территории и др.
    В Беларуси созданы условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения: поддерживается высокий уровень безопасности, создаются новые рабочие места, обеспечены устойчивый рост реальной заработной платы, равный доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, сохранены и приумножаются культурные ценности, поддерживается высокий уровень социальной защиты, созданы условия для участия в общественной жизни.

    Справочно:
    По данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе–октябре 2023 г. составили 106,1% к уровню
    января–октября 2022 г.

    Однако благосостояние должно быть предметом совместной заботы человека и государства. Личная ответственность граждан – самообразование, здоровье, досуг, семейное благополучие и др.
    ”Мы видим возрастающий спрос на ценности социального государства... Возвращение к этим ценностям – вопрос качества жизни людей: духовной сферы, экономического благополучия, социальной справедливости. Все здесь взаимосвязано“, – сказал Александр Лукашенко на совещании, посвященном вопросам проведения Года качества.
    Качественный подход – это еще и уважение к себе. Жить и работать по принципам качества – значит находиться в постоянном личном совершенствовании:
    непрерывно развиваться, получать знания. Для реализации на практике принципа ”образование через всю жизнь“ государство предоставило гражданам все возможности;
    следить за своим здоровьем (своевременная диспансеризация, здоровое питание и др.). В здравоохранении реализован ряд мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению. Крепкое здоровье – один из главных показателей благополучия человека;
    в жизни человека важное значение имеет его культурный досуг. Для этого в нашей стране созданы все условия (функционируют театры, концертные организации, музеи, библиотеки; проводятся фестивали, праздники и др.);
    поддерживать хорошую физическую форму (обустроены площадки для занятий спортом, спортивной ходьбой, велосипедные дорожки, проводятся республиканские и региональные спортивно-массовые мероприятия, туристические и др.);
    жить в семейном согласии и мире с окружающими людьми.
    Задача Года качества – это еще и приобщение населения к занятиям спортом, здоровому образу жизни, повышение культуры времяпровождения, укрепление семейных отношений. Поэтому приоритетное внимание необходимо уделить формированию у граждан личной ответственности за повышение качества жизни.
    Люди должны видеть, что это Год качества. И наше жесточайшее требование к качеству жизни людей, к самим себе, комплекс мероприятий – должно быть видно, что в стране идет Год качества и когда он закончится, вот его результат“, – заявил Глава государства на совещании 5 января 2024 г.

    ****
    Беларусь не обладает значительными природными богатствами. Поэтому благополучие жителей нашей суверенной страны не придет само по себе. Мы можем его обеспечить только своим трудом, интеллектом и настойчивостью. Успех зависит от того, насколько эффективно, творчески и результативно будет трудиться каждый из нас.
    Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 12 сентября 2023 г. во время вручения государственных наград заслуженным людям страны особо подчеркнул: ”Работая в самых разных сферах, ставя перед собой самые разные цели, мы достигаем высоких результатов, которые в итоге становятся общим успехом, успехом всей нашей страны. И чем больше личных достижений, тем сильнее наша Беларусь“.
    Комплекс экономических, идеологических, культурных и иных мероприятий, запланированных в Год качества, направлен на достижения амбициозной цели: поставить контроль качества производимых товаров и услуг, качества жизни страны на более высокий уровень. И эта цель будет достигнута, если каждый белорус определит для себя свой личный план по повышению качества своей работы, своей жизни и будет усердно ему следовать.
    Стандарты качества мы сохранили, приумножили, теперь – этап улучшения. Довольствоваться достигнутым нельзя!

    Материалы в формате PDF



Show details for Материалы 2023Материалы 2023
Show details for Материалы 2022Материалы 2022


Terms of use